Урок чтения в 3 классе по программе Перспектива

Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Перспектива».

Учитель: Тимашкова Ольга Владимировна.

Тема: «Любовь моя ко Льву Николаевичу Толстому как бы всосалась в кровь и кости мои». Рассказ – быль Л.Н.Толстого «Лев и собачка»

Цели: 1) познакомить с рассказом; подвести к выводу, почему Л.Н.Толстого называют великим писателем; продолжить обучение работе с прозаическим текстом (характеристика героев, тема, главная мысль произведения); закрепить библиографические навыки, умение работать в группе;

2) развивать аналитическое мышление, речь, воображение;

3) формировать нравственные позиции на основе чтения высокохудожественного текста: доброе отношение к животным, умение понимать чужую боль, понимание, что значит быть преданным; прививать взаимоподдержку, коллективизм.

Оборудование: «Литературное чтение», учебник, 3 класс, часть 2

Словари

Выставка книг

Портрет Л.Н. Толстого

Карточки с заданиями для групп

Аудиозапись

I. Оргмомент

II. Актуализация опорных знаний

Фаза вызова.

1. Работа по группам

1 группа. – Назовите лучшие человеческие качества.

2 группа. – О каком писателе идёт речь?

Какие интересные сведения о нём вы узнали?

3 группа. – Узнайте произведения по отрывкам, назовите их автора

4 группа. – Подберите синонимы к словам: чуткое(сердце), холодное(сердце)

2. Представление результатов работы групп.

III. Определение темы урока и постановка задач урока. Составление плана работы.

-Какова тема уроков чтения в этой четверти?

(Показываю портрет Л.Н. Толстого)

— Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза – зеркало души. Какие они у этого человека? (добрые, внимательные, мудрые)

Нашим помощником на этом уроке будут слова: «Чуткому сердцу откроются тайны». -Как вы их понимаете? (Только человек с чутким сердцем может сопереживать, радоваться, печалиться).

со-переживать – объясните

-Откройте учебники на странице 52-53. Предположите, чем мы будем заниматься на уроке. (Дополняю ответы)

-Поставим перед собой цели.

IV. Работа над рассказом «Лев и собачка».

Фаза осмысления.

1. Организация восприятия новой информации

-Перечитайте название произведения. Что вы знаете о льве? Что вы представляете,

слыша слово «собачка» ?

-У такого великого писателя не может быть мелочей в работе. Предположите, что может произойти в рассказе с таким названием?

— Прочитайте слово под названием произведения. Как вы думаете, что оно означает?

(У доски – выставка словарей)

— Какой словарь поможет узнать точное значение слова «быль»?

2. Вступительное слово учителя.

История, о которой рассказывает Л.Н. Толстой, произошла давно, в далёком городе Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. Кто знает. Но дело в том, что «Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории или видел, например, убитую птичку, то плакал, его звали «Лёва-рёва». Это черта – со-страдание, т.е. умение чувствовать чужие страдания, сохранилась в нём на протяжении всей жизни. Эта тема прозвучит и в рассказе «Лев и собачка»

3. Знакомство с рассказом в записи.

4. Проверка первичного восприятия.

— Какие чувства вы испытали? Выберите из списка:

Горечь

Тоска

Печаль

Грусть

Радость

Восхищение

Удивление

Разочарование

Гнев

Злость

— Что заставило вас волноваться?

5. Чтение со стопом.

I часть. – Что делала собака, когда попала в клетку? Подчеркните слова, описывающие её поведение.

— Что она чувствовала в тот момент?

(На доске – слово «тревога»)

II часть. – Что вы знаете о льве? Какое это животное?

— А как он вёл себя с собачкой? Подчеркните слова, описывающие его поведение.

— Из каких слов понятно, что это хищник?

— Какое чувство лев при этом проявил?

(На доске – слово «забота»)

III часть. — Как повела себя собачка? Перечитайте.

— Как одним словом можно сказать, когда кто-то полагается на другого, доверяется ему? («доверие»)

IV часть. – Подчеркните слова, описывающие поведение льва сразу после смерти собачки.

-Почему он трогал, лизал и нюхал тельце?

-Как он повёл себя, когда понял, что она умерла?

— Какое чувство он испытывал?

(«тоска»)

V часть. – Почему лев разорвал другую собачку?

-Животные, как и люди, способны испытывать глубокие чувства, но проявляются они по-другому. Лев – хищник, поэтому он от душевной боли разорвал другую собачку.

— Какое это чувство?

(«преданность»)

— На доске у нас записаны чувства, которые испытывали животные в этом рассказе. Присущи ли они нам с вами?

-В этом рассказе люди почти не описаны. Как вы думаете, им эти чувства присущи?

А поведение льва- это урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

— Согласны ли вы с утверждением: В этом произведении звери человечнее людей?

«Мы в ответственности за тех, кого приручили» (А.де Сент-Экзюпери, «Маленький принц).

Физминутка.

6. Перепутанные логические цепи.

Групповая работа.

— Восстановите последовательность событий. (По карточкам)

7. Займи позицию.

В названии рассказа выражена: а) главная мысль

б) тема рассказа

8. Обобщение.

— Почему лев умер? Зачем писатель создал рассказ с таким печальным концом?

— Мог ли написать этот рассказ человек с холодным сердцем? Ещё раз обратимся к эпиграфу.

— Вернёмся к теме, над которой мы работаем в этой четверти.

— Как вы думаете, на примере этого рассказа, почему Льва Толстого мы называем великим русским писателем?

-Что нового о себе вы поняли сегодня на уроке? Какое чувство хотели бы перенять у главного героя — льва?

— А теперь прикоснитесь рукой к своему сердцу. Вы слышите его? Всегда ли вы замечаете боль, радость, печаль других людей? Мне приятно, что в нашем классе ребята с чуткими сердцами.

V.Рефлексия.

1. Творческая работа. Составление синквейна об одном из героев рассказа.

Лев.

Сильный, верный.

Играл, тосковал, умер.

Лев был верным другом.

Преданность.

Собачка.

Маленькая, доверчивая.

Прижалась, доверилась, умерла.

Собачка положилась на льва.

Доверие.

2. Выставка книг.

— В каких книгах вы можете прочитать рассказ Льва Толстого «Лев и собачка»?

— Как найти рассказ в сборнике?

3. Работа в группах . (дополнительно)

1 гр. Художники. Какую картину вы хотели бы нарисовать по этому рассказу? Какие краски используете?

2 гр. Музыканты. Какая музыка может сопровождать это произведение?

3 гр. Режиссёры. Лев Толстой не описал собачку. Вы собираетесь снимать фильм. Какую выберете собачку? Опишите её.

4 гр. Литераторы. Выберите пословицы, которые передают смысл были:

Без друга в жизни туго.

Верному другу цены нет.

Не мил свет, когда друга нет.

Не будь сыт куском, будь сыт другом.

Любовь сильнее страха.

VI. Домашнее задание.

— Как вы думаете, может ли такое произойти в наше время?(Японский зоопарк, хомяк – змея)

— Хотели бы вы изменить конец рассказа?

1) Придумать свой конец рассказа от слов: «Так прожили лев и собачка целый год»;

Нарисовать иллюстрацию.

VII.Итог урока.

(На доске – рисунок сердца).

Сердце – наш главный орган, он постоянно работает. Ему будет легче, если мы оставим в нём только чистые и светлые мысли и чувства. Давайте очистим наши сердца! Скажем себе: «Я вернусь домой с благородным сердцем. Я буду нести всем свет и тепло своего сердца».