Урок чтения в 1 классе по творчеству САЕсенина

Урок чтения в 1 классе. Тема: С. Есенин «Черёмуха».

Цель урока: показать, что поэт видит мир особым образом, учить выбирать интонацию для чтения, учить составлять устный рассказ по прочитанному, употреблять как можно больше прилагательных в речи, воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: плакат с изображением цветущей черёмухи, ивы, берёзы, портрет Есенина, раздаточные карточки.

Ход урока.

Вступительная беседа:

— вспомните, ребята, о каких признаках весны вы читали?

— какие приметы ранней весны вы знаете?

— а кто из вас знает приметы поздней весны?

— правильно ли назвал писатель М. Пришвин апрель весной воды, а май – весной цветов.

— какие пословицы о весне вы знаете? ( Апрель с травою – май с водою. Май леса наряжает, лето в гости ожидает. Весна красна цветами, а осень пирогами. Май холодный – год хлебородный.)

Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Зимой они казались спящими и вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, цвести, набирать силу.

Эти перемены издавна подмечались людьми, удивляли их и радовали. Людям казалось, что деревья, как и они, имеют живую душу. Вот как обращался народ к ивушке:

Ивушка, ивушка, зелёная моя!

Что же ты, ивушка, невесела стоишь?

Или тебя, ивушка, солнышком печёт,

Солнышком печёт, частым дождичком сечёт,

Под корешок ключевая вода течёт…..

(отрывок записан на доске, иллюстрация на доске, после учителя дети читают сами)

— ребята, с какой интонацией надо читать это стихотворение? (ласково, показать беспокойство за ивушку, тревогу за неё)

Проверка дом. задания:

— давайте вспомним и напоём песню о берёзе.

(песни напечатаны на листочках)

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла,

Люли, люли стояла.

Берёза моя, берёзонька,

Берёза моя белая, берёза кудрявая!

Стоишь ты берёзонька,

Посередь долинушки.

На тебе, берёзонька,

Листья зелёные;

Под тобой, берёзонька,

Травка шелковая….

— И в этих песнях ощущается ласковое, нежное отношение к берёзоньке. Народ любуется ею, радуется за неё.

3. Новая тема: С. Есенин «Черёмуха».

А вот еще одно дерево, растущее в овраге, у ручья. Но расскажет нам о нем не народная песня, а стихотворение С. Есенина. Давайте послушаем его и постараемся представить себе, как выглядит это дерево. (читает учитель)

— прослушав это стихотворение, какую картину вы «увидели»?

— ответы детей.

С. Есенин родился в 1895 году в Рязанской области, в селе Константиново. Детство его проходило «среди полей и степей». До 18 лет он воспитывался в доме деда.

В семье любили читать, петь народные песни. Хорошо исполняла русские песни мать. Среди деревенских мальчишек он был заводилой в играх. Часто бродил по полям, любовался красотой окружающей природы.

Есенин научился читать в 5 лет и навсегда полюбил книги. В 10 лет начал сочинять стихи. Уже в ранних стихотворениях он обращался к родной природе. Поэт помогает нам увидеть красоту природы.

4. Работа по учебнику.

Прочитайте стихотворение про себя. Найдите, где поэт описывает черёмуху. Прочтите образные слова, в которых поэт передаёт запах расцветшей черёмухи, окраску её ветвей.

Черёмуха душистая

С весною расцвела,

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

И зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

— расскажите, как вы представили себе эту черёмуху?

— мини итог: (В ясный солнечный день на дне оврага стоит большая, вся в цвету, черёмуха. Цветы черёмухи белые, с жёлтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри.)

— прочитайте четверостишие, где описывается ручей.

— как поэт описывает цвет и звучание ручья?

Дети дают словесную картину ручью.

Мини итог: (в овраге холодно, наверно, там сохранилось с зимы немного льда и потемневшего снега. Бежит маленький звонкий ручей. Он омывает корни черёмухи, его брызги обдают нижние ветви влагой.)

Как вы понимаете следующие слова:

Словарная работа: (написано на карточках)

Душистая – (ароматная, пахучая).

Ветви золотистые – (цветы выглядят золотистыми от солнца и желтизны тычинок).

Вкрадчиво – (ласково, нежно).

Круча – (крутой берег).

Бежит, струится – (серебряный, быстрый, звонкий, шаловливый ручей).

Гремучая волна – (ручей гремит, шумит, хотя и маленький).

Вкрадчиво песенки поёт – (голос ручья может быть и нежным, убаюкивающим).

— Рассмотрите рисунок к стихотворению. Как вы считаете, удачно ли художник проиллюстрировал стихотворение? Почему? Помогает ли нам рисунок лучше понять стихи поэта? (ответы детей)

— Подумайте, с каким настроением надо читать это стихотворение. (Радостным, так как день весенний, солнечный, черёмуха нарядная, и ручей песни поёт.)

5. Итог урока.

Понравилось ли вам стихотворение С. Есенина?

Поэтесса Е. Благинина в своём стихотворение тоже воспела красоту черёмухи.

— читает подготовленный ученик:

— Черёмуха, черёмуха,

Ты что стоишь бела?

— Для праздника весеннего,

Для мая расцвела!

— А ты, трава-муравушка,

Что стелешься мягка?

— Для праздника весеннего,

Для майского денька!

— А вы, берёзы тонкие,

Что нынче зелены?

— Для праздника, для праздника!

Для мая, для весны!