Урок чтения в 3 классе_3576

Литературное чтение

3 класс «А»

Тема: А.С. Пушкин. Стихи.

Цели:

помочь детям вспомнить биографические данные А.С. Пушкина

— познакомить учащихся с новыми стихотворениями

— научить читать их выразительно, формировать умение понимать настроение лирического героя

— развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи

Оборудование:

— портрет А.С. Пушкина, аудиозапись стихотворений в исполнении профессиональных чтецов, изображение осени (экран).

Ход урока:

Организационный момент

Проверка домашнего задания. Портрет на доске.

— доклады ( Чернев Я., Назаров С.)

3. Актуализация знаний

Давайте обобщим, что мы узнали об А.С. Пушкине.

— скажите, когда родился поэт?

— где родился?

— как звали няню поэта?

— где учился Пушкин?

— что еще запомнили из биографии Пушкина?

II. Подготовка к восприятию.Обратимся к одному из прекрасных времен года- осени. Что вы можете рассказать об осени?-Осень — это красота: разноцветные листья, горы румяных яблок, прозрачный ароматный утренний воздух. Но и это еще не все. Со сменой времени года меняется и наше настроение.Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.Сегодня мы будем говорить о неповторимой красоте этого времени года, познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина, будем учиться выразительно читать стихи

Сегодня мы прочитаем несколько отрывков из романа «Евгений Онегин».

Изучение нового материала

Чтение стихотворения в аудиозаписи « Уж небо осенью дышало…»

— Мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть, нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, определить ритм стихотворения, рассмотреть рифму и узнать закон “конца строки”. Да, закон “конца строки” помогает чтецу понять, где делать паузы; рифмы подчёркивают эти паузы – их тоже нужно немного выделять голосом. Но много и других авторских “секретов” знают профессиональные чтецы, актёры. Мы тоже их открываем один за другим. Попробуем сегодня открыть для себя новые “секреты”, которые помогут нам выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина.

5. Анализ произведения

— О каком периоде осени идёт речь в стихотворении? Найдите слова, подтверждающие ваше мнение.

— Какие признаки осени упоминает поэт?

— Представьте, что вы в осеннем лесу. Какие звуки вы слышите?

— Раньше, да и теперь, поэты для создания художественных образов используют разные образные слова и выражения, которые нам могут быть непонятны.

– Как вы понимаете слова “Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась?”

— Что значит слово “караван”? (движущаяся вереница – друг за другом).

— Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц осенью?

— Как они летят? Почему Пушкин употребляет слово “тянулся”?

— Как вы думаете, почему поэт называет позднюю осень “скучной порой”?

Работа с иллюстрациями с изображением осени ( 2 изображения)

— Какое из изображений больше подходит к этому стихотворению?

— Какие краски использовал художник?

6. Первоначальное чтение детьми

7. Подготовка к выразительному чтению

Работа с таблицами

При чтении очень важно делать паузы в нужном месте. Приготовьте свои таблицы-помощницы для выразительного чтения.

Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. В данном стихотворении красной строки нет. Необходимы паузы при знаках препинания:

— там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;

— точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;

— вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.

1. ПАУЗЫ

№ п/п

Знаки препинания

Счёт

Обозначение

1

,

Раз

I

2

. ― :

Раз, два

II

3

? !

Раз, два, три

III

4

Красная строка

Раз, два, три, четыре

IIII

5

После прочтения заглавия

Раз, два, три, четыре, пять

IIIII

— При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.

Знакомство с таблицей 2.

2. ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

Обозначение

Слова, на которые падает логическое ударение

Соединение строчек, интонационный перенос

Повышение тона

Понижение тона

―――――――

+

Графическая работа

На текст стихотворения в учебнике накладывается калька и проставляются условные знаки (см. таблицы 1,2).

Текст приобретает вид: ( на экране дано изображение стихотворения)

Уж небо осенью| дышало, |Уж реже солнышко блистало, |Короче становился день, |Лесов таинственная сень +С печальным шумом обнажалась, |Ложился на поля туман, |Гусей крикливых караван +Тянулся к югу;|| приближалась Довольно скучная пора, ||Стоял | ноябрь уж у двора..

8. Выразительное чтение детьми.

9. « В тот год осенняя погода…». Разбор стихотворения.

10. Чтение про себя

11. Вопросы:

Какое настроение вызывает это стихотворения?

— Найдите в тексте непонятные слова и выражения (куртины – цветочные грядки)

— Объясните, почему в предложении «Зимы ждала, ждала природа»… глагол «ждала» повторяется дважды.

— Когда выпал первый снег?

— Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно?

— Выберите и прочитайте те места в стихотворении, которые подтверждают, что все вокруг бело и ярко.

— О чем говорит поэт: «деревья в зимнем серебре…», «зимы блистательный ковер…»? ( иней, снег)

12. Первичное чтение учащимися.

13. Д/з

1. Постараться дома самостоятельно расставить логическое ударение и паузы. Научиться читать выразительно это стихотворение ( по желанию можно выучить).

2. Выучить наизусть «Уж небо осенью дышало…»

14. Итог урока

— С какими произведениями познакомились?

— Кто автор? Какой теме посвящены стихотворение?

— Чему учились на уроке?

— Благодаря поэзии мы учимся лучше понимать, чувствовать и ценить неповторимую красоту русской природы.

— Сегодня все хорошо поработали, молодцы. Я, думаю, эта работа вам поможет научиться выразительно читать стихотворения. Спасибо за работу!