Фенологические и экологические рассказы-загадки

Фенологические и экологические рассказы — загадки

Гарасева Валентина Михайловна, учитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Экологическое воспитание в основном носит запретительную направленность и проводится на уровне призывов: «Ко мне!», «Не рви!», «Не топчи!» и т.п. Но дети часто видят, что взрослые ломают, рвут и топчут, поэтому призывы педагогов не получают отклика, неэффективны.

Перед нами должна стоять точная цель: воспитать высокую экологическую культуру школьника. Для этого необходимо формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание. Следует находить более совершенные формы и методы экологического воспитания, используя в том числе и игровые методы обучения.

С этой целью были разработаны фенологические и экологические рассказы-загадки. Фенологический рассказ приурочен к какому-то определенному сезону или даже месяцу года. Задача детей во время чтения рассказа найти ошибки, которые намеренно включены в рассказ (от 8 до 12 фенологических ошибок). За правильный ответ ученик получает цветной картонный кружок. В конце подсчитывается количество кружков (1-е, 2-е, 3-е место). Те ошибки, которые школьники не заметили, после окончания чтения объясняются учителем.

Мало отметить ошибки, надо еще, чтобы ученики объяснили, почему так не бывает. Кроме того, в некоторых рассказах упоминаются виды растений и животных, занесенных в Красную книгу. Ученики должны отметить их.

Экологические рассказы посвящены поведению ребят на природе. Должны быть также отмечены ошибки в поведении школьников. Но мало указать на ошибки, надо, чтобы ученик объяснил, почему так нельзя себя вести. Нельзя собирать много цветов, нельзя сбивать, топтать грибы, которые ты не знаешь, почему нельзя убивать змей и т.п.

1. ПО ГРИБЫ

(Фенологический рассказ на тему «Осень»)

Катюша начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. Суббота тянулась медленно, и казалось. Ий не будет конца. И вот оно наступило – первое воскресенье после первых каникул. Проснулась Катюша, как только начало светать. Но дедушка уже тихонько хозяйничал в сенях – видно, готовился в дорогу. Катюша с дедушкой вышли из дома и пошли краем леса к лесу. Прошло минут пятнадцать, вот и лес. Хорош лес в сентябрьскую пору!

Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у катюши глаза острые. И вот уже в лукошке белеет груздь, краснеют подосиновики. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно в лесу кукование кукушки; поет, заливается зяблик; из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу!

Накануне прошел дождь и солнце блестит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синее цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, вскоре они превратятся во взрослых лягушек. Катюша захватила с собой и ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катюша земляники и малины. Обедала с дедушкой на лесной вырубке. Рядом росла рожь и было видно, как на ней подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли.

С полным лукошком и ведерком возвращалась катюша домой. Вышли к полю и увидели – высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно к дождю»,-сказал дедушка.

ОШИБКИ:1. Сморчки и строчки встречаются в конце апреля — мае, но не в сентябре. 2.Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне, иногда в начале июля. 3. Люпин отцветает в июле. 4. Головастиков, как правило, в сентябре уже нет. 5. Земляника кончается в начале июля, малина – в конце июля. 6. Рожь в сентябре бывает неубранной лишь у нерадивых хозяев. 7.Белые журавли (стерхи) обитают в тундре. 8. Ласточки летают высоко – к хорошей погоде, а не к дождю.

2. ВОСКРЕСЕНЬЕ В ЛЕСУ. (Экологический рассказ)

3. ЗИМНИЙ ДЕНЬ. (Фенологический рассказ на тему «Зима»)

4. ЛЕТО. (Фенологический рассказ на тему «Лето», «Животные и растения занесенные в Красную книгу»)