Урок чтения в 1 классе Знакомство с приставкой

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Рузаевского муниципального района

Урок чтения

«Знакомство с приставкой»

Подготовила и провела

с учащимися 1 класса

учитель начальных классов

Сергеева Т. М.

Рузаевка 2012

Цели урока:

ознакомить с ролью приставки;

формировать умения видеть приставку в слове;

формировать умения определять состав слова;

формировать интерес к слову;

формировать прочные навыки работы в парах;

развивать умения образовывать новые слова;

развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;

воспитывать интерес к процессу познания;

воспитывать интерес к окружающему миру.

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

А чтобы урок прошел успешно будем работать быстро, дружно, активно.

2. Актуализация знаний.

Что изучали на прошлом уроке? (Заглавные буквы Е, Ё)

Что ещё нового узнали на прошлом уроке? (Слова можно образовывать с помощью суффиксов).

Выделите корень (одинаковую часть в словах):

лиса, лисы (лис).

С помощью суффикса -ёнок образуйте новое слово (лисенок).

Дети маркером выделяют корень.

Показ герба Республики Мордовия и рассказ об изображенной на нем лисе.

Слайды 1-2.

На Гербе Республики Мордовия изображена лиса, что говорит о том, что наш край издавна славился пушным зверем и умелыми охотниками. Героиня многих народных сказок поможет нам сегодня «открыть» новые знания. Я расскажу вам сказку о лисе, а вы обратите внимание на следующие слова, которые встретятся в ней.

Слайд 3. (На слайде слова шла, вышла, перешла, пришла, подошла, обошла, зашла, отошла, ушла)

Жила-была в лесу очень красивая рыжая лиса, с большим пушистым хвостом, вместе со своими лисятами. Она заботилась о маленьких родных детках и изо всех сил старалась добывать им пищу. Охотилась она на мышей, зайцев, разных мелких зверьков, но больше всего любила курочек.

И вот однажды с ней произошел такой случай: она вышла на добычу. Долго шла по лесу, перешла небольшой ручеек и пришла в одну деревеньку. На краю деревни она увидела дом, около которого гуляли куры. Плутовка дождалась ночи и потихоньку подошла к курятнику. она осторожно обошла его , заметила приоткрытую дверь, зашла вовнутрь, немного постояла около входа и отошла в дальний угол. Вдруг куры закудахтали, залаяла собака. Плутовка успела схватить самую жирную курицу и убежала с ней.

Ушла она с хорошей добычей, лишь по дороге заметила, что прихватила петушка. Вкусно накормит своих лисят лисонька.

По ходу сказки появляются слайды 4 – 8.

3. Постановка проблемы.

Найдите значение выражений (на слайде):

вы + шла =вышла

пере + шла = перешла

при + шла =пришла

Решали мы раньше с Вами такие выражения? (Нет)

Будем учиться? (Да!)

.

4. Открытие нового знания. Формулирование новой темы.

Какое было первое слагаемое? (вы-, пере-, при-)

Какое было второе слагаемое? (шла)

Чему равна сумма – результат? (вышла, перешла, пришла)

Что образовалось? (Новые слова).

Что мы сделали, чтобы получились новые слова? (К корню присоединили (приставили, прибавили) часть слова).

С помощью чего образовались новые слова? (Учитель выслушивает предположения детей).

Если мы приставили к корню часть слова, то эта часть называется … ? (приставкой). На доске открыть название и условное обозначение.

Приставка

Какая тема урока у нас будет сегодня? (Знакомство с приставкой). Учитель открывает тему урока на доске.

5. Первичное закрепление.

1) Работа по учебнику.

(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Букварь, Москва, Баласс,2011. Стр.108).

Откройте учебник на странице 108.

Прочитайте приставки (по-, до-, про-, пере-, при-, у-, вы-).

Прочитайте слова первого столбика (плыл, поплыл, доплыл). Выделите приставки условным значком (образец выделения дан в учебнике).

Прочитайте слова второго столбика (ушёл, пошёл, дошёл). Выделите приставки. Что значит “дошёл”? (завершил свой путь, идя в каком либо направлении, достичь какого- либо места).

Прочитайте слова третьего столбика (улетел, полетел, долетел). Выделите приставки.

Слитно или раздельно написаны слова с приставками? (Слитно)

Обратите внимание: приставки разные, но пишутся со словами слитно.

Прочитайте слова четвертого столбика (выплыл, приплыл, …плыл). Какую приставку можно записать к слову “плыл”? (по-, до-, про-, пере-, у-). Запишите ту приставку, которая Вам больше всего понравилась.

Составьте устно предложение с получившимся словом.

Заслушиваются варианты предложений:

Петя первым доплыл до финиша.

— Лодка поплыла к берегу.

— Корабль переплыл океан).

2) Работа в парах.

На столе карточки с приставками и словами (2 приставки и 1 слово). Необходимо составить новые слова.

у

вы

скакал

вы

пере

вел

пере

с

нёс

про

пере

кричал

вы

пере

сушили

по

об

радовали

с

у

летела

при

от

готовили

до

у

шёл

на

с

писал

на

под

рисовал

по

вы

просит

под

от

ставит

Слово делится на части.Ах, какое это счастье!Может каждый грамотей,Составить слово из частей!

Проверка. Заслушивается каждая пара.

Физкультминутка.

Мы к лесной лужайке вышли

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал –

Не споткнулся, не упал.

6. Работа с текстом (c. 108).

1) Работа с текстом до чтения.

– На какие мысли наводит картинка?

– Что про гномов мы уже читали?

– Какие гномы нам встречались?

– С кем они дружили?

– А что несёт в руках гном на картинке?

– Как называется текст? Почему?

– Какое задание мы получили от авторов учебника?

Слайд 10 (гном – именинник)

2) Чтение вслух с комментированием.

Домик гномика стоит далеко в лесу. (Значит, с кем может дружить гном?) У гномика именины. (То есть праздник имени. Кого он позовёт?) К нему спешат гости. Вот совушка слетела с ветки и полетела к домику. Крот вышел рано (Почему крот вышел рано?) и долго шёл по тропинке. (Вот и ответ!)

Первым прискакал оленёнок с ромашками. Потом приплыла выдра с кувшинками. Прилетели осы с вкусным медком. (А почему оленёнок принёс ромашки, выдра – кувшинки, а осы – медок?) Лисёнок аккуратно пронёс лукошко малины мимо кустов шиповника. Улитка пришла после совы и крота. Вот и все гости на месте! (Много гостей?)

На столе сладкие пироги, кипит самовар. Гномик рад подаркам. Порадовали его гости!

Слайд 11( выдра – небольшой рассказ о животном).

3) Выявление первичного восприятия.

– Ждал ли гномик гостей? Как догадались?

– Почему не сова, а совушка?

– Ждёт ли её гномик?

– А что подсказывает, что осы приготовили подарок от всей души?

(Не мёд, а медок!)

– Кому и чему рад гномик?

4) Повторное чтение.

Вопросы после чтения.

– Почему у гномика много друзей?

– Что подарили бы вы, если бы гномик пригласил вас на именины?

Именины – это день рождения имени, а его у гномика нет. Придумайте ему имя.

5) Озаглавливание текста.

Слайд 12.Выбор заглавия из данных вариантов: «Гном», «Гном-именинник»,

«Про крота», «На именины к гному».

– Какое название больше всего подойдёт?

– Почему последнее заглавие больше всего подходит к этому рассказу?

– Найдите в рассказе слова с приставками. Прочитайте их.

– Что общего у всех этих слов? Отметим приставки.

– Что называют слова с приставками? (Действия героев.)

7. Инсценирование сказки

Дома вы прочитаете сказку Геннадия Цыферова “Спор” из сборника сказок “В медвежий час”. (По учебнику Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Букварь, Москва, Баласс, 2011. Стр. 109)

Геннадий Цыферов – детский писатель (портрет писателя на слайде 13)

Цыферов Геннадий Михайлович (1930-1972)

INCLUDEPICTURE «http://festival.1september.ru/articles/620249/img2.jpg» \* MERGEFORMATINET

Самая известная сказка Г. Цыферова – “Паровозик из Ромашково”. Другие сказки Цыферова: “Жил на свете слонёнок”, “Про цыпленка, солнце и медвежонка”, “Про чудака лягушонка”, “Про пароходик”, “История про поросенка” и другие…

Сборники сказок: “Как лягушонок искал папу”, “Разноцветный жираф”, “Как стать большим и другие истории”, “Дневник медвежонка”.

Книги Г. Цыферова издаются и в наши дни.

А сейчас посмотрите сказку Г.Цыферова «Про чудака – лягушонка».(Заранее подготовленные дети инсценируют сказку).

Про чудака-лягушонка.

А вчера в гости к лягушонку пришла рыжая корова. Промычала, покачала головой и вдруг спросила:

– Простите, зелёный, а что бы вы стали делать, если бы вы были рыжей коровой?

– Не знаю, но мне почему-то не очень хочется быть рыжей коровой.

– А всё-таки?

– Я всё равно бы перекрасился из рыжего в зелёный цвет.

– Ну а затем?

– Затем я отпилил бы рожки.

– А зачем?

– Чтобы не бодаться.

– Ну а потом?

– Потом я подпилил бы ножки… Чтобы не лягаться.

– Ну а потом?

– Потом бы я сказал: «Посмотрите, ну какая я корова? Я просто маленький зелёный лягушонок».

Вопросы после просмотра:

– Понравилась ли вам сказка?

– Кто из героев особенно вам близок?

– Чем вам понравился лягушонок? (Он находчив, уважителен, миролюбив, у него есть друзья, он остроумен, мечтателен.)

8. Итог урока.

Какая часть слова называется приставкой? (Часть слова, которая стоит перед корнем)

Для чего служит приставка? (Для образования новых слов)

Как пишется со словом? (Приставка со словом пишется слитно)

Перед корнем есть приставка,Слитно пишется она. А при помощи приставки Образуются слова.

Чему учились на уроке? (Учились образовывать новые слова)

Научились образовывать новые слова с помощью приставки? (Да)

Вам понравился урок? (Да)

Что особенно понравилось? (Читать, образовывать новые слова, слушать сказки)

Урок окончен.