Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и тех

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Автор: учитель начальных классов

Коновалова Елена Ивановна

Тема урока: «Звуки [г], [г’] и буква «Г»

Тип урока: Повторение и закрепление пройденного материала

Цель: повторение и закрепление знаний учащихся о согласных звуках [г], [г’], букве «Г»

образовательные задачи:

— учить различать звуки [г] и [г’] на слух и при произношении, обозначать их буквой «Г»

— учить анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв разрезной азбуки;

коррекционно-развивающие задачи:

— развивать фонематический слух;

— развивать устную речь;

— развивать наглядно-образное мышление;

— развивать зрительно-моторную координацию;

— развивать эмоциональную сферу детей на основе нравственно- воспитательного воздействия;

воспитательные задачи:

— воспитывать отзывчивость к окружающим.

Оборудование:

пособие «звуковой человечек» — «человечек» + набор съёмных деталей:

башмачки (красный, синий, зелёный), шапочки (колокольчик, цилиндр)

пособие «паровозик с вагончиками»

магнитные буквы (изученные)

картинки для фронтальной работы: «букет гвоздик», «тигрёнок», «пингвин», «попугай», «бегемот»

карточки с текстами «телеграмм»

конверты с определённым набором букв, для индивидуальной работы

флажки

элементы конструктора «Лего» (синие и красные)

вкладыши «Фрукты»

куклы к сказке «Заюшкина избушка»

коробочка с сюрпризом, украшенная картинками с изображением предметов, в названии которых есть буква «Г»

ТСО:

музыкальный центр

СD (песенка из м/ф «Паровозик из Ромашкова»)

Ход урока

1. Орг. момент.

Прозвенел уже звонок,

Время начинать урок.

2. Сообщение цели урока..

— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

мы познакомились с буквой «Г».

— Сегодня, мы повторим то, что узнали о букве «Г» и продолжим учиться различать звуки, которые она обозначает.

3. Актуализация знаний

— Оказывается у буквы «Г» сегодня день рождения

Учитель:

Проснулась утром буква «Г»,

Сегодня жду гостей!

И выбрать правильный наряд

Мне нужно поскорей!

— Поможем букве «Г» нарядиться к приезду гостей.

(Дети одевают «звукового человечка», давая характеристику звукам, которые обозначает буква «Г»)

4. Звуковой анализ слова.

— Буква «Г» готова к встрече с друзьями. А как мы узнаем, что паровозик с гостями уже прибывает? Вспомните, что слышат люди, когда паровоз прибывает на станцию? (ранее дети были ознакомлены с этой информацией)

Должен прозвучать специальный гудок.

— Для того, чтобы мы его услышали, нужно правильно выполнить следующее задание: составить звуковую схему слова «гудок»

(Используя элементы (синего, красного цвета) конструктора «Лего» на своей парте, ученики под руководством учителя составляют схему слова)

Звучит гудок.

— Давайте встречать гостей.

5. Физкультминутка.

Звучит песенка из м. ф. «Паровозик из Ромашкова», дети машут флажками. На доске появляется паровозик с вагончиками

6. Повторение изученных букв.

— Посмотрите, кто приехал на паровозике? (Буквы).

— Назовите буквы, которые едут в первом вагончике?

А, О, У, Ы, И, Е, Я

— Какие звуки, они обозначают. (Гласные.)

— Какие буквы едут во втором (третьем) вагончике? Назовите их

во втором вагончике: Д, В, З, Л, Р, М, Н, Б

в третьем вагончике: Т, С, К, П

— Какие звуки они обозначают? (согласные)

— Почему согласные едут в разных вагончиках? (Буквы во втором вагончике обозначают звонкие, а в третьем — глухие согласные звуки).

Чтение слогов с буквой «Г»

— Гласные хотят поздороваться с именинницей.

Учитель на доске образует слоги, используя магнитные буквы (гласные с первого вагончика). Ученики читают слоги:

— га, го, гу, гы – звук [г] — произносим твёрдо,

— ги, ге, гя – звук [г’] — произносим мягко

7. Упражнение в чтении слов и предложений.

— Буквы решили подарить имениннице подарок:

Встали буквы дружно в ряд,

Поздравить именинницу хотят!

Они ей приготовили букет,

В названии лишь первой буквы нет.

На доске под подарочной бумагой висит картинка «букет гвоздик».

Под картинкой – учитель, используя буквы с паровозика, записывает:

… воздики

Ученики читают и называют недостающую букву «Г». Учитель открывает букет гвоздик и показывает ученикам цветы (настоящие), ребята рассматривают, трогают, нюхают

— Наши гости привезли для именинницы телеграммы-поздравления от её друзей. Узнать кто они, вы сможете, если отгадаете загадки:

Мордочка усатая,

Шубка — рыжая, полосатая!

Вы не думайте это не котёнок,

Это его родственник – (тигрёнок)

Эта птица озорная,

Да красивая какая!

Может слово за тобою

повторить почти любое.

Что за птица – угадай,

Разноцветный … (попугай)

Он на севере живёт,

Рыбу ловит круглый год!

Хорошо ныряет с льдин

А зовут его …

(пингвин)

В жаркой Африке живёт,

Отрастил большой живот.

Чтобы от жары укрыться,

Забирается в водицу. (Бегемот)

По мере отгадывания загадок (если у детей возникают трудности, то в процессе отгадывания) на доске, рядом с буквой-именинницей появляются картинки с изображением животных.

— Давайте ещё раз назовём животных, которые прислали нашей имениннице телеграммы (дети называют)

— Как вы думаете, почему, они решили поздравить букву «Г»?

— В названии этих животных есть эта буква.

— В какой части слова она находится? (дети определяют место звука в словах)

— Давайте прочитаем телеграммы и узнаем, какие подарки решили подарить

друзья.

Каждый ученик получает текст телеграммы, и читает его (при составлении текста учитывается сформированность навыка чтения у каждого ученика на данный момент).

Телеграммы (вместо названий подарков в телеграмме – картинка с этим предметом):

1) Я дарю вам (рыбку)

Пингвин

2) От меня в подарок (ананас)

Бегемот

3) Я для вас (арбуз) купил,

Самый лучший попросил!

Полосатый он как я,

Угощайтесь-ка друзья!

Тигрёнок

— А попугай, прислал замечательную картину с фруктами, но в дороге

они рассыпались (вкладыши – фрукты). Помогите их собрать.

(Дети раскладывают фрукты на нужные места)

8. Составление и чтение слов

— Для того чтобы буква «Г» получила свои подарки, вы должны написать их названия.

Каждый ученик получает конверт с набором букв для записи соответствующего слова. Дети собирают из предложенных букв – слова – названия подарков.

— Все справились с заданием, молодцы, теперь буква «Г» обязательно получит свои подарки!

— А, сейчас давайте узнаем, кто едет в последнем вагончике. Нам помогут в этом наши буквы.

Учитель записывает с помощью оставшихся букв над последним вагоном:

зверята

Ученики читают слово.

— Зверята ждут вас на ковре. Они подготовили для буквы «Г» маленький спектакль, а какой, вы сейчас узнаете.

9. Динамическая пауза (Дети переходят на ковёр.)

10. Развитие связной речи учащихся.

— Кто догадался, какую сказку хотят показать зверята?

(По декорациям дети угадывают название сказки «Заюшкина избушка» )

— Зверята не умеют говорить на человеческом языке, мы должны им помочь.

(Учитель распределяет роли между детьми, каждый получает соответствующую куклу.)

Инсценировка сказки.

11. Выделение звуков [г] и [г’].

— Букве «Г» очень понравилась сказка, и она тоже приготовила для вас

подарок.

(Учитель показывает детям коробку, на которой наклеены картинки: «гриб», «ягода», «груша», «огурец», «гном»)

— Прежде чем открыть коробочку, назовите предметы, которые на ней нарисованы (дети называют)

— Подумайте, почему буква «Г» украсила свой подарок картинками с этими предметами?

В их названиях есть буква «Г»

Ученики определяют, место звуков [г], [г’] в слове

12. Итог

— Сегодня на уроке, вы, отлично справились со всеми заданиями.

Дети открывают коробку с сюрпризом.