Урок чтения в 3 классе по ВГаршину Лягушка-путешественница

Статья. DOC. Слепышева Г.В. 219-176-383

Литературное чтение

3 класс

Тема: Мир авторской сказки Всеволода Михайловича Гаршина «Лягушка – путешественница».

Цель: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи:

формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание ( о чём) и форму (как) художественного произведения;

обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать; выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль);

формирование нравственного сознания и эстетического вкуса ; понимание духовной сущности произведения;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении;

воспитание интереса к чтению и книге;

Материал к уроку: учебник М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой (Родная речь) 3 класс.

Методы, применяемые на уроке: работа с учебником и книгой, приёмы самостоятельной работы: составление плана текста, аннотирование, составление словесно-схематического изображения прочитанного, составление сравнительных характеристик; наглядные методы: метод иллюстраций и метод демонстраций; словесные и практические методы.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, дидактическая карточка «Приглашение в мир сказки Гаршина» с определёнными заданиями, портрет В.М. Гаршина, сюжетные картинки, куклы-лягушки для мини-спектакля, подборка книг Гаршина для выставки.

Ход урока.

I Организационный момент.

Звонкий слышится звонок,

Начинается урок.

Желаю вам, мои юные читатели,

Чувствовать себя комфортно,

Но быть внимательными, доброжелательными

И, конечно, трудолюбивыми.

II Начинаем со звуковой разминки.

1.Чтение с добавлением:

Бул-бултых-бултыхну-бултыхнулась

Статья. DOC. Слепышева Г.В. 219-176-383

По-побла-поблаго-поблагода-поблагодарить

Пу-путе-путешест-путешественни-путешественница

2.Работа над скороговоркой.

Утка Пёстрая Крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вперевалочку спотыкалочку.

Задание: прочитать скороговорку, смещая логическое ударение на одно слово.

III Эмоциональный настрой на восприятие произведения.

Слайд № 1

Вступительное слово учителя.

14 февраля – 155 лет со дня рождения Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888), русского писателя. Перед вами его портрет. Доброе умное лицо, грустные глаза, а может взгляд с хитринкой, лёгкая улыбка. За свои 33 года жизни он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей.

Впервые «Лягушка-путешественница» была напечатана в седьмом выпуске детского журнала «Родник» в 1887 году, незадолго до смерти автора. По сути, это последнее сочинение Всеволода Михайловича Гаршина.

Автор в произведении «зашифровал» своё видение мира, отношение к нему, а мы – читатели, постараемся воспринять и понять этот мир и принять его в себя.

Приглашаю вас, юные читатели, войти в мир произведения Гаршина «Лягушка – путешественница» и насладиться чтением и новыми открытиями.

У каждого на столах лежат пригласительные билеты. Отправляемся в мир нового произведения.

Слайд № 2

IV Ознакомительное чтение сказки. (Читает учитель и подготовленные ученики).

Чтение по ролям. Все дети следят по учебнику с карандашом в руке.

V Беседа по выявлению первичного восприятия произведения.

Чувства – энергия жизни. Чувства есть всегда.

-Какие чувства испытали вы после прочтения произведения? Почему?

(примерные ответы:

беспокойство за судьбу лягушки: рисковала жизнью ради похвалы;

разочарование – за малым не увидела большое;

сожаление, что лягушка не долетела до юга;

страх за жизнь лягушки;

восхищение её находчивостью и умом;

чувство веселья: рассмешило, что лягушка такая самоуверенная;

облегчение: всё закончилось благополучно;

сопереживание: слишком много риска в поступках лягушки)

-Определите жанр и тему произведения? ( литературная сказка о животных)

-По каким признакам определили, что это сказка?

( животные разговаривают, зачин сказки похож на начало русских народных сказок «Жила-была», счастливый конец).

— Назовите главного героя сказки.

VI Словарная работа.

Статья. DOC. Слепышева Г.В. 219-176-383

Слайд № 3

-Кто такие путешественники?

Словарь С.И.Ожегова.

Путешественник – тот, кто путешествует, т.е. совершает поездки или передвижения по каким-либо местам, странам, обычно для ознакомления или отдыха.

Происшествие – событие, нарушившее или изменившее обычную жизнь.

-Что означает выражение « не уронить достоинство»? (не опозориться, не поставить себя в глупое положение)

— Прочитайте следующие словосочетания. Объясните значение.

Присутствие духа т.е.силы воли.

Захватило дух – стало страшно, замерла от испуга.

Тщеславие – высокомерное стремление к славе, к почитанию.

Прыгало сердце – радовалась.

VII Работа над текстом сказки.

1.Аналитическое чтение по смысловым частям. Просмотрите текст сказки.

Слайд № 4

Какая бала жизнь у лягушки на болоте? 1 картинка на сюжетный треугольник? (тихая и спокойная)

Что изменилось в жизни лягушки после встречи с утками? 2 картинка (появилась мечта)

Слайд № 5

Отправилась ли лягушка на юг? (да)

Слайд № 6

Какой момент в путешествии явился кульминационным (захватывающим, решающим судьбу героини)? 3 картинка (решила всем прокричать, похвалиться)

Слайд № 7

Сбылась ли мечта лягушки? ( нет или частичо: она летала, но до юга не долетела)

Слайд № 8

Подумайте, на сколько смысловых частей можно разделить сказку? ( на три: безумная затея лететь; опасный полёт; благополучный конец).Запишите план в свой пригласительный билет. (1-2 ученика читают составленный план).

2.Работа над образом лягушки. Выборочное и поисковое чтение. (Карточки на доску.)

Какой вы увидели лягушку в начале сказки? (тихой, скромной, незаметной)

Какие выражения использует автор для описания первоначального образа лягушки?

Лягушка-квакушка (простая)

Громко квакала вместе со всеми ( обыкновенная как все)

Жила благополучно, наслаждалась тёплым дождиком ( довольствовалась тем, что есть, она восхищалась и любовалась тем, что видела вокруг).

Как автор относится к лягушке? (она ему нравится, он умиляется над ней, мол какая хорошенькая).

Как меняется характер лягушки с момента знакомства с утками? Чтение с места в тексте « И лягушка сейчас же спряталась… Возьмите меня с собой!» Какие черты характера лягушки вы увидели? ( любопытная , но осторожная; вежливая, тактичная, рассудительная)

Найдите отрывок текста, который рассказывает о том, что лягушка сообразительная. «-Я придумала! Я нашла!…до….всё будет превосходно»

Почему утки согласились на предложение лягушки? ( Она сумела их убедить, говорила решительно, уверенно и утки ей поверили; они удивились её умной головой).

Статья. DOC. Слепышева Г.В. 219-176-383

Как автор описывает состояние лягушки в воздухе? Как он относится к не в данный момент? (захватило дух от страшной высоты, бедная лягушка болталась в воздухе, однакоскоро привыкла к новому положению, даже радовалась и гордилась. Автор

жалеет квакушку, одновременно восхищается её мужеством «Нужно было иметь присутствие духа, и она его имела.)

Как изменился характер лягушки с момента, когда её начали хвалить сначала утки, потом люди? Чтение отрывка «-Смотрите, смотрите!… до … Это я! Я! (лягушка необыкновенно хвастливая, нескромная, тщеславная)

Помогло лягушке хвастовство или навредило?

С каким чувством автор описывает падение лягушки? Чтение абзаца « И с эти криком она полетела вверх тормашками…… и бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни». (Чувствуется в словах автора лёгкая ирония, он заранее задумал, что лягушка не разобьётся, останется цела и поэтому улыбался над хвастливой героиней).

ИРОНИЯ – тонкая, скрытая насмешка.

Учитель.

У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке.

Вот эти словосочетания.

Слайд № 9

Шлёпнулась с сучка, выражение морды было самое сияющее, полетела вверх тормашками, называет бедной спутницей, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала, бултыхнулась в грязный пруд, боялась уронить лягушачье достоинство, болталась таким образом целый день.

За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)

Перестала хвастаться лягушка после падения? ( Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).

Выполнение заданий на карточках.

— Прочитайте выписанные черты характера лягушки. Вычеркните те, которые не подходят к нашей героине.

— Разделите названные качества на положительные отрицательные с помощью карандаша.

-Прочитайте только положительные качества. (1-2 ученика).

Вывод. Как же автор относится к своей героине? (Он видит в ней не только тщеславие и хвастовство , но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. Показывая недостатки лягушки, автор всё же испытывает к ней симпатию, вероятно, поэтому он сохраняет ей жизнь в конце сказки.

АЛЛЕГОРИЯ – иносказание , выражение мысли, идеи в конкретном образе.

Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории- поведения лягушки?( Образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых.)

3.Выделение главной мысли произведения.

Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно.

Хочется послушать ваше собственное мнение.

Статья. DOC. Слепышева Г.В. 219-176-383

Сочувствуете ли вы лягушке?

Что погубило мечту главной героини?

Что бы вы ей посоветовали при встрече?

Недаром говорят в народе: За малым и большое потеряешь.

Какие пословицы подходят к сказке?

Хвастовство само себя накажет.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.

Вывод (заключительное слово учителя).

« Есть что-то знаменательное в том, что последние слова Гаршина были обращены к детям, — отмечал литературовед Г.А.Бялый, — и что последнее его произведение светло и беспечально. Это произведение – как бы живое свидетельство того, что радость жизни не исчезнет никогда, что « свет во тьме светит». Гаршин так думал и чувствовал всегда».

-Я бы назвала сказку Гаршина романтической. В ней автор противопоставил высокую мечту пошлой самовлюблённости, которая одним мешает оторваться от земли, другим, даже оторвавшись от болота, употребить свой ум на перелёт на… другое болото. Чванливость, самовлюблённость, хвастовство – несчастье человека. Но автор не негодует, не читает нравоучений, он уверяет своего читателя, т.е. нас, что эти черты истребляются смехом, иронией, а отнюдь не строгим порицанием.

Сценка из кукольного спектакля.

«Чудная история о необыкновенной хвастунишке»

Действующие лица: две лягушки.

1.-Это я, это я придумала! (высовывается осторожно, оглядывается, никого)

2.-Это ты так громко кричала?

1.(Сначала прячется, потом берёт себя в руки) -Да, это я прощалась со своими любимыми утками.

2.Ах, у вас есть свои утки?

1.Да, мои собственные, которые носят меня туда, куда я захочу. Простоя долго думала про жизнь и, наконец, изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.

2.Ах, вы такая умная! Вы такая отважная!

-А почему же вы не полетели на юг с ними? Там говорят сейчас тепло и такие прекрасные тёплые болота, где много комаров и мошек.

1.Пусть летят. Я отпустила их в отпуск. Я на юге бываю каждый год, поэтому меня уже ничем не удивишь.

2 Ах, как интересно! Какая у вас замечательная жизнь! Расскажите, как там в другом краю.

1.Конечно лучше, чем в вашем грязном пруду.

2.Не говорите, здесь так скучно и неуютно. Неужели вы променяли великолепный юг на наш маленький пруд?

1.Я..я…я заехала к вам посмотреть, как вы здесь живёте. Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки! Ква!

2.Ква, ква.Я восторгаюсь вами.

1.Ква.ква! Я и сама себе нравлюсь!

Информационные сообщения знатоков.

Статья. DOC. Слепышева Г.В. 219-176-383

1.Сказка «Лягушка-путешественница» создана на сюжетной основе рассказа своеобразного индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а

её спутниками два гуся.Все герои наделены именами, и сама ситуация путешествия имеет совершенно иную мотивацию: черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М.Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись «от реплики» падает и разбивается.

-Почему Гаршинской лягушке смерть не грозит? Автор изначально задумал не убивать лягушку, а только проучить её за хвастовство. Сказка написана весело, с юмором. Про лягушку-хвастушку можно читать даже маленьким детям.

2.Удивительное существо – лягушка! С одной стороны она гадкая, с холодной и мокрой кожей, с лупоглазой мордочкой и перепончатыми лапками, но если отбросить предубеждения и приглядеться внимательно, то с другой стороны, по изяществу движений и утончённости нарядов не уступит любой царевне. Лягушки – очаровательные существа, они вполне могут быть отнесены к числу самых красивых животных нашей планеты.

Меня удивил ещё один факт. Лягушки – своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасночти некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров.

Слайд № 12

VIII Рефлексия.

Слайд № 13

Закончите фразы.

Я сегодня на уроке узнал…………………….

Самым интересным на уроке было……………………

Слайд № 14

Над чем я продолжу работать дома:

1.Нарисую героев сказки.

2.Составлю кроссворд по сказке.

3.Подготовлю вопросы для самого внимательного читателя.

Литература:

С.В.Савинова Поурочные планы по учебнику М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова «Родная речь». – Волгоград:Учитель, 2005.

Словарь русского языка: В 4 т./АН СССР, Ин-т Рус. Яз.; Под ред. А.П.Евгеньевой. – 3-е изд. –М.: Русский язык, 1985 – 1988.