МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Лукашова Н.А.

МОУ «Скороднянская СОШ»

Губкинского района

От уровня раннего развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями

В современных условиях проблема нарушений связной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Поэтому перед педагогами всегда стояли и стоят задачи коренного улучшения воспитания и обучения подрастающего поколения. Решение этих задач неразрывно связано со своевременным выявлением и профилактикой отклонений в речевом развитии детей [8].

Вся работы состоит в создании определенной системы применения методов и приемов, нацеленных на развитие связной речи у младших школьников с ОНР через систему логопедических занятий, в эффективном применении на практике известных научных положений о системе работы над развитием связной речи и совершенствования на этой основе системы логопедического процесса.

Работа включает цикл упражнений, создающих оптимальную умственную и речевую нагрузку на ребенка, который обеспечивается подбором разнообразного наглядного дидактического материала.

Занятие по развитию речи для учащихся 1-го класса с общим

недоразвитием речи

Тема: Осень /обобщение/

Цели: Расширять у учащихся знания и представления об

особенностях каждого месяца.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.

Систематизировать знания детей об осени и осенних

явлениях.

Активизировать словарь по данной теме.

Воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе.

Содержание занятия

Дидактический материал

Организационный момент

Закружила осень

Рыжие метели,

Золотые листья

С кленов полетели,

Закружился листьев

Пестрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лед

— О чем говорилось в стихотворении?

— Назовите осенние месяцы.

— Осень в сентябре, октябре, ноябре какая? (ранняя, золотая, разноцветная, поздняя, холодная, сырая, морозная

Стихотворение

[7].

1. Сюжетные картины [1] (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Тема. /Сообщение/

Сегодня мы поговорим об осенней поре. Что же происходит осенью?

Предварительная работа

Игра. «Подбери действие»

— Птицы осенью ( улетают )

— Звери осенью ( готовятся к зиме )

— Урожай осенью (убирают)

— Дождь осенью (моросит)

— Люди осенью (одеваются теплее)

— Листья осенью (желтеют, опадают)

3. Сюжетные картины [2].

Игра. «Подбери признак»

— Листья осенью (какие?) /Желтые, красные, золотые, бвгряные/

— Как можно об этом сказать одним словом? /Разноцветные/

— Дождь осенью (какой?) /Холодный, мелкий, моросящий/

— Погода осенью (какая) /Пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью)/

Деревья осенью (какие) /Ранней — с разноцветными листьями, поздней – голые/

4. Карточки, фишки [2].

Физкультминутка

«Листики осенние»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Сюрпризный момент

Стук в дверь. Логопед заносит в кабинет корзину с разноцветными листьями. Среди листочков находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые строчки и детям придется самим догадаться, о чем там было написано.

Логопед читает текст, дети вставляют подходящие по смыслы пропущенные слова, которые логопед старается записать.

Рассказ

На смену лету пришла … (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Часто моросят … (дожди). Люди надевают … (теплую одежду). В садах и огородах … (собрали урожай). Зверям некогда резвиться, они делают … (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

6. Корзина с разноцветными листьями. Текст с размытыми словами. Маркер.

[1]

Чтение рассказа, составленного с помощью ответов детей логопедом

Пересказ по цепочке детьми.

— О каком времени года говорили?

— Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)

Работа в тетради (обводка шаблона листа, украшение буквой «О»)

— Я хочу, чтобы у вас остались хорошие впечатления об осени.

— Обведите цветным карандашом лист осенний.

-Давайте назовем первый звук в слове «осень» [О].

А теперь украсьте свои листики буквой «О»

9. Тетради, ручки, цветные карандаши

Итог занятия /Рефлексия/

— Что понравилось?

— Давайте составим вместе осенний букет нашего настроения.

 Если вам понравилось занятие – красный лист.

 Если не очень понравилось – желтый лист.

 Если совсем не понравилось – зеленый лист.

10. Разноцветные кленовые листья, ваза.

Развитие связной речи у младших школьников с ОНР через систему

логопедических занятий позволяет устранить нарушения устной и письменной форм речи, способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления и т.д.) [8]. Использование работы по развитию связной речи у младших школьников с ОНР является необходимым условием эффективности логопедического воздействия через систему логопедических занятий на развитие устной и письменной связной речи. В процессе обучения эти учащиеся без такой помощи не только очень часто оказываются в числе стойко неуспевающих по родному языку и математике, но и испытывают затруднения в процессе обучения вообще. Поэтому дети с общим недоразвитием речи принадлежат к числу учащихся, которые нуждаются в логопедической помощи в первую очередь.

Литература

Гомзяк О.С. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников)

Лухтай Л.К., Виноградова О.Н. «Дидактический материал по развитию речи в начальных классах». – Киев: Радянська школа, 1990.

Миронов Р.А. Двенадцать месяцев года. М.: Советская Россия, 1991.

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 1 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011 – (Юным умникам и умницам).

Самоукина Н.В. Игры, в которые играют // Психологический практикум. – Ростов на Дому. – М.: Феникс + Дубна, 2000.

Шорыгина Т.А. Солнечный зайчик: Стихи для детей. М.: ИСИПРИА, 1999.

Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Книга для учителя – логопеда. 2 – изд. доп. – М.: Просвещение, 1984. 159 с.