Урок чтения в 3 классе ВФ Одоевский Мороз Иванович

Урок чтения

в 3 классе

Учитель начальных классов

МКОУ «Владимиро – Ильичёвская

начальная общеобразовательная школа»

Стахнёва Галина Николаевна

ТЕМА: В. Ф. Одоевский « Мороз Иванович»

ЦЕЛИ: Создать условия для:

— знакомство с произведением В. Ф. Одоевского «Мороз

Иванович»

— развитие навыков различать народную сказку от авторской;

— раскрытия смысла художественного произведения;

— формирования представления об особенностях жанра;

— формирование художественно – эстетического восприятия

учащихся.

ХОД УРОКА

1.ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ.

1.Работа с эпиграфом.

— Вчитаемся в слова эпиграфа.

«Нам даром без труда ничего не даётся, — недаром исстари пословица ведётся».

— Кто хочет поделиться о чём эти слова?

2.Работа с портретом В.Ф. Одоевского.

— Сегодня мы будем читать произведение этого писателя.

— Посмотрите на его портрет.

— Может быть кто нибудь знает его имя?

— Прочитайте на доске, как его зовут.

— Рассмотрите внимательно портрет. Попробуйте на основе своих впечатлений описать каким вы себе представляете этого человека в жизни?

— Представьте что у вас есть возможность встретится с автором. О чём бы вам хотелось его спросить?

— Прежде чем читать давайте каждый вслушаемся в себя, определим сейчас настроение и попытаемся выразить его.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

— Вы любите сказки?

— Вспомните, какие русские народные сказки мы с вами читали.

— Почему эти сказки называются народными?

— Есть ли у них автор?

— Какие сказки мы называем авторскими или литературными?

— Вспомните сказку Ершова « Конёк – горбунок»

— Из какой народной сказки взят этот сюжет?

— Сегодня на уроке мы увидим как рождается авторская сказка из народной . Постараемся увидеть чем они похожи и чем отличаются.

3.ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

1.Просмотр диафильма «Морозко».

2.Беседа после просмотра.

— Какое настроение вызвала сказка?

— Есть ли в сказке волшебный персонаж?

— Назовите положительных героев сказки? Отрицательных?

— Есть ли в сказке нейтральный персонаж?

— Какова главная мысль сказки?

3.Чтение сказки «Мороз Иванович»

— Есть ли в сказке зачин?

— отличается ли он от народной сказки?

— Как звали девочек?

— Говорят ли их имена об их делах? Что означает слово «рукодельница», «ленивица».

— Почему ленивице всегда было скучно?

— Какая беда случилась с Рукодельницей?

— Кого она встретила в колодце?

— Расскажите, как произошла встреча Рукодельницы с Морозом Ивановичем?

— Как вы думаете почему Мороз Иванович живёт в колодце?

— На каких условиях Рукодельница смогла бы получить ведро обратно?

— Как автор описывает дом Мороза Ивановича?

— Какая у него была перина?

— Легко ли Рукодельнице было её взбивать?

— Какие вопросы Рукодельница задавала старику?

— Что он ей отвечал?

— Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?

— Как он её за это отблагодарил?

— Зачем решили отправить ленивицу к Морозу?

— Хотелось ли Ленивице идти на работу к старику?

— Что она ответила печке когда оказалась в колодце? Яблоне?

— Как её встретил Мороз?

— Чем Мороз наградил Ленивицу за работу?

Молодцы!

— А было ли что то в произведении что вас восхитило?

— Чем вызваны ваши переживания?

— Прислушайтесь к себе, изменилось ли что – нибудь в вашем состоянии после чтения?

— Почему на ваш взгляд автор описывает именно эти события?

— Как бы вы поступили оказавшись в такой же ситуации как девочки?

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

1.Работа над иллюстрацией.

— какой эпизод изобразил художник? Прочитайте отрывок.

— Как он нарисовал Мороза Ивановича?

— Обратите внимание, во что он одет.

-Кого он вам напоминает?

— Как он изобразил Рукодельницу?

2.Характеристика героев персонажей сказки.

— Назовите главных героев сказки.

— Давайте охарактеризуем их по плану:

1.Где живёт герой?

2.Какие поступки совершает?

3.Какой характер у героя?

4. Ваше отношение к герою?

3.Работа с пословицами

— Собери пословицы:

Что посеешь…. …..такова и награда

Какова работа…. ….то и пожнёшь

Мало хотеть…. …не жди добра

Что испёк…. ….надо уметь

Сделав худо….. то и кушай

— Как вы понимаете значение этих пословиц?

— Какие пословицы подходят к сказке «Мороз Иванович»

— Ради чего Одоевский написал для нас эту сказку?

— Что могло послужить поводом для рождения этого произведения?

4.Иллюстрирование сказки.

— Прочитайте начало сказки. Какую иллюстрацию можно изобразить к этому отрывку?

— Какую работу делала по дому Рукодельница?

— Какую иллюстрацию можно нарисовать?

— Перечитайте эпиграф. Что его объединяет с произведением?

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО.

— Кого из героев вам хотелось бы сыграть? Почему?

— Что вам помогли открыть в себе самом герои этого произведения?

— Встречались ли вам в жизни подобные ситуации?

ИТОГ.

— К какому жанру относится это произведение? Почему?

— К какому виду относится эта сказка?

— Чем отличаются герои сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»?

— Чем отличается язык сказок?

— Как называются сказки у которых есть автор?

— Хотите ли вы ещё читать сказки?

— На следующем уроке мы продолжим изучение этого жанра.

ДОМ. ЗАДАНИЕ.

Подготовить пересказ сказки по картинному плану.