МО по ФГОС

План методической работы МОУ «Гимназия №58» с учётом модели и алгоритма деятельности ОУ по введению ФГОС НОО.

Принятие новых стандартов начального общего образования и введение их с 1 сентября 2011 года в учебный процесс образовательных учреждений во многом определяет направление деятельности методического объединения учителей начальных классов. Использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения детей требует определенного уровня компетентности учителя, позволяющей создать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых образовательных результатов у ребенка.

Переход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному методу требует изменения мировоззрения учителя начальных классов, всей привычной системы взаимодействия между ним и обучающимся, освоения культуры самоизменения и саморазвития, которую учитель затем должен передать ученикам. Поэтому появилась необходимость организации методической работы в начальном общем образовании, которая будет способствовать успешному введению ФГОС НОО.

Методическая работа – это деятельность, целью которой является развитие профессионализма педагогических кадров, выявление, обобщение и распространение наиболее ценного опыта в условиях внедрения Стандартов нового поколения, создание педагогами собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса.

Работа методического объединения по реализации ФГОС включает ознакомление с нормативно правовыми документами по введению ФГОС: определение планируемых результатов освоения школьниками основной образовательной программы; создание программы формирования УУД; разработку и обсуждение рабочих программ учебных предметов (УМК); проектирование программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; программы формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программы коррекционной работы; системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; изучение основных критериев оценки качества современного УМК для младших школьников; изучение основных критериев оценки качества образовательных программ в системе дошкольного образования; ознакомление с особенностями проектирования программы формирования УУД.

Основные направления деятельности методического объединения включают в себя аналитическую, информационную, организационно-методическую, консультационную деятельности.

План

работы методического объединения учителей начальных классов

Тема: «Профессиональная компетентность учителя начальных классов как средство повышения качества образования на этапе введения ФГОС НОО».

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности учителей начальной школы в проектировании и реализации образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов по учебным предметам в соответствии с ФГОС.

Задачи:

Знакомство участников методического объединения с достижениями современной педагогической науки и практики, инновационными педагогическими технологиями и методиками как средствами достижения высокого качества образования учащихся начальной школы.

Развитие педагогического творчества учителей и их профессиональной самореализации:

— анализ возможностей конкретных заданий учебника с точки зрения формирования УУД;

— анализ уроков, разработанных коллегами с позиций требования ФГОС;

отработка первичных умений по формированию у младших школьников УУД.

Глоссарий:

Компетентность

Содержание компетентности

Предметно-методологическая

Знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета

Психолого-педагогическая

Теоретические знания в области психологии и педагогики об индивидуальных особенностях учеников, умение использовать эти знания в образовательном процессе

Компетентность в области здоровьесберегающих технологий

Умение проектировать здоровьесберегающую среду; формирование здорового образа жизни у младших школьников

Информационно-коммуникационные технологии

Владение технологией использования информационно-коммуникационных технологий в предметном обучении. Владение методиками и технологиями медиаобразования

Коммуникативная компетентность

Практическое владение приемами общения

Исследовательская компетентность

Умение спланировать, организовать и провести педагогический эксперимент по внедрению инноваций и проанализировать эту деятельность

Компетентность в сфере трансляции собственного педагогического опыта

Выступления, статьи, издание учебно-методического материала, участие в профессиональных конкурсах, мастер-классы

Акмеологическая компетентность

Способность к постоянному профессиональному росту

План работы методического объединения учителей начальных классов

№ п/п

Тема

Сроки

выполнения

Ответственный

1. Аналитическая деятельность

1.

Мониторинг профессиональных затруднений учителей по ФГОС НОО (по предметам начальной школы)

Сентябрь

Авдеева М.Б.

2.

Мониторинг обеспечения образовательного учреждения материалами, учебниками, учебно-методической литературой

Сентябрь

Крученецкая В.И.

3.

Обновление базы данных о педагогах

Сентябрь

Авдеева М.Б.

4.

Обеспечение внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы

В течение года

Попова И.П.

5.

Мониторинг прохождения курсовой подготовки учителями начальных классов по реализации Стандарта второго поколения

В течение года

Попова И.П.

6.

Диагностика профессиональных потребностей учителей начальных классов в методической помощи на этапе введения ФГОС

В течение года

Авдеева М.Б.

2. Информационная деятельность

1.

Пополнение тематических папок «Нормативно-правовая документация по преподаванию предметов начальной школе», «Работа по преодолению профессиональных затруднений учителей начальных классов на этапе введения ФГОС» «Работа по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»

В течение года

Крученецкая В.И.

2.

Создание банка данных педагогической успешности учителя начальных классов на этапе введения ФГОС

В течение года

Попова И.П.

3.

Создание банка данных о новинках учебно-методической литературы по ФГОС НОО

В течение года

Авдеева М.Б.

4.

Информирование методического объединения учителей начальных классов об участии педагогов в реализации приоритетного национального проекта «Образование»

В течение года

Крученецкая В.И.

5.

Обмен опытом работы по проблеме «Развитие профессиональной компетентности учителя. Возможности Стандарта» (круглый стол)

Март

Крученецкая В.И., члены МО

3. Организационно – методическая деятельность

1.

Организация деятельности учителей начальных классов по проблеме «Модели организации работы и виды деятельности для достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования»

В течение года

Крученецкая В.И.

2.

Проведение заседаний методического объединения учителей начальных классов.

В течение года

Авдеева М.Б.

1-е заседание

Август

1.

Обсуждение итогов работы методического объединения и определение задач учителей на предстоящий учебный год по реализации ФГОС

Август

Авдеева М.Б.

2.

Новые нормативные документы в педагогической практике начальной школы

Август

Крученецкая В.И.

3.

Портфолио учителя – визитная карточка педагога-профессионала

Август

Попова И.П.

4.

Особенности организации курсовой переподготовки учителей начальных классов в 2011–2012 учебном году

Август

Попова И.П.

5.

Выставка-обзор «Новинки педагогической прессы по ФГОС НОО»

Август

Попова И.П.

2-е заседание:

1.

Построение системы работы педагога по повышению уровня собственной профессиональной компетентости (на основе материалов открытого урока)

Ноябрь

Крученецкая В.И.

3-заседание:

Январь

1.

Овладение инновационными педагогическими технологиями как важнейшее условие профессионального роста учителя и повышение качества образования учащихся в соответствии с требованиями ФГОС

Январь

Попова И.П.

2.

Место, роль и возможности педагогической диагностики в профессиональной деятельности учителя 1 класса (в рамках работы мастер-класса)

Январь

Авдеева М.Б.

3.

О затруднениях педагогов в моделировании урока в соответствии с требованиями ФГОС (в рамках работы мастер-класса)

Январь

Крученецкая В.И.

4-е заседание:

Март,

апрель

1.

Использование инновационных педагогических технологий как фактор профессионального роста учителя и повышения качества образования учащихся (на основе открытых уроков)

Март,

апрель

Попова И.П.

2.

Информация творчески работающих участников МО учителей начальной школы по введению ФГОС НОО.

Март,

апрель

Крученецкая В.И.

5-е заседание:

Май

1.

Обзор научно-методических публикаций по Стандартам второго поколения

Май

Авдеева М.Б.

2.

Формирование компетентности учителя: проблемы и перспективы

Май

Крученецкая В.И.

4. Консультационная деятельность

1.

По вопросу составления рабочей программы по предмету

Август-сентябрь

Авдеева М.Б.

2.

По вопросам требований ФГОС НОО

В течение года

Крученецкая В.И.

3.

По вопросам аттестации учителей начальных классов

В течение года

Попова И.П.

4.

По текущим вопросам, преодолению профессиональных затруднений

В течение года

Попова И.П.

5.

По учебно-методическому обеспечению на этапе внедрения ФГОС

В течение года

Авдеева М.Б.

6.

По подготовке документов для участия в профессиональных конкурсах

В течение года

Крученецкая В.И.

7.

По самообразовательной работе учителей, повышению их профессиональной компетентности

В течение года

Крученецкая В.И.

PAGE \* MERGEFORMAT 1