Физическая активность учащихся

Физическая активность учащихся

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 3,9% до 12,4%, с нервнопсихическими расстройствами с 5,6% до 16,5% , нарушением осанки с 1,9% до 16,8%.

Результатом школьной перегрузки является то, что 2/3 выпускников выходят из школы с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии. Между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как и между умственной , эмоциональной и волевой деятельностью. Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у взрослых, тем более у детей.

Возраст 6-14 лет – период активного совершенствования мышечной, костной системы. Кости детей при неправильном положении тела легко подвергаются деформации. Во время движения в организме кровь к органам приливает более обильно, усиливается легочная вентиляция, насыщение крови кислородом.

Нехватка двигательной активности дает задержку общего развития выше нервной деятельной. Важнейшим из функциональных изменений является изменение характера нервных процессов возбуждения и торможения. Основные свойства этих процессов: сила, уравновешенность, подвижность – совершенствуются, что очень важно для работоспособности, т.к. при своевременной смене процесса возбуждения процессом торможения работоспособность нервных клеток восстанавливается.

Ребенку свойственна чрезвычайно большая потребность в движениях. Для реализации этой биологической потребности, учащиеся должны активно двигаться в течение дня не менее двух часов. Самое тяжелое для ребенка – находится длительное время без движения. Малоподвижный ребенок как бы боится пространства, робок со сверстниками, его трудно вовлечь в игру. Ему характерна общая вялость, пассивность, он быстро устает. Внешними проявлениями утомления является отвлечение, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности. Для реализации физической активности используют на уроках физминутки, между уроками перемены 10-20 минут, в группе продленного дня прогулку на свежем воздухе. В первом классе, для шестилетних детей, вводится динамический час. На своих уроках, замечая утомленность учащихся, я разрешаю встать и постоять какое-то время около своего места. На уроках чтения разрешаю следить, читать и работать стоя.

Так же, для повышения работоспособности на уроках немаловажна роль сна. Ребенок 6-7 лет должен спать 11-12 часов, ложиться не позднее 21.00. Следовательно, ему не обходим дневной сон.

По свидетельству французких исследователей установлено, если дети в начальных классах спят меньше 8 часов, то из каждых 100 таких школьников 61 не успевает в учебе.

Таким образом, для успешной работы и учебы в школе необходима тесная связь между учителем и родителями, т.к. без отдыха дома невозможна полноценная работа в школе. Учитель и родители должны быть соратниками, если хотят добиться хороших результатов от ребенка.

Капитанова М.П., учитель нач. классов 2007-2012 год