Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт Из опыта работы в 1 классе

Муниципальное общеобразовательное учреждение Нудольская общеобразовательная школа

Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт.

Из опыта работы в 1 классе.

Учитель начальных классов:

Гомылёва Татьяна Евгеньевна

2012

Задача современной образовательной   системы –

не напичкать ученика  фундаментальными

знаниями, а сформировать навыки

успешной социальной адаптации, способности

к  самообразованию…

                                                          А.М. Кондаков

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Три года назад наша школа, МОУ Нудольская СОШ, активно включилась в изучение, а затем и в реализацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического  потенциала образовательного учреждения. Возможность реализации условий введения ФГОС второго поколения на базе школы  была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, педагогическом совете.

На школьном методическом объединении учителей начальных классов нами были рассмотрены и проанализированы УМК, рекомендуемые ФГОС НОО для использования в образовательном процессе. Из всех предложенных учебно-методических комплексов и образовательных систем, педагоги школы для реализации ФГОС НОО оставили УМК «Школа России», потому что наша школа на протяжении нескольких лет успешно использовала эту образовательную систему.

УМК » Школа России » полностью соответствует всем требованиям, заложенным во ФГОС второго поколения.

Выполняя требования СанПиНа к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования при организации учебного помещения, я использовала систему зонирования. В классном кабинете есть зона для учебных занятий и зона отдыха, в которой поставлен диван, складной спортивный мат, овальный стол для настольных игр, телевизор, DVD плеер. В качестве зоны отдыха используется вторая половина класса. Для организации внеурочной деятельности было составлено расписание кружков, организовано горячее питание (завтраки и обеды) для учащихся.

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе я, как учитель, должна научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учу вполне успешно, но и должна привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

В основу моей деятельности в реализации стандартов ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий т.к. собственная учебная деятельность школьников — важная составляющая системно — деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД становятся источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Кроме того, программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта  к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

И оттого, как выстроена эта работа учителем, зависят учебные достижения обучающихся.

Что сделано мною в данном направлении за прошедший год?

В начале учебного года в классе была проведена стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, была спланирована система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах.

Был изучен необходимый уровень достижения личностных результатов для первоклассников, типовые задания, нацеленные на личностные результаты, были спланированы изменения в построении учебного процесса, использовании инновационных технологий.

Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму:

планирование,

формирование,

диагностика,

план корректировки,

подбор заданий,

рефлексия

Так, например, для подведения итогов за первое полугодие была разработана диагностическая карта успешности образовательных результатов уч-ся 1 класса с приложением листа в виде рисунка со снеговиками

За месяц до выполнения контрольных заданий каждый ребенок получил образовательную карту для самооценки, приложение с условными обозначениями:

Красный – «У меня получилось!»

Желтый – «Внимательным надо быть!»

Зеленый – «Надо стараться!»

Синий – «Надо тренироваться!»

После выполнения контрольных заданий дети постепенно раскрашивали своих снеговиков и делали соответствующие выводы. Новогодний праздник все встречали с прекрасным настроением.

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков в классе. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «светофоры».

Как я уже говорила, ФГОС НОО в качестве результатов освоения основной образовательной программы определяет личностные, метапредметные и предметные результаты, поэтому в конце полугодий в 1 классе с целью выявления личностного развития первоклассника были проведены проверочные работы из сборника измерительных материалов под названием «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования», в которых использование технологии дифференцированного обучения даёт возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Система дифференцированных заданий представляет учащимся пространство для самостоятельного выбора заданий и определения деятельности адекватно уровню своей подготовленности.

Кроме того, для отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных предметов( русский язык, математика, литературное чтение), использовался Мониторинг, при создании которого исходили из Требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС 2-го поколения, где основное внимание уделяется личностным, метапредметным и предметным результатам. Методика отслеживания (Инструментарий) — уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы, тесты.

По итогам мониторинга была составлена вот диаграмма, в которой четко прослеживаются результаты освоения основных образовательных программ по ФГОС второго поколения.

Процесс усвоения знаний учащимися — индивидуальный, поэтому надо использовать различные формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.

Также, для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности первоклассников на родительском собрании решили создать для учащихся « Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности.т.к. в нем отражены достижения первоклассника не только в учебе, но и внеучебной деятельности.

Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме, тем более, каждому педагогу известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.

С целью определения интересов учащихся для занятий внеурочной деятельностью в нашей школе  родителям первоклассников и их детям были предложены опросники, по результатам которых были сформированы группы детей для занятий по интересам.

Внеурочная деятельность в классе была организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно — активными и статическими занятиями. Форма их проведения полностью отличалась от урочной системы обучения и была представлена следующими направлениями:

— духовно-нравственное;

— спортивно-оздоровительное;

— социальное;

— обще–интеллектуальное;

— обще-культурное;

— проектная деятельность.

Духовно-нравственное направление: кружок «Нудольская сторона – Родина моя».

Цель: дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности ребёнка.

Ожидаемые результаты:

Укрепление физического и психического здоровья детей и родителей.

Активное сотрудничество школы и семьи в воспитании и духовно-нравственном развитии ребёнка.

За прошедший год было проведено 34 занятия. Итогом этой работы стала совместная творческая работа учителей, учащихся 1 класса и их родителей под названием «Летопись класса», в которой были отражены все мероприятия, проведенные в классе по этому направлению.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

И здесь нам помогают проектные технологии. Поэтому продолжением этой работы для первоклассников служили занятия проектной деятельностью в кружке «Я — исследователь» . Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.

Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.

Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения. За прошедший год было проведено 34 занятия. Ребята под руководством учителя создавали проект «Моя семья».

В дальнейшем, основываясь на собственном опыте, мы собираемся продолжить работу в этом направлении, потому что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности и воспитывает чувство патриотизма.

Спортивно-оздоровительное направление представлено кружками «Легкая атлетика», «Спортивные подвижные игры».

Цель — формирование навыков здорового образа жизни и формирование здоровьесберегающей среды. Ребята с большой радостью идут на эти занятия, потому что они знают, что учитель в очередной раз приготовил для них что-то интересное и увлекающее. Это и различные эстафеты, гимнастика, игры со спортивными предметами (обруч, мяч, лента и т.д.), бег с препятствием. На каждом занятии в игровой форме учитель выполняет с ребятами упражнения, позволяющие укрепить их здоровье и привить интерес к спорту.

Не менее интересными были занятия первоклассников в кружке «Умники и умницы».

Данный курс создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научатся и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.

Занятия в кружке «Я и мой мир» формируют личностные качества, как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Первоклассники имеют представление:

о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

о конфликтах и способах их разрешения;

об основных моделях коммуникативного поведения;

о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

В течение года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников.

Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы с учащимися.

По результатам первой ступени обучения мы представляем себе такого выпускника начальной школы: это

ученик, обладающий исследовательским интересом,

коммуникативностью,

ответственностью,

имеющий навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

Опыт первого года введения ФГОС второго поколения позволил сделать вывод о том, что такого рода реформирование системы работы образовательного учреждения необходимо, ведь Стандарты второго поколения – это средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития.

В своей работе как и в любом новом начинании я не испытывала определенные затруднения, и здесь не последнюю роль сыграло самообразование и желание по отношению к обучающимся, а именно:

«научить учиться»,

«научить жить»,

«научить жить вместе»,

«научить работать и зарабатывать».