Урок чтения в 3 классе

Литературное чтение в 3 классе. Тема. Л. Толстой сказка «Два брата»»

басня «Белка и волк».

Цель: познакомить и расширить знания учащихся с разножанровыми произведениями (басней и сказкой) Л. Толстого для детей и их особенностями. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя, совершенствовать сознательность, правильность, беглость и выразительность чтения учащихся с учётом уровня обученности учащихся.

Расширять круг чтения учащихся путём знакомства с художественными произведениями: сказкой и басней.

Развивать логическую связную речь, внимание, мышление учащихся.

Формировать нравственные представления о добре, зле, милосердии, о толерантных взаимоотношениях между людьми.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л.А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение», портрет Л. Толстого, оформленная доска.

Литература: Методическое пособие «Литературное чтение в 3 классе», М. «Вентана-граф», 2004 с. 156. Львов М.Р., Горецкий В.Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия. 2000~с. 148-176.

ХОД УРОКА

I Орг. часть.

II Речевая разминка:

1.Артикуляционная гимнастика.

Цель: Развитие гибкости и подвижности языка, губ, нижней челюсти для правильного, ясного и чистого произношения звуков.

а)упражнение «Колечко» (5 раз)

Загни язык назад так, чтобы он был похож на колечко. Уздечка под языком должна быть натянута. Верни язык в обычное положение.

б)упражнение «Жало» (3-5 раз)

Представь себе, что ты змея и во рту у тебя не язык, а жало. Высунь напряжённый язык с острым кончиком вверх как можно дальше.

в)упражнение «Хоботок» (5 раз)

Изо всех сил сожми губы в маленький кружок и вытяни их вперёд. Подвигай этим «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз, а потом по кругу слева направо и справа налево.

2.Упражнение на развитие поля чтения.

Цель: Развитие зрительного восприятия, беглости чтения, расширение поля чтения.

Таблица Шульте.

15

6

16

9

14

1

8

20

24

2

18

22

10

21

12

17

11

23

5

25

7

4

13

19

3

Памятка: 1) Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая карандашом.

2) Старайся запомнить расположение сразу двух следующих друг за другом чисел.

3. Интонационное упражнение.

Цель: Работать над качеством голоса: гибкостью, силой, высотой, скоростью

чтения, определение тона чтения.

Белка с ветки в свой домишко /спокойно

Перетаскивала шишку. //

Белка шишку уронила, /взволнованно и быстро

Прямо в Мишку угодила. //

Застонал,/ заохал Мишка — /медленно и грустно

На носу вскочила шишка. //

III. Мобилизующий этап:

1.Литературная викторина.

Цель: Вспомнить ранее изученные произведения Л. Толстого. Расширить знания учащихся о писателе, его творчестве.

Методические указания: учащиеся высокого уровня обученности читают отрывки

из ранее изученных произведений, а остальные ребята угадывают фамилию автора, название произведения, жанр.

а)Народ у неё спрашивает: «Какая же твоя мама?»

А девочка сквозь слёзы говорит: «Моя мама та, что лучше всех».

б)Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот онвелел принести веник и говорит: «Сломайте»

в)Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла к матери: «Ну, матушка, ядвух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».

Из каких произведений эти отрывки?

Кто их автор? Что вы о нём знаете?

Обобщение: Л.Н. толстой писал повести, рассказы, сказки, очерки, научно-популярные статьи и поместил их в учебные книги «Азбука» (1872г.), «Новая азбука» (1875г.), «Русская книга для чтения» (1875г.), в которых раскрыл перед крестьянскими детьми многообразие жизни, создал живые характеры людей, воссоздал картины русской природы. Произведения Льва Николаевича развивают наблюдательность, смекалку, расширяют кругозор детей. Язык его детских рассказов по-настоящему народен, прост, изобразителен.

Текст записан на доске: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою

страну, нельзя считать себя культурным человеком».

М. Горький.

Чтение и объяснение смысла высказывания.

2.Чтение вслух вводной статьи «Л.Н. толстой» в учебнике.

-Что нового узнали о писателе?

3.Знакомство с выставкой книг Л. Толстого.метод: — чтение-рассматривание

Какая книга лишняя? Почему?

Что объединяет остальные книги? IV Новый материал:

1. Постановка учащимися учебных задач урока:

Познакомиться с особенностями новых жанров Л. Толстого (со сказкой и басней)

Научиться анализировать эти произведения

Совершенствовать навыки чтения.

2.Первичный синтез:

Чтение и анализ сказки «Два брата»

Цель: Дать целостное представление о содержании сказки.

Методические указания: выразительное чтение сказки цепочкой подготовленными

учащимися.

К какому жанру относится это произведение?

Кто главные герои?

3.Проверка восприятия сказки.

Цель: Проверить эмоциональное восприятие сказки. Выполнение заданий после текста.

К какому жанру относится это произведение?

Что такое сказка?

Сказка — это устный рассказ о чём то необычном, невероятном, фантастическом.

Понравилась ли сказка?

Чем понравилась?

Есть ли в сказке Л. Толстого волшебные чудеса, превращения? Какие?

Кто главные герои?

Почему ещё крепче стала любовь между братьями?

4.Вторичное чтение сказки.Работа со сказкой по уровням:

уровень: самостоятельное чтение сказки. Отметить в ней народные слова и выражения и объяснить их. (Учащиеся обращаются к толковому словарю в случае затруднений.) Составление вопросов товарищам.

уровень: самостоятельное чтение сказки.

В тетради помещена часть сказки с пропущенными словами. Вписать по памяти недостающие слова:

В одном селе жили два брата,,. У старшего брата детей не было; у

младшего былодетей. Жили братья так, чтобыло на них

смотреть.

-О чём ведёт серьёзный разговор писатель с читателем?

IIIуровень: чтение сказки цепочкой вслух и отработка навыков чтения. Упражнениена антиципацию.

Цель: совершенствовать правильность и беглость чтения

а)Задумал и …зёрна не …прожили они …подивились, но …

б)Чтение предложения по номерам слов:

3516872104 9

так, что, жили, любо, на, было, братья, смотреть, дружно, них.

-Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.

в)Из слов, данных на карточке, выбери те, которые ты встретил в тексте,подчеркни их.

Пахали, хлеб сеяли, четверо детей, водный, поспел, играли, зёрна, семья, поровну, молодые, на помощь.

5.Проверка самостоятельной работы.

Чтение сказки вслух, деление на части, составление плана,

а) — О чём говорится в начале сказки?

— Как жили братья? Зачитайте.

— Как озаглавить эту часть ( Дружба. Дружная жизнь братьев)

Что произошло однажды осенью?

Как это характеризует братьев?

Как озаглавить эту часть? (Взаимопомощь братьев. Забота братьев друг о друге).

Чем заканчивается сказка?

Как озаглавим третью часть? (Любовь между братьями стала ещё крепче. Счастливая жизнь братьев).

б) сравнение плана на доске с планом в тетради. На доске: 1. Дружба.

Взаимопомощь братьев.

Любовь между братьями стала ещё крепче. В тетради: 1. Дружная жизнь братьев.

Забота братьев друг о друге.

Помощь сестре.

Счастливая жизнь братьев.

-Какая ошибка есть в плане и где она?

Отчёт по самостоятельной работе по уровням.

Обобщающая беседа:

-Почему ещё дружнее стали жить братья?

Забота братьев друг о друге и членах их семей, дружба, взаимовыручка, взаимопомощь, уважение, любовь сделали их счастливыми. Методические указания: учащиеся читают пословицы и доказывают соответствие их идейному содержанию сказки.

На доске пословицы: Дружба и братство дороже богатства.

Старый друг лучше новых двух. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

а)чтение и выяснение смысла пословиц;

б)запись подходящей к сказке пословицы в тетрадь.V Чтение учителем басни «Белка и волк»

1.Подготовка к восприятию басни.

Цель: Дать целостное представление о содержании басни. Беседа:

-Что такое басня?

Басня — это короткий рассказ, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение.

Каких баснописцев вы знаете? И. Крылов, С. Михалков, Эзоп.

Какие басни читали? Кто их автор?

Первичное восприятие басни: Чтение басни учителем.

Проверка восприятия:

Понравилась ли басня?

Кто в ней понравился?

4.Самостоятельное чтение басни.Методические указания:

III уровень: — Зачитать, почему Волк отпустил Белку?

II уровень: — Кто оказался хитрее? Почему?

— Разделить басню на части.

I уровень: Кто из героев произносит мораль басни? Зачитайте. Подготовиться к чтению по ролям.

Групповой и индивидуальный отчёт по заданиям.

Чтение басни по ролям.

Методические указания: в ходе чтения басни отрабатывается выразительность чтения

— Каким тоном будете читать слова Белки и Волка? Формулировка исполнительских задач.

Методические указания: использование памятки:

а)Представь себе то, о чём читаешь, подумай, какое чувство можешь передатьпри чтении.

б)Читай чётко слова и окончания.

в)Выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.

г)Выбери речевые средства выразительности: тон и темп, выдели паузы,ударения.

Анализ исполнения.

Самостоятельная работа в тетради. Методические указания: ответы на вопросы в тетради. Доказывай, перечитывая текст в учебнике.

-Как автор рисует персонажей басни? Запиши.

-Подчеркни разным цветом слова, которые говорят о хорошемчеловеке и о плохом.

Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе Злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

9.Проверка работы в тетради. Самоанализ.10.Сравнение и сопоставление сказки и басни.

Методические указания: учитель учит составлять тексты — рассуждения.

Что общего между сказкой и басней?

Чем они отличаются друг от друга?

Сказки бывают литературные и авторские, а басни только авторские. В баснях содержится скрытый смысл и высмеиваются недостатки людей. Они всегда поучают и содержат мораль. Сказки наполнены фантастическим содержанием. У каждого народа свои сказки, которые передаются от старших к младшим, из поколения в поколение.

VI.Итог урока

1.Беседа:

С какими жанрами познакомились на уроке?

Кому показались задания трудными?

Что в них трудного было?

Справились ли мы с задачами урока?

Что вы хотели узнать на следующем уроке?

2.Выставление отметок с комментированием.

VII.Домашнее задание по уровням, по желанию с учётом уровня обученности:

Iуровень: пересказ сказки с творческим заданием.

IIуровень: выполнить задания в тетради к сказке «Два брата»;

пересказ сказки по плану и нахождение присказки.

IIIуровень: выразительное чтение басни, заучивание наизусть.