Урок чтения в 3 классе По дорогам сказок

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 16

с углубленным изучением отдельных предметов».

Методический кабинет

По дорогам сказок

Урок чтения в 3 классе

учителя начальных классов

Кондауровой Е.Д.

г. Старый Оскол

Тема: Любимые книги, любимые писатели

(путешествие в сказочный город)

Цели урока: расширять читательский кругозор учащихся, формировать привычку к самостоятельному чтению; учить анализировать книги, характеризовать главных героев, давать оценку их действиям. Работать над развитием речи учащихся. Знакомить с богатством языка сказок.

Расширять знания детей о сказке, как о произведении устного народного творчества. познакомить с особенностями русских народных сказок, их классификацией.

Оборудование: выставка книг по теме «Русские народные сказки», диафильм «Детство Пушкина», диапозитивы «Русские народные сказки», книги «Как старик домовничал» (русские народные сказки), репродукции картин Васнецова «Аленушка», «Иван Царевич на сером волке», музыкальное оформление: Римский-Корсаков, «Три чуда», Туман, «Первая потеря»; волшебная книга.

Учитель: За чистым, чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой есть город. Ах, если бы вы, ребята, по- вашему хотению, по- моему велению могли оказаться в нем. Дома здесь необычные, ставни резные. Всех чудес в сказочном городе не перечесть. Это Сказочный город, « Твои любимые книги, любимые писатели». Но как нам туда попасть?

Фея: Слыхала я, что хотите вы попасть в сказочный город. Я еще не волшебница, я только учусь, но помочь я вам постараюсь. вот моя волшебная книга. Откроем первую страницу. Чтобы попасть в волшебный город, надо знать, что такое сказка.

Учитель: Открываем первую страницу волшебной книги.

Сказка – сказывать – рассказывать.

(Сказка повествует о тех событиях, которые в жизни происходить не могут.)

Вот как об этом говорят русские пословицы.

«Сказка – сладка, песня – быль»

«Сказка – ложь, а песня – правда»

Фея: Я приглашаю вас в город сказок.

А дорогу туда покажет волшебное яблочко.

Катись-катись яблочко

Чистым-чистым полем,

Дремучим-дремучим лесом.

Покажи нам, яблочко,

Дорогу в Сказочный город

( Поднимает заголовок «Веселый теремок»)

1 ученик: Здесь живут сказки, героями которых являются солдаты, крестьяне, попы, дети. У них нет волшебных палочек, ковров-самолетов. Им в трудную минуту на помощь приходят смекалка, ум, доброта. Я хочу познакомить вас с книгой «Русские народные сказки». (Рассказывает сказку «Солдат на исповеди»).

2 ученик: В таких сказках много загадок, пословиц, поговорок. Интересен язык таких сказок. Я хочу познакомить вас со сказкой «Умная внучка». Главный герой этой сказки – девочка. Она трудолюбива, умна, смышлена, находчива. Три загадки ей пришлось отгадать. (Ученик кратко рассказывает сказку, и дети отвечают на три вопроса).

1. Что милее всего?

2. Что жирнее всего?

3. Что быстрее всего?

Учитель: где еще пришлось встречаться с загадками?

(Комната с потерянными вещами. Карточки с загадками).

Мы приглашаем вас в читальный зал на нашей улице. На столе у каждого из вас лежит книга «Как старик домовничал». Найдите предисловие к этой книге. Читайте его. Чтение сказки «Завещание». Ответы на вопросы:

Какой наказ дал отец сыну?

2. Как выполнил его сын?

Прочитайте последний абзац. Здесь основная мысль сказки:

Какая пословица могла бы заменить эту мысль?

Вывод: многие бытовые сказки содержат мудрость народную. В этом их особенность.

Сказочник в таких сказках на стороне бедных. Он сочувствует им, любуется их трудолюбием, оптимизмом. сказки часто утверждают: кто работает, тот и должен обладать богатством.

Учитель: Нам пора в дорогу.

Фея: Катись-катись яблочко

Чистым-чистым полем

Дремучим-дремучим лесом.

Покажи нам, яблочко,

Дорогу на другую улицу.

Фея: Ой, ребята, мне страшно. Тут какие-то чудовища, страшилища.

1 ученик: Не бойтесь. Вы попали на улицу, где живут волшебные сказки. Мы приглашаем вас в видеозал, где познакомимся с их особенностями. Главные герои этих сказок люди и фантастические существа. В сказках речь идет об удивительных приключениях, герои отправляются в далекие путешествия. Вот главные герои сказки «Иван-крестьянский сын и чудо юдо». Мы уносимся в подземные царства, попадаем в дремучие леса, переплываем через огненные реки. (Идут диапозитивы).

Часто в сказках происходят волшебные превращения. Так мы видим 1 – жена превращается в колодец, 2- в яблоню, 3- в перину. (Идут диапозитивы).

Такие превращения происходят трижды. Это особенности волшебных сказок.

Трижды Иван-царевич встречается с чудо-юдом. Вот 1 бой, 2 бой, 3 бой (идут диапозитивы).

2 ученик: вот как этот бой описывается в книге (читает отрывок из книги).

3 ученик: аннотация на волшебную сказку.

Учитель: в волшебных сказках живу русские богатыри, которые землю от врага охраняют, народ от неволи спасают.

4 ученик: краткий отрывок из сказки «Никита Кожемяка» (пересказ).

Учитель: Сказки не знают непоправимых историй, главные герои обязательно одерживают победу. Люди, создавшие волшебные сказки, мечтали о торжестве справедливости. Ни одна людская обида не остается неотомщенной. Безутешное горе можно развеять, беды поправить. Может поэтому волшебные сказки привлекали внимание художников.

Кадр «Аленушка». Звучит музыка. Туман, «Первая потеря». На фоне музыки задушевно звучат слова:

Ходила Аленушка по ельнику, ходила по березняку. И вышла к темному пруду-озерцу. Озерцу темному и глубокому. Притомилася. Села на камешек у самой воды. А вода в озерце темная и тяжелая. Словно и не живая та вода. Ни всплеснется, ни шелохнется. Сидит Аленушка на камушке. Думу думает. Не веселую. Грустную и печальную. Смотрит в воду, словно отыскать там что-то хочет. Но в воде ничего не видно. Тихо-тихо вокруг. Призадумался лес густой, притих. Будто Аленушку вспугнуть боится. И березки выстроились как сторожа: не обидел бы кто Аленушку. Пусть сидит на камушке, на теплом солнышке. Может быть и повеселеет. И легонько шелестят березки листочками, словно песню, напевают или сказку сказывают. Да и все вокруг, и сама Аленушка будто из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

5 ученик: Описание картины «Иван-царевич на сером волке».

Я хочу познакомить вас с картиной Васнецова «Иван-царевич на сером волке». Она создана по мотивам русской народной сказки. Дремучий сказочный лес. Великаны-деревья окутаны влажным туманом. Таинственный темно-зеленый мрак болота. Столетние стволы деревьев обросли мхом, лишайником. Тихо и тревожно в такой чащобе. Из этого леса выскакивает волк, неся на себе Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Серый волк с ходу перепрыгивает болотную топь. Сказочный, чудесный помощник юноши несется очень быстро. Иван-царевич встревожен. Он прислушивается к лесным шорохам. Царевна печальна.

Лица у них очень красивые. Яркая одежда на фоне мрачного леса. Эта картина-гимн настойчивости, упорству русских людей, гимн любви.

Учитель: Сказки и песни всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал мечту о лучшей доле. Чудо в сказках начинается с присказки. «В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель».

А глядя на эту картинку, хочется сказать «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Чьи это слова?

Фея: Я приглашаю вас в очередное путешествие.

(Диафильм «Детство Пушкина», кадры о его раннем детстве).

Мы попали в чудесную страну «Лукоморию».

Учитель: У Пушкина целый сказочный мир. Попробуйте угадать его героев.

В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Месяц над косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает словно пава.

А как речь-то говорит.

Правду молвит, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела.

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

— Какие три чуда появились на необычном сказочном острове?

— Как называется эта сказка?

— Ребята выучили наизусть эти отрывки.

1, 2, 3, ученики: показывают свои рисунки к отрывку, читают его.

— Итог занятия.

Учитель: Пушкин с помощью слов, ребята с помощью красок, как могли, а композитор с помощью музыки показали три чуда. Послушайте музыку и попробуйте узнать кто это. (Звучит отрывок «Три чуда» Римского-Корсакова). Вы слушали отрывок из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которую он написал к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В творчестве этого композитора пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. И сама сказка, и музыка утверждают мысль о победе героев, о торжестве добра над злом. Так должно быть и в жизни.

Добро должно жить на земле вечно!