Урок чтения в 1 классе_3559

Е. ЧАРУШИН «ТЕРЕМОК»

Цель: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка»; умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части и пересказывать их, используя соответствующую лексику.

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: ЭОР презентация; буквы для игры «Слово рассыпалось»,игрушки(герои сказки «Теремок») на пальчик.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с улыбкой начнем наш урок.

Конкурс проектов «Город букв».

II. Постановка цели урока.

Дидактическая игра «Слово рассыпалось»

-Слово рассыпалось, расставьте буквы по порядку и вы узнаете тему нашего урока.

Ответ: сказка.

– Любите ли вы читать сказки?

– Какие сказки вы знаете?

– Назовите свои любимые сказки.

— Сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведениями нового раздела. Прочтите, как он называется.

Чему будем учиться в этом разделе?

III. Изучение нового материала.

1. Речевая разминка.

-Прочитайте чистоговорку:

ВА-ФА-ВА-в лесу живет сова.

ФЫ-ФЫ-ВЫ-в саду росли сливы.

ВА-ВА-ФА-платье новое из шкафа.

ФЕ-ВЕ-ФЕ-подушка на софе.

2. Чтение диалога с писателем на с. 30 . Рассматривание книг со сказками.

Учащиеся читают текст по цепочке.

-Почему говорят, что сказка – мудрость народа, его мечты и желания?

-Рассмотрите иллюстрации внизу страницы, на какие группы можно разделить сказки? (авторские и народные)

– Объясните, какие сказки называют народными, а какие – авторскими.

– Приведите примеры народных сказок.

– Какие авторские сказки вы знаете?

3. Подготовка к чтению сказки Е. Чарушина «Теремок».

– Сегодня мы отправляемся в сказку. Угадайте, как она называется.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

(«Теремок».)

— Вспомните имена героев русской народной сказки «Теремок».

– В чем необычность имён героев сказки?

– На какие особенности героев указывают их имена?

– В каком порядке появлялись в сказке герои?

– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Теремок». Расположите их по порядку изложения событий в сказке.

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами.

ос-та-но-ви-лась – остановилась

в те-ре-моч-ке – в теремочке

не-вы-со-ком – невысоком

не от-ве-ча-ет – не отвечает

рас-пе-вать – распевать

у-вёр-тыш – увёртыш

за-бра-лась – забралась

Объясните значение слова «увёртыш».

Увёртыш – умеющий увёртываться от опасности.

4. Чтение сказки заранее подготовленными учащимися по ролям с использованием игрушек на пальчик.

– При чтении интонацией выделяйте слова и предложения. Обратите внимание на знаки препинания. Постарайтесь голосом передать характер действующи лиц сказки.

5. Анализ произведения.

– Понравилась ли вам сказка?

– Что запомнилось больше?

– Какие герои сказки вам понравились?

– Чем сказка Е. Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку?

– Чем отличается?

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз , два , три , четыре ,

Полетели , закружились .

IV. Закрепление нового материала.

1. Выразительное чтение сказки по ролям.

2. Подготовка к пересказу сказки.

– Расположите героев в том порядке, в котором они появляются в сказке.

– Как ведут себя герои сказки?

– Чем она закончится?

– Чему учит эта сказка?

– Прочтите пословицы, записанные на доске:

• В темноте, да не в обиде.

• Знает сорока, где зиму зимовать.

• Согласие крепче каменных стен.

– Объясните смысл этих пословиц.

– Какая из них подходит к нашей сказке больше всего?

3. Пересказ сказки.

– Придумайте свой вариант окончания сказки.

– Что скажет волк?

– Что скажет медведь?

4. Игра «Чье это прозвище?».

На доске записаны прозвища:

• кумушка, сестричка (лиса);

• бирюк, хватыш, «зубами щёлк» (волк);

• толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);

• норушка (мышка);

• квакушка (лягушка);

• побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);

Где так называют животных?

5. Игра «Чей это голос?».

– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:

• голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);

• голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);

• голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);

• голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);

V. Итог урока. Рефлексия.

– С какой сказкой мы сегодня познакомились?

– Кто автор этой сказки?

– Чему учит нас эта сказка?

— Оцените свои достижения на сегодняшнем уроке.

Внеурочная деятельность.

Подготовить иллюстрации к сказке; выразительное чтение сказки по ролям.