Урок чтения в 1 классе по системе развивающего обучения ЛВЗанкова

Урок чтения в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Учитель: Коновалова И.А.

( букварный период)

Тема:Звуки [б], [б’], [в], [в’] и буквы Б, б, В, в. Роль фонемы в образовании слов.Цели урока:Познакомить учащихся с новыми звуками [б], [б’], [в], [в’] и буквами Б, б, В, в; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах, читать слова с новыми буквами; способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма; развивать речь устную и письменную, фонематический слух.Оборудование:Азбука (авт. Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец) , схемы звуков , картинки со сказочными героями , блокноты для печатания. Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: репродуктивный метод, частично-поисковый метод.

Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.

Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной и индивидуальной работы.

Средства обучения: проблемный диалог, наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность

Ход урока:I. Подготовка к новому материалу- Ребята, назовите буквы, которые написаны на доске.На доске: а Л Р у о Ы и э м Н й— Что вы можете сказать об этих буквах?Дети: Они обозначают гласные и согласные звуки.– Их можно разделить на две группы:

группа 1 – буквы, которые обозначают гласные звуки;

группа 2 – буквы, которые обозначают согласные звуки; большие и маленькие буквы; буква ы написана неправильно, в русском языке нет слов, которые начинаются на букву ы, поэтому нет большой буквы, это мы проверяли по словарю.– Буква и – лишняя, все печатные, а  и письменная.– Письменная буква и — особенная буква, потому что она подарила свои элементы многим буквам; из этих букв можно составить слоги и слова.- Разделите эти буквы на две группы: обозначающие гласные и согласные звуки.Дети:  Буквы гласных звуков а, у, о, э, и. Буквы согласных звуков л, р, м, н, й. — А теперь составьте слова из букв второй группы.Дети: Мы не можем это сделать, потому что здесь нет гласных. — А как можно выполнить это задание? Дети: Если мы возьмем еще буквы из первой группы. Дети составляют несколько слов устно.II. Работа с новым материалом

На доске изображения сказочных героев

— Отгадайте загадки:

1.У отца был мальчик странный.

Необычный – деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это?…….( Буратино)

2. . Кожа белая как снег,

Губки как кораллы.

Что она красивей всех,

Зеркальце сказало.

Гномам в доме помогала,

Но колдунья разузнала,

С ядом яблоко дала,

И принцесса умерла.

Только принца поцелуй

К жизни вновь её вернул. (Белоснежка)

-Кого мы видим на картинках?

— Это сказочные герои.

— Из каких сказок эти герои? (А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Братья Гримм « Белоснежка и семь гномов».)

— Как вы думаете,почему сегодня на уроке мы встретились с этими героями?

— Что между ними общего? (Имена этих героев начинаются с буквы Б ) — Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке7( Знакомство с буквой Б и звуками , которые она обозначает.)

— Еще раз произнесите слово Буратино.

-Какой звук в начале слова? ([б])

-Произнесем звук несколько раз. Как проходит воздух при произнесении. Сделайте вывод.

Вывод : этот звук согласный,звонкий ,твердый.

— Составьте звуковую схему слова Буратино. Чтобы немного вам помочь, я уже составила несколько схем.Какая подойдет? Почему?

Проверка у доски.-Считаем , сколько звуков?-Почему первая клетка большая?-Обозначаем гласные звуки. – Обозначаем согласные звуки (твердость, мягкость).- Обозначаем звонкость согласных звуков. – Делим на слоги.- Ставим ударение.- Обозначаем звуки буквами.

Работа у доски в парах.

Самопроверка.

— Кто сам , составил схему правильно? Молодцы! Улыбнитесь своей работе.

Физкультминутка.

. Учитель вместе с детьми наизусть читает текст стихотворения, и они  выполняют соответствующие движения. Буратино потянулся, Раз – нагнулся,Два – нагнулся,Три – нагнулся.Руки в стороны развел,Ключик, видно, не нашел.Чтобы ключик нам достать,Надо на носочки встать.

— А сейчас мы составим коллективный рассказ, о том , как выглядит Буратино. Употребите как можно больше слов со звуком [б]. При этом вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук [б]

( Буратино – деревянный сказочный мальчик.

У него круглое лицо и большой нос.

На голове у него бумажный колпак.

Он одет в бумажную курточку.

У него темные короткие брюки.

На ногах деревянные башмаки.)

— А теперь произнесите слово Белоснежка.

-Какой звук вы слышите в начале слова? ( [б].) ( под картинкой появляется зеленый квадратик)

— Произнесите звук [б] еще раз и дайте ему характеристику.

(Этот звук согласный, звонкий, мягкий.)

-Какой буквой обозначаются эти звуки?

— Почему букв две?

— Какую букву мы используем для написания слов Буратино и Белоснежка? Почему?

— Напечатайте эти буквы в блокноте.

— На что похожа эта буква?

( Буква Б с большим брюшком.

В кепке с длинным козырьком.

(А.Шибаев) ) ( Стихотворение на доске – читают сначала шепотом Дети,начинающие читать. ищут в словах букву Б Слушаем чтение детей , умеющих читать .Читаем хором.)

-Буква Б хочет подружиться с гласными буквами. Поможем ей?

( На доске 1 ряд букв : а, о, э, у, ы. 2 ряд : и. )

— Прочитаем слоги. Почему букву И я записала отдельно? ( она обозначает мягкость согласного звука.)

Физкультминутка.

Работа с новым материалом ( продолжение ).

Ребята,Белоснежка хочет вам рассказать, чем она занимается в доме у семи гномов.

Я люблю варить, вязать, вышивать .выметать сор ,выдумывать веселые истории вальсировать ,выручать , иногда немножко ворчать, восхищаться.

-Что заметили? ( Слова-действия начинаются со звуков [в], [в])

— А какой буквой мы обозначим эти звуки?

— Найдите эту букву в классе.

-Дайте характеристику звукам , которые обозначаются буквой в.

— Напечатайте эту букву в блокноте.

Игра « Камень – вата».

-Называю слово с твердым [в] , встает команда « камня» — мальчики .Называю слово с мягким [в], встает команда «ваты» — девочки.

— Вилка, варежки, веник, волк, вьюга. ворона, вареник, ведро, воробей , ловить, фара.

III. Закрепление пройденного.

Азбука с. 39

— Обведите наших героинь.

-Прочитайте слова. Какими буквами отличается каждое следующее слово от предыдущего?

-Какими буквами?

— На какие группы можно разделить эти слова? (обозначают предметы – имена существительные, обозначают действия предметов – глаголы ).

IV. Итог урока.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?

Что нового узнали? Что можете сказать о звуках, которые обозначаются буквами Б,б и В,в

Резерв.

— Посмотрите на доску. Восстановите в памяти образ букв Б, б и В, в. Дети в классе уже знают все буквы.- Откройте самый последний разворот “Азбуки” и найдите эти буквы. Прочитайте правильно название букв, которые на письме обозначают звуки [б], [б’], [в], [в’]. Какая буква в алфавите стоит перед буквой Б? После буквы В?Дети: Перед буквой Б в алфавите стоит буква А, а после буквы В – буква Г.— Прочитайте первые две строчки алфавита хором. Кто знает наизусть, читайте наизусть. Откройте форзац. Найдите буквы Б и В. Прочитайте слова, в которых есть буква Б.Дети: Бабушка, колобок.- Почему эти два рисунка нарисованы рядом? Кого встречал колобок на своем пути? Дети отвечают.- Прочитайте слова, которые рядом с буквой В.Дети: Цветы, вода.- Как связаны эти два слова?Дети: Букет цветов всегда ставят в вазу с водой.- Всегда ли буквы Б и В стоят в начале слова?Дети: Нет. Мы прочитали слова, в которых эти буквы стоят в середине слова.Один ученик заметил, что в слове гриб – его рисунок и название находятся рядом – в конце слова написана буква б, а произносится звук [п].