Урок чтения в 3 классе по теме Первый снег АИСофронова-Алампа

Учитель: Татаринова Тамара Ивановна, ЖСОШ.

Предмет: чтение

Класс: 3

Тема: А. И. Софронов- Алампа «Первый снег»

Цель: 1. Формирование сатабыл по анализу стихотворения, сравнению и сопоставлению, пониманию чувства и настроения стихотворения, картин;

2. Развитие сатабыл по устной, письменной речи учащихся, образному и логическому мышлению, сатабыл креативности;

3. Воспитание эмоциального отношения к природе.

Оборудование: Портрет поэта А. И. Софронова, репродукции художников А. Пластова «Первый снег», В. Сурикова «Взятие снежного городка», «Времена года» Чайковского, снежинки.

План: 1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Постановка цели и объявление темы.

4. Знакомство с писателем.

5. Первичное чтение стихотворения

6. Рассматривание репродукции картин.

7. Физминутка.

8. Работа со стихотворением

-комментированное чтение

-поисковая работа

-разбор трудных слов

-перевод словосочетаний

9. Творческая работа.

10. Итог урока.

Ход урока:

Орг. момент.

Проверка д/з.

Постановка цели и объявление темы

-Найдите лишнее слово в каждой строчке.

*Январь, декабрь, ноябрь, октябрь, август, февраль.

*Снег, дождь, иней, метель.

Какой темой можно объединить оставшиеся слова?

-В каком месяце идет первый снег?

Сегодня мы будем говорить о первом снеге. А сделаем мы эта с помощью музыки, живописи и поэзии.

Знакомство с якутским поэтом, драматургом, общественным деятелем А. И. Софроновым – Алампа.

Прекрасна наша земля, когда идет первый снег. Многие поэты нарисовали снегопад в своих стихах.

— Прочитайте название стихотворения и имя автора.

— Кто такой А. И. Софронов?

— Какие его произведения знаете?

Вывешивается портрет поэта, знакомство с творчеством Алампа.

Первичное чтение стихотворения «Первый снег».

Звучит музыка из цикла «Времена года», учитель читает стихотворение.

— Какую картину вы увидели?

— Что помогло вам в этом?

Рассматривание картин А. Пластова «Первый снег», В. Сурикова «Взятие снежного городка»

Чтобы точнее представить картину описанную поэтом, давайте посмотрим работу художников А. Пластова «Первый снег», В. Сурикова «Взятие снежного городка»

— Что общего в этих двух картинах?

— Какое настроение возникает у вас?

— Что изобразили художники на своих картинах?

— Кто больше всех радуется первому снегу?

— Какие цвета использовали? Почему?

— Какая из картин больше подойдет к стихотворению?

Физминутка «Снежинки»

Помогите мне, пожалуйста, сделать маленький снегопад. Возьмите свои снежинки и передайте ритм падающего снега.

Работа со стихотворением.

Чтение про себя.

Повторное чтение с комментариями.

Чтение 1 части.

— Как изменяется погода, как стало вокруг?

— Как настроение почувствовали? (грустное)

— Какая должна быть интонация? (нужно читать медленнее, мягче, с грустью, задумчиво)

Чтение 2 части.

— О чем читали?

— Какую картину представили?

— Какое чувство, настроение? (вдохновение)

— Как нужно читать? (с удивлением, вдохновенно.)

Чтение 3 части.

— Что произошло после снегопада?

— Какое душевное состояние? (радостное, приподнятое настроение)

— Какая интонация должна быть? (веселая, радостная)

Чтение 4 части.

— Опишите снег, какой он?

— Что вы испытайте в этой части? (легкость, чистоту, озорное, веселое состояние.)

— Как надо читать? (с восторгом, восхищением, бодро.)

Выразительное чтение.

Кто хочет прочитать стихотворение и передать это настроение и ритм падающего снега?

Поисковая работа по тексту.

А давайте проследим, с чем сравнивает поэт снега, какие прилагательные глаголы при этом употребляет. Найдите и подчеркните карандашом глаголы, прилагательные.

Разбор трудных слов с помощью толкового словаря.

Перевод словосочетаний.

Великий основоположник якутской литературы А. И. Софронов – Алампа образно воспел чудесного явления природы. Сегодня на уроке мы еще раз убедились в том, что писатель – это художник слова. В стихотворении поэта чувствуется искренность, светлый, жизнеутверждающий тон, любовь к природе, красоте.

Творческая работа.

Мне кажется, что чудесное явление природы, способен и вас побудить к творчеству. А каким вы запомнили снегопад? Подумайте еще раз про себя и попытайтесь так же коротко, но очень емко формулировать, свои мысли, выделить главное. Постарайтесь подобрать яркие слова, чтобы сочинение было образным.

Чтение образных слов и предложений.

Дети зачитывают, а учитель отмечает удачные моменты, корректирует.

Итог урока.

Д/З переписать, оформить сочинение.

— Когда вас спросят, что нового узнали вы сегодня, о чем вы расскажете?

— Что самое интересное было на уроке?

Снег прекрасен именно своей чистотой, светом, белизной…

В этом стихотворении нет грусти, а есть задумчивое любование красотой.

Вот мы вместе с А. И. Софроновым почувствовали красоту первого снега, природы, наступления зимы и пусть наша жизнь станет такой светлой, доброй, полной любви.