МО по предмету Лепка рисование ручной труд 2 класс VIII вид сложный дефект

г. Ейск Краснодарского края

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 8 VIII вида

г. Ейска Краснодарского края

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №____

от __________ 2012 года

Председатель педсовета

_____________ Т.В. Маркова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По курсу «Лепка, рисование, ручное творчество»

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) 2 класс (со сложной структурой дефекта) (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов 68 Уровень ___базовый___

(базовый, профильный)

Учитель Гетте Александра Александровна

Программа разработана на основе примерного учебного плана по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект (МО РФ от 03.04.2003 г. № 27/27 22-6), программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2010 г., рекомендациям по воспитанию и обучению детей и подростоков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2010 г.)

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

_______________ И.А. Демидова

«___» __________ 2012 года

г. Ейск Краснодарского края

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 8 VIII вида

г. Ейска Краснодарского края

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу «Лепка, рисование, ручное творчество»

(указать предмет, курс, модуль)

Классы 2 класс (со сложной структурой дефекта)

Учитель Гетте Александра Александровна

Количество часов: всего 68 часов; в неделю _2 часа;

Планирование составлено на основе рабочей программы

«Лепка, рисование, ручное творчество», утвержденной на педсовете

(протокол № ___ от _________2012 г.), учитель А.А. Гетте

(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Лепка, рисование, ручное творчество» составлена на основе примерного учебного плана по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект (МО РФ от 03.04.2003 г. № 27/27 22-6), программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2010 г., рекомендациям по воспитанию и обучению детей и подростоков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2010 г.)

Рабочая программа курса “Лепка, рисование, ручное творчество” в специальной (коррекционной) школе VIII вида рассчитана на учащихся 2 класса. Курс «Лепка, рисование, ручное творчество » входит в образовательную область «Изобразительная деятельность».

Включение изобразительной деятельности в программу начального обучения детей со сложной структурой дефекта продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.

Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей со сложной структурой дефекта изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания предшествующий школе период дети с выраженной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности. К 9 годам у них не сформирован интерес к изобразительной деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла.

Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности, предметной, игровой, конструктивной деятельности, а так же ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей со сложной структурой дефекта в овладении предметным изображением.

Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, конструирование, аппликацию. Содержание уроков планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучать при постепенном его усложнении.

Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово – стихи, загадки и др.

Цели изучения курса в специальной (коррекционной) школе VIII вида:

Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;

Закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью.

Продолжать учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;

Продолжать учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;

Учить рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно;

Закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;

Продолжать формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина;

Учить ориентироваться на листе бумаги (от низа, середины, угла листа);

Продолжать формировать представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий);

Продолжать учить детей самостоятельно раскрашивать красками поверхность листа;

Учить раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;

Закреплять навыки и умения работы цветными карандашами и красками;

Учить рисовать кистью, применяя приемы примакивания и касания кончиком кисти;

Продолжать развивать умение выполнять ритмичные движения в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

Продолжать учить рисовать краской, карандашами, фломастерами без задания;

Учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями;

Продолжать учить выполнять аппликации (накладывание на трафареты, вкладывание в прорези соответствующих деталей, наклеивание готовых и вырезанных самостоятельно форм);

Учить выполнению рваной аппликации;

Закреплять приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), штрихов, мазков, точек;

Продолжать учить в процессе декоративного рисования использовать яркие, сочные цвета в разном сочетании;

Закреплять умение работать с пластилином, глиной в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);

Продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;

Закреплять приемы работы с глиной, пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);

Формировать умение работать вместе с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ.

Таблица тематического распределения часов

Разделы, темы.

Кол-во часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1.

Подготовительные упражнения.

5

2.

Декоративное рисование.

17

3.

Работа с бумагой.

14

4.

Работа с пластилином.

13

5.

Форма, пропорция, конструкция.

9

6.

Композиционная деятельность

4

7.

Рисование с натуры

2

8.

Ручное творчество.

4

ИТОГО

не указано

68

Содержание учебной дисциплины:

1.Подготовительные упражнения (5 часов).

Вводный урок. Выполнение рисунков по замыслу учащихся.

Рисование по трафарету квадрата и круга.

Рисование по трафарету прямоугольника и треугольника.

Упражнения в проведении прямых вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на бумаге в клетку.

Рисование простейших узоров в полосе. Упражнения в проведении прямых линий разной толщины.

2. Декоративное рисование (17 часов).

Рисование простейших узоров в полосе.

Составление в полосе узора из кругов и квадратов.

Рисование по опорным точкам несложных предметов.

Рисование квадрата по опорным точкам.

Рисование круга по трафарету. Деление круга на части.

Рисование салфеточки прямоугольной формы.

Рисование орнамента по образцу.

Рисование с натуры альбома.

Рисование праздничных флажков.

Рисование с натуры «Бусы».

Рисование в полосе узора из геометрических фигур.

Составление в полосе узора для закладки.

Декоративное рисование. Деление круга на равные части.

Рисование с натуры носового платка.

Составление в полосе узора из треугольников.

Декоративное рисование узора для полотенца.

Рисование в полосе узора из растительных форм.

3. Работа с бумагой (14часов).

Аппликация из обрывных кусочков «Осеннее дерево».

Полуобъемная аппликация из смятой бумаги «Ветка рябины».

Работа с бумагой. Складывание из бумаги.

Работа с бумагой «Открытка со складным цветком».

Складывание из бумаги «Рыбка».

Складывание из бумаги «Кошечка».

Вырезание по линии «Бумажный цветок».

Плоскостное конструирование. Игрушка «Цыпленок в скорлупе».

Полуобъемная аппликация «Цветы в корзине».

Плоскостное конструирование «Гусеница».

Складывание из бумаги «Пароходик».

Плоскостное конструирование «Плетеный коврик из полос бумаги».

Аппликация из смятой бумаги «Цветы в корзине».

Симметричное вырезание. Аппликация «Самолет в облаках».

4. Работа с пластилином ( 13часов).

Лепка предметов из отдельных частей «Елочка».

Лепка предметов из отдельных частей «Домик».

Работа с пластилином «Орнамент в круге».

Аппликация из пластилина «Рыбка».

Лепка предметов шаровидной и овальной формы (помидор, огурец).

Лепка предметов конической формы (морковка, свекла).

Лепка макета «Снегурочка в лесу».

Лепка предметов из отдельных частей (пирамидка из четырех колец).

Лепка предметов из отдельных частей (грибы).

Лепка многодетальных изделий (курочка с цыплятами).

Лепка предметов из отдельных частей (снеговик).

Аппликация «Яблоко».

Конструирование из шишки и пластилина (ежик).

5. Форма, пропорция, конструкция ( 9часов).

Складывание из бумаги (пакетик, конверт).

Складывание из бумаги (кораблик).

Изготовление из бумаги гирлянды (флажки).

Конструирование из бумаги игрушки «Бумажный фонарик».

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и шапочка).

Рисование на тему: «Снежная баба».

Рисование с натуры светофора.

Рисование связки воздушных шаров.

Рисование по замыслу «Что бывает круглое».

6. Композиционная деятельность (4 часа).

Рисование веточки ели.

Рисование на тему: «Новогодняя елка».

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

Иллюстрация к сказке «Колобок».

7. Рисование с натуры ( 2часа).

Рисование с натуры игрушки-кораблика.

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

8. Ручное творчество (4 часа).

Объемное конструирование «Подсолнух».

Объемное конструирование «Матрешка».

Гофрированный веер.

Изготовление декоративной птицы.

Список рекомендуемой учебно – методической литературы:

Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2010.

Обучение и воспитание детей с тяжёлыми нарушениями интеллекта. Опыт, проблемы, перспективы. – Краснодар, 2005.

Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. – 2 изд. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Кузнецова Л.А. Ручной труд: Учебник по трудовому обучению для 1 кл. специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII вида. – 2-е издание – сПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР Протокол заседания методического

_______________ И.А. Демидова объединения учителей № ____

_______________ 2011 г. от _____________2012 г.

Руководитель МО начальных

классов____________А.А. Гетте

Лепка, рисование, ручное творчество.

I четверть – 18 часов

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Оборудование

По плану

Факт.

провед

Подготовительные упражнения.

5

1

1

Вводный урок. Выполнение рисунков по замыслу учащихся.

1

Сказочный герой, компьютер.

2

2

Рисование по трафарету квадрата и круга.

1

Геометрические фигуры, компьютер.

3

3

Рисование по трафарету прямоугольника и треугольника.

1

Геометрические фигуры, компьютер.

4

4

Упражнения в проведении прямых вертикальных, горизонтальных и наклонных линий на бумаге в клетку.

1

Сказочный герой, компьютер.

5

5

Рисование простейших узоров в полосе. Упражнения в проведении прямых линий разной толщины.

1

Сказочный герой, компьютер.

Декоративное рисование.

5

6

6

Рисование простейших узоров в полосе.

1

Образец, геометрические фигуры, шаблоны.

7

7

Составление в полосе узора из кругов и квадратов.

1

Образец, геометрические фигуры, шаблоны.

8

8

Рисование по опорным точкам несложных предметов.

1

Сказочный герой, образец, компьютер.

9

9

Рисование квадрата по опорным точкам.

1

Геометрические фигуры.

10

10

Рисование круга по трафарету. Деление круга на части.

1

Геометрические фигуры.

Работа с бумагой.

4

11

11

Аппликация из обрывных кусочков «Осеннее дерево».

1

Образец, заготовки.

12

12

Полуобъемная аппликация из смятой бумаги «Ветка рябины».

1

Образец, заготовки.

13

13

Работа с бумагой. Складывание из бумаги.

1

Геометрические фигуры.

14

14

Работа с бумагой «Открытка со складным цветком».

1

Геометрические фигуры, заготовки.

Работа с пластилином.

4

15

15

Лепка предметов из отдельных частей «Елочка».

1

Предметные картинки, компьютер, геометрические фигуры.

16

16

Лепка предметов из отдельных частей «Домик».

1

Предметные картинки, геометрические фигуры.

17

17

Работа с пластилином «Орнамент в круге».

1

Образец, круг.

18

18

Аппликация из пластилина «Рыбка».

1

Предметные картинки, шаблон – рыбка

II четверть – 14 часов

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Оборудование

По плану

Факт.

провед

Декоративное рисование.

5

19

1

Рисование салфеточки прямоугольной формы.

1

Образец, компьютер, картинки.

20

2

Рисование орнамента по образцу.

1

Образец, компьютер, картинки.

21

3

Рисование с натуры альбома.

1

Предметные картинки, натура.

22

4

Рисование праздничных флажков.

1

Предметные картинки, трафареты, компьютер.

23

5

Рисование с натуры «Бусы».

1

Предметные картинки, компьютер, трафареты, натура..

Работа с пластилином

3

24

6

Лепка предметов шаровидной и овальной формы (помидор, огурец).

1

Предметные картинки, натура, геометрические фигуры.

25

7

Лепка предметов конической формы (морковка, свекла).

1

Предметные картинки, натура, геометрические фигуры.

26

8

Лепка макета «Снегурочка в лесу».

1

Предметные картинки, образец, компьютер.

Форма, пропорция, конструкция.

4

27

9

Складывание из бумаги (пакетик, конверт).

1

Компьютер, образец.

28

10

Складывание из бумаги (кораблик).

1

Компьютер, образец.

29

11

Изготовление из бумаги гирлянды (флажки).

1

Предметные картинки, образец, компьютер.

30

12

Конструирование из бумаги игрушки «Бумажный фонарик».

1

Предметные картинки, сказочный герой, шаблоны

Композиционная деятельность.

2

31

13

Рисование веточки ели.

1

Предметные картинки, сказочный герой

32

14

Рисование на тему: «Новогодняя елка».

1

Предметные картинки, сказочный герой

III четверть – 20 часов

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Оборудование

По плану

Факт.

провед

Форма, пропорция, конструкция.

4

33

1

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и шапочка).

1

Предметные картинки, компьютер

34

2

Рисование на тему: «Снежная баба».

1

Предметные картинки, компьютер

35

3

Рисование с натуры светофора.

1

Предметные картинки, плакат, компьютер

36

4

Рисование связки воздушных шаров.

1

Предметные картинки, шарики, компьютер

37

5

Рисование по замыслу «Что бывает круглое».

1

Предметные картинки, компьютер

Декоративное рисование

2

38

6

Рисование в полосе узора из геометрических фигур.

1

Предметные картинки, геометрические фигуры

39

7

Составление в полосе узора для закладки.

1

Предметные картинки, геометрические фигуры

Работа с пластилином

6

40

8

Лепка предметов из отдельных частей (пирамидка из четырех колец).

1

Предметные картинки, предметы.

41

9

Лепка предметов из отдельных частей (грибы).

1

Предметные картинки, предметы.

42

10

Лепка многодетальных изделий (курочка с цыплятами).

1

Предметные картинки, компьютер.

43

11

Лепка предметов из отдельных частей (снеговик).

1

Предметные картинки, компьютер.

44

12

Аппликация «Яблоко».

1

Предметные картинки, предметы.

45

13

Конструирование из шишки и пластилина (ежик).

1

Предметные картинки, компьютер.

Рисование с натуры.

2

46

14

Рисование с натуры игрушки-кораблика.

1

Предметные картинки, компьютер.

47

15

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

1

Предметные картинки, кубики

Композиционная деятельность

2

48

16

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

1

Предметные картинки, предметы, компьютер.

49

17

Иллюстрация к сказке «Колобок».

1

Предметные картинки, предметы, компьютер.

Работа с бумагой.

3

50

18

Складывание из бумаги «Рыбка».

1

Предметные картинки, поделка, компьютер.

51

19

Складывание бумаги «Кошечка».

1

Предметные картинки,

поделка, компьютер.

52

20

Вырезание по линии «Бумажный цветок».

1

Предметные картинки, поделка, компьютер.

IV четверть – 16 часов

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

Оборудование

По плану

Факт.

провед

Декоративное рисование

5

53

1

Декоративное рисование. Деление круга на равные части.

1

Геометрические фигуры (круг)

54

2

Рисование с натуры носового платка.

1

Предметные картинки, предметы

55

3

Составление в полосе узора из треугольников.

1

Предметные картинки, геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник).

56

4

Декоративное рисование узора для полотенца.

1

Предметные картинки, геометрические фигуры (прямоугольник, треугольник).

57

5

Рисование в полосе узора из растительных форм.

1

Предметные картинки, компьютер

Работа с бумагой.

7

58

6

Плоскостное конструирование. Игрушка «Цыпленок в скорлупе».

1

Предметные картинки, геометрические фигуры, компьютер.

59

7

Полуобъемная аппликация «Цветы в корзине».

1

Предметные картинки, компьютер

60

8

Плоскостное конструирование «Гусеница».

1

Предметные картинки, геометрические фигуры (круг)

61

9

Складывание из бумаги «Пароходик».

1

Предметные картинки, шаблоны, поделка

62

10

Плоскостное конструирование «Плетеный коврик из полос бумаги».

1

Цветные полоски, шаблоны, компьютер

63

11

Аппликация из смятой бумаги «Цветы в корзине».

1

Шаблоны, компьютер.

64

12

Симметричное вырезание. Аппликация «Самолет в облаках».

1

Шаблоны, компьютер.

Ручное творчество

4

65

13

Объемное конструирование «Подсолнух».

1

Цветные полоски, шаблоны.

66

14

Объемное конструирование «Матрешка».

1

Предметные картинки, трафареты, шаблоны

67

15

Гофрированный веер.

1

Предметные картинки, шаблоны

68

16

Изготовление декоративной птицы.

1

Трафареты, шаблоны