Урок чтения в 1 классе по произведению ВАОсеевой Собака яростно лаяла

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:

Осеева В.А. «Собака яростно лаяла»

Класс: 1 «А»

Программа: «Школа России»

Учебник: «Литературное чтение. Родная речь. 1 класс» Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий.

Оборудование: портрет В.А. Осеевой, книги В.А. Осеевой для выставки, таблица слогов, карточки со словами «маленький, пушистый, беззащитный, усатый».

Цели:

Познакомить учащихся с творчеством В.А. Осеевой;

Учить делению текста на смысловые части;

Способствовать развитию умения давать характеристику поступкам героев произведения;

Способствовать воспитанию чуткого отношения к животным и окружающим людям;

Формировать навыки выразительного, беглого, правильного и сознательного чтения.

Ход урока:

Орг. момент.

– Сегодня урок литературного чтения мы начнем со стихотворения Романа Сефа «Кто любит собак».

Читает заранее подготовленный ученик.

Кто любит собак или прочих животных –

Серьезных котов и щенков беззаботных,

Кто может любить и осла, и козла,

Тот людям вовеки не сделает зла.

– А кто из вас любит животных?

– У кого дома есть домашние животные?

Актуализация знаний. Постановка целей урока.

– А теперь поищите у себя на столах карточки. Кто нашел – выходите и прикрепите их к доске.

На доске появляются карточки со словами: маленький, пушистый, беззащитный, усатый.

– Прочитайте слова. Как вы думаете, кого можно описать с помощью этих слов?

– Определите тему урока (произведение о животных).

– Определите цели урока (прочитать произведение, узнать название и фамилию автора, определить жанр, произвести анализ произведения, составить план).

Изучение нового материала.

Отработка навыка чтения. Упражнения на дыхание.

– Прочитайте на одном выдохе, шепотом, выделяя звук [р]:

тру – тры – тра – тро

три – тре – тря – трю

дро – дру – дры – дра

– Прочитайте скороговорку четко и быстро:

Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска.

Подготовка к чтению рассказа В.Осеевой «Собака яростно лаяла».

– Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами. Подумайте, что означают эти слова. Подберите слова, близкие по значению:

я – рост – но

жа – лоб – но

не – по – да – лё – ку

по – спеш – но

сер – ди – то

гнев – но

Смена мест, проведение физминутки «Котята»:

Пушистые комочки умыли лапкой щечки – правая щечка, левая щечка.

Умыли лапкой носик, умыли лапкой глазки – правый глазик, левый глазик.

Умыли лапкой ушки – правое ушко, левое ушко.

А ушки у котят, как домики стоят.

– Откройте учебник на с. 60. С чего мы начинаем знакомство с новым произведением? (с чтения фамилии автора и названия произведения)

– Прочитайте фамилию автора, название произведения. Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем пойдет речь в данном произведении?

Сообщение о биографии В.А. Осеевой (рассказывает заранее подготовленный ученик):

Осеева Александровна родилась 28 апреля 1902 года в городе Киеве. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск. В 21 год юная Валя Осеева поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Свои рассказы, сказки, повести она посвящала детям.

– Обратите внимание на выставку книг Осеевой, которую я вам подготовила. Их можно будет взять домой почитать.

Чтение рассказа В.Осеевой «Собака яростно лаяла».

– Приготовьтесь внимательно послушать произведение, для того чтобы определить жанр и главных героев. (чтение рассказа учителем)

– Кому понравилось произведение? Определите жанр. Кто главные герои?

Чтение рассказа учащимися по цепочке. В процессе чтения учитель задает вопросы:

– Почему лаяла собака? Какой был котенок? Почему он был взъерошенный и прижимался к забору? Как вы думаете, котенок защищался, когда на него напала собака? Как мяукал котенок? Что означает слово «жалобно»?

– Кто стоял неподалеку? Что делали мальчики? Чего они ждали? Были ли мальчики напуганы? Было ли им весело? Пришли ли они на помощь котенку?

Смена мест, проведение физминутки, зарядки для глаз.

– Зачем женщина выбежала на крыльцо? Как она это сделала? Зачем она так торопилась? Помогла ли она котенку? Почему женщина сердилась на мальчиков? Должно ли им быть стыдно? Осуждаете ли вы ребят? Как надо было поступить мальчикам?

Закрепление нового материала.

Чтение учащимися рассказа в режиме жужжащего чтения с предварительным заданием: на сколько частей можно разделить рассказ.

– На сколько частей разделим произведение? О чем говорится в первой (второй, третьей) части? Как назовем части?

На доске появляется план:

Собака яростно лаяла.

Спасение котенка.

Разговор женщины и мальчиков.

Смена мест, проведение музыкальной паузы (зарядка под музыку)

Итог урока.

– Какова была тема урока? Вспомним цели урока. Все ли цели достигнуты? Что нам хотела сказать автор своим произведением? Какой совет дадим мальчикам?

– В заключении послушаем стихотворение о доброте и взаимопомощи (читает заранее подготовленный ученик):

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно в любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

На свете живешь ты не зря!

PAGE \* MERGEFORMAT 1