Урок чтения в 1 классе

Урок чтения в первом классе

по учебнику В.Г.Горецкого «Русская азбука».

Тема. «Твёрдый согласный звук [ж], буква Ж, ж.»

Цели: формировать знания о звуке [ ж ], умения выделять

звук [ж] в словах, различать его в звуковом потоке,

читать слова с изученной буквой;

развивать фонематический слух, мыслительные

операции, воображение и речь учащихся;

воспитывать общие учебные умения, внимание, любовь

к русскому языку.

Оборудование: магнитная доска, паззл с фрагментами буквы ж, предметные картинки с изображениями жёлудя, жука, жирафа; карточки – наборы для зрительного диктанта; квадраты для составления звуковых схем трёх цветов: красного, синего и зелёного, азбука; солнышки жёлтого, оранжевого и красного цветов; презентационный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Слайд №1)

— Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками русской азбуки, познакомимся с новой буквой. Но у нас не обычный урок, а урок-игра. Вы умеете собирать паззлы? В конце урока из разрозненных кусочков мы должны сложить целую картинку. Вам интересно, что у нас получится? Тогда приступим к игре. Вы уже готовы к уроку, поэтому я прикрепляю первый фрагмент паззла.

( На доске — фрагмент 1).

II. Актуализация опорных знаний.

(Слайд №2)

— Я предлагаю начать наш урок с игры « Дополни предложение».

1) Звуки бывают…(гласные и согласные; твёрдые и мягкие; звонкие и глухие).

2) Звуки слышим, буквы…(пишем).

3) В слове столько слогов, сколько…(гласных).

4) После твёрдых согласных пишутся гласные…(а, о, ы, у).

— Как отличить согласный звук от гласного?

(Слайд №3)

1 ученик.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

2 ученик.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

3 ученик.

С – с – с …- змеиный слышен свист.

Ш – ш – ш…- шуршит опавший лист.

Ж – ж – ж…- шмели в саду жужжат.

Р – р – р… — моторы тарахтят.

— Сейчас вы прослушали стихотворение Валентина Берестова о гласных и согласных и удачно справились с заданием, поэтому я достаю второй фрагмент паззла.

(На доске – фрагмент 2).

— Ребята, вы любите разгадывать загадки?

— Тогда слушайте:

(Слайд №4)

Он ходит, голову задрав, —

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он…

(Жираф)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Жёлудь)

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног, да без копыт.

(Жук)

— Вы выполнили и это задание, поэтому я достаю третий фрагмент паззла.

(На доске – фрагмент3 )

III. Работа над новым материалом.

( Слайд №5)

— Ребята, можете ли вы сказать, чем похожи слова – отгадки и чем они различаются?

(В первых двух словах по 2 слога и по 5 звуков, в третьем слове – 1 слог и 3 звука.)

— Что обозначают эти слова: жираф, жёлудь, жук?

(Названия предметов.)

— Какие вопросы мы можем задать к этим словам?

(Жираф и жук — кто?, жёлудь – что?)

— Какой общий звук есть в этих словах?

(Звук [ж ].)

— Встаньте, возьмите друг друга за руки. Внимательно глядя в лицо товарищу, произнесите первый звук в словах-отгадках [ ж] . Определите, как располагаются видимые органы речи в момент его произнесения. Теперь садитесь.

— На ваших партах лежат квадраты трёх цветов. Выберите и покажите квадрат нужного цвета для обозначения этого звука.

— Почему нужно было выбрать квадрат синего цвета?

( Звук [ ж ] согласный, поэтому квадрат не красного цвета. Он твёрдый, поэтому квадрат синего цвета.)

-Звук [ж ] согласный, так как при его произнесении воздух встречает препятствие – язык и нёбо. Он звонкий, так как образован и шумом, и голосом. Он твёрдый, так как мы произносим его твёрдо.

— Определите тему сегодняшнего урока.

(Звук [ж ], буква, которая его обозначает.)

— Мы будем учиться отличать этот звук и букву от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой буквой.

— Вы отлично поработали, поэтому я достаю четвёртый фрагмент паззла.

( На доске – фрагмент 4)

— Ребята, вам знакома игра « Расти, лесок»?

— Познакомимся с этой игрой. В словах, которые я назову, замените первый звук на звук [ж ] так, чтобы получилось новое слово. Тот из вас, кто назовёт новое слово первым, встаёт.

Лук – жук, мало – жало,

Пучок – жучок, билет – жилет,

Веня – Женя, пир – жир.

-Составьте звуковую схему слова пир.

(Слайд № 6)

(Работа выполняется на доске и в тетрадях).

— Какие согласные звуки есть в этом слове?

( Звуки [п ], [р ].)

— Почему вы обозначили их квадратами разных цветов?

— Почему мы слышим мягкий звук [п ] ?

( Его смягчает буква и).

— Составьте звуковую схему слова жир.

(Слайд № 7)

— Что интересного вы заметили?

( В этом слове нет мягких звуков: буква и не смягчает звук [ж ]. Все согласные в этом слове твёрдые.)

— Какой вывод можете сделать?

( Звук [ж ] – согласный, звонкий, всегда твёрдый и не бывает мягким.)

— Я вами довольна. Открываю фрагмент 5.

(На доске – фрагмент 5.)

IV. Физкультминутка. (Слайд № 8)

Лежебока рыжий кот

( встать, перекатиться с носков на пятки)

Отлежал себе живот

( потянуться),

Встал и выгнул спину в мост

( округлить спину, руки вытянуть вперёд),

Распушил красивый хвост

( прогнуться),

Мягко лапами прошёл

(изобразить кошачью походку),

Тихо песенку завёл

( сесть за парты).

— А теперь вопрос для самых внимательных: сколько раз в тексте физкультминутки встретился звук [ж ] ? ( 4).

— Пока мы выполняли физкультминутку, все буквы перепутались.

( Х, Ж, Е)

— Может быть кто-то из вас знает, какой буквой обозначается на письме звук [ж ], и может показать её остальным ребятам?

( Ученик показывает нужную букву.)

— Как она называется?

— На что она похожа?

(Слайд №9)

Посмотри-ка: буква Ж

На жука похожа,

Потому что у неё

Шесть жучиных ножек.

(В.Кожевников)

Стала снежинка

Буквою Ж,

Солнце её

Не растопит уже!

(Е. Тарлапан)

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

(С. Маршак)

Если сноп, как пояском,

Подпоясать колоском, —

Сноп пшеницы на меже

Превратится в букву Ж.

(В.Степанов)

— Молодцы, вы справились со всеми предыдущими заданиями, и я могу открыть следующий фрагмент.

(На доске – фрагмент 6 )

V. Работа с учебником.

Стр.149

— Вы видите слоги с буквой ж. На чтение каких слогов следует обратить внимание?

( На жи и же – в них гласные и, е не обозначают мягкости согласного, поэтому эти слоги надо читать твёрдо.)

(Дети читают слоги, а затем слова в столбиках.)

(Слайд №10)

— А теперь прочитайте себе текст и озаглавьте его.

— Почему вы его так озаглавили?

— А теперь попробуйте задать вопросы по этому тексту своим товарищам.

( Чтение текста детьми вслух.)

-Молодцы! Вы справились с заданием, и я открываю седьмой фрагмент.

( На доске – фрагмент 7)

— Теперь давайте прочитаем пословицы на стр.148 и объясним их смысл.

VI. Зрительный диктант.

— Всегда приятно общаться с внимательным собеседником. Хотите проверить свою внимательность? Тогда слушайте условие игры.

Я буду показывать вам карточки с напечатанными словами. Ваша задача – в полной тишине внимательно прочесть все слова карточки и запомнить только то из слов, в котором есть изучаемая сегодня буква.

(Время экспозиции – 2 сек.)

— Какую букву мы сегодня изучаем?

Набор 1: пиджак, рубашка, майка.

Набор 2: шорты, бриджи, штаны.

Набор 3: брюки, носки, джинсы.

Набор 4: обувь, мебель, одежда.

— Повторите слова с новым звуком. Какое обобщающее понятие вы можете назвать?

( Одежда)

— Отлично, открываю следующий фрагмент.

( На доске – фрагмент 8)

VII. Сочиним сказку.

— На экране вы увидите текст. Вместо точек нужно вставить слова, в которых встречается звук [ж] и прочитать текст.

(Слайд № 11)

У девочки по имени … ( Женя) есть собачка по кличке…(Жучка). Однажды они пошли в лес. Пока Женя собирала под дубом… (жёлуди), Жучка гонялась за летающим маленьким…(жуком). Вдруг Женя услышала лай. Она подбежала к Жучке и увидела большого колючего…(ежа) с маленькими …(ежатами). Женя отозвала Жучку, а ёж и ежата убежали под ёлку.

VIII. Рефлексия собственной деятельности, итог урока.

— Отгадайте загадку:

Разноцветное коромысло

Над землёй повисло.

(Радуга)

— Когда бывает радуга?

(После дождя, если есть солнце.)

(Слайд № 12)

— Ребята, если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, поднимите вверх солнышко того цвета, в названии которого есть звук [ж ]. Если считаете, что могли бы работать лучше, поднимите вверх солнышко цвета, в названии которого нет звука [ж ].

— А теперь подведём итог урока. Что нового мы сегодня узнали?

— Мы сегодня плодотворно потрудились, и я открываю последний фрагмент .

-На доске появилось изображение буквы Ж.