Урок чтения в 3 классе_3579

Тема урока ФАНТАЗИЯ ХУДОЖНИКА ЩЕДРА. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РАЗДЕЛОМ. С. МАРШАК «ЛАНДЫШ»

Цели: способствовать формированию умения выразительно читать стихотворение, передавая характер и тональность лирического произведения,воспитывать интерес к самостоятельному чтению; формировать навык осознанного и правильного чтения, умения отвечать на вопросы по тексту; развивать навык выразительного чтения, пробуждать добрые чувства; воспитывать высокие моральные качества, воспитывать умение слушать друг друга.

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы: коллективная, индивидуальная, парная

Методы: словесный (беседа, рассказ), практический (упражнение, самост. работа, работа с книгой), наглядный(иллюстрация), исследовательский, проблемный,

Технологии: развивающего, здоровьесберегающего обучения, критического мышления

Оборудование : учебник, тетрадь ,портрет поэта C. Маршака, иллюстрация

Планируемый результат: уметь выразительно читать, знать, что такое поэтические приемы,

передавать характер и тональность лирического произведения

Ход урока:

I. Оргмомент.

Цель: проверить готовность к уроку, настроить на рабочий лад, познакомить с планом урока.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Рефлексия: Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы.

II. Актуализация знаний обуч-ся .

Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения Д/З

всеми обучающимися; выявить пробелы и определить причины их возникновения.

Проверка домашнего задания

1. Анализ выставки книг С. Я. Маршака.

2. Чтение стихотворений поэта (3–5 вариантов).

III. Формирование новых знаний обуч-ся

Цель: создать содержательные и организационные условия усвоения нового материала;

помочь в осознании обуч-ся собственного понимания материала

Постановка задач урока

Работа по теме.

Работа с картинкой на шмуцтитуле к главе 6 «Самые настоящие чудеса».

– Знаете ли вы кого-нибудь из героев, изображённых на картинке?

– Сила любви, сила восхищения красотой окружающего мира – не меньшее, но большее чудо, чем любое волшебство. Вот почему Мук, рядом с которым находятся волшебные туфли и волшебная тросточка, с благоговением смотрит на распустившиеся розы. Поэтому же Аладдин и Будур бегут, почти летят, взявшись за руки и забыв о волшебной лампе.

– Каких чудес вы ждёте от этой главы?

– Как вы думаете, правомерно ли в эту главу поместили сказку про Аладдина и волшебную лампу?

3.Чтение эпиграфа к разделу, с. 122.

– Это особое зрение поэта, то есть его способность удивляться, глядя на самые, казалось бы, обыденные вещи, и видеть красоту там, где мы её не замечаем.

4.Что вы знаете о С. Я. Маршаке?

– Самуил Яковлевич Маршак (1887–1964 гг.) – один из самых знаменитых детских поэтов. Стихи Маршака сопровождают нас на всех дорожках детства. Вчитайтесь в его стихи – и вы почувствуете, как точно выбрано каждое слово. Вслушайтесь в пружинистый и чёткий ритм его стиха.

5Выразительное чтение стихотворения учителем (с. 122).

Учитель читает стихотворение медленно, останавливаясь на отдельных местах, как бы вдумываясь в них. После чтения – пауза.

– Поделитесь своими мыслями, чувствами.

IV. Формирование практических умений, навыков обуч-ся.

Цель: организация и осуществление усвоения, и закрепление новых знаний, активная перестройка представлений в соответствии с новой информацией

Самостоятельное чтение учащимися.

1.– Какие два весенних образа представились вам в этом стихотворении? (Чёрный лес. Он ещё не распустился. И ландыши.)

Учитель показывает ландыши – раздаёт их ребятам.

– Вот такой ландыш изобразил поэт.

– Рассмотрите его. Какой он на самом деле? (Белый, чистый, нежный. Цветы похожи на бубенчики.)

2. Беседа по содержанию.

1) Как вы думаете, почему поэт начинает и завершает стихотворение картиной леса? Что он «обрамляет» (вставляет в рамку)? (Ландыш как клад, как драгоценность, спрятанная в лесной глуши. Лес ещё чёрный, без листвы, как тёмная закрытая шкатулка, внутри которой, в самой глубине, лежит ниточка жемчуга на зелёной шелковой подкладке.)

2) В каких именно образах С. Маршак передаёт своё восхищение необыкновенным цветком? (Сравнение ландыша с ниточками, на которых дрожат жемчужины. Бутоны ландыша – круглые бубенчики, венчики колокольчиков весны.)

3) Как поэт передаёт чистоту и хрупкость цветка? Зачитайте. («Природой бережно спелёнутый…»)

4) Какой из этих образов помогает вам представить ландыш?

5) Какие слова поэта представляются каждому из вас наиболее точными и пронзительными? (Особенно две первые и четыре последние строчки.)

6) Какой образ леса создаёт поэт?

7) Как лес относится к ландышу?

– Да, вы правы, удожественный образ – это что-то глубокое, многослойное: тонкий, хрупкий, нежный, ароматный цветок как будто на глазах раскрывается. Это колокольчик весны. Это – красота весенних дней. И тут же – тоска, но счастливая. Тут же – чернеет и томится лес. Оказывается, бывает счастливая тоска!

– Вот как много нам открыл поэт, как в образе цветка он передаёт большую картину весны. Мы многое поняли.

8) А скажите, вы поняли, как надо читать это стихотворение? (Нежно и тихо.)

V Закрепление изученного материала

Цель: организация и осуществление усвоения и закрепление изученных знаний.

1.Выразительное чтение стихотворения учащимися (2–3 варианта прослушать).

– Поэт – это человек, который обострённо воспринимает окружающий мир: умеет прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различает мир цвета, запахов и звуков, побуждает нас всех вглядываться и вслушиваться.

Поэт как художник открывает нам окружающий мир: многие вещи в окружающем нас мире природы, а также мире человеческих отношений и чувств мы начинаем замечать только потому, что нам их открыл Поэт-Художник.

2.Составление синквейна.

VI. Итог урока.

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся

.– Что нового узнали на уроке?

-Если бы вас попросили проиллюстрировать это стихотворение, какими бы красками вы воспользовались и почему?

Рефлексия. Сегодня хорошо рассуждали : ………

Цель: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности.

Хорошо читали: ……..Хорошо слушали: ……

VII. Д/ з прочитать стихотворение С. Маршака «Ландыш» выразительно, нарисовать рисунок к стих-ю.

Цель: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания, способов выполнения Д/з.

.