Урок математики в 3-м классе Построение вписанных многоугольников

Урок математики в 3-м классе «Построение вписанных многоугольников»

Тема: «Построение вписанных многоугольников».

Цели: познакомить с понятием вписанный многоугольник.

Задачи урока: формировать умения вписывать многоугольник в окружность; определять, является ли этот многоугольник вписанным; отрабатывать умение решать уравнения и задачи с помощью уравнений; развивать вычислительные навыки, логическое мышление, устную математическую речь.

Оборудование: учебник « Математика » 3 — й класс В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева, издательство Вентана – Граф 2006, печатная тетрадь № 2 В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева; циркули.

Ход урока

Организационный момент

Вот какой план урока я вам предлагаю.

1) Устный счёт.2) Новая тема. 3) Правило.

II. Постановка целей и задач урока

Есть о математике молва,Что она в порядок ум приводит,Потому хорошие словаЧасто говорят о ней в народе.Ты нам, математика, даешьДля победы важную закалку.Учится с тобою молодёжьРазвивать и волю, и смекалку.

Учитель обращает внимание на осанку детей. Учащиеся в тетрадях записывают число, прописывают показ.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым математическим понятием, будем учиться строить многоугольники в окружность, развивать вычислительные навыки, умение сравнивать, обобщать.

Вот какой план урока я вам предлагаю.

1) Устный счёт.2) Новая тема.3) Правило.4) Решение задачи.

На обороте каждой карточки написано слово «Справились!».

III. Устный счёт

Потренируем навыки устного счёта.

Открывают учебники на с.79 и работают с примерами из задания № 302.

199 + 1=200 150 + 50=300 7 · 9 = 63 300 – 1=299 150 – 50=100 5 · 8 = 40 500 + 200 =700 368 – 68=300 4 · 9 = 36 500 – 200=300 368 – 300=68 7 · 7 = 49

Читайте примеры, называя числа по — разному, в зависимости от действия.

Найдите похожие примеры. Объясните, в чём они, на ваш взгляд, сходны, укажите различия.

Задачу № 304 решите, используя чертёж.

Расстояние между А и В равно расстоянию между К и М. (измерить линейкой или циркулем, после высказывания предположений)

Молодцы! У вас получилось.

IV. Знакомство с новым материалом

Сегодня мы с вами будем решать задачи из очень интересного раздела математики – геометрии.

В переводе с греческого «геометрия»означает «землемерие» (гео – земля, метрио – мерить). Это объясняется тем, что зарождение геометрии было связано с земледелием – различными измерительными работами, которые выполняли при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и сооружений. Вначале эта наука служила только для практических целей. Вот и мы сегодня научимся на практике строить многоугольники с помощью окружности.

Рассмотрите рисунок на странице 77.

Заяц и Волк объясняют учителю Медведю на каком чертеже все вершины пятиугольника лежат на окружности?

Какую ошибку совершил Волк? Что он не заметил?

Давайте прочитаем правило на странице 78 учебника: если все вершины многоугольника лежат на окружности, то такой многоугольник называют вписанным в эту окружность.

Мы завершили этот этап урока. Перевернём табличку. Мы ещё закрепим новую тему после физкультминутки.

V. Физкультминутка Большой пальчик мы потрём, Указательный – пожмём, Средний с вами мы погладим, Безымянный – пощипаем, А мизинчик разотрём, Кистью дружно мы встряхнём И писать уже начнём.

Упражнения на релаксацию

Все умеют танцевать,Прыгать, бегать, рисовать,Но пока не все умеютРасслабляться, отдыхать.Есть у нас игра такая -Очень легкая, простая:Замедляется движенье,Исчезает напряженье,И становится понятно –

Расслабление приятно.

VI. Практическая работа

Давайте посмотрим задание № 297: как вписать в данную окружность:

1) треугольник;2) четырёхугольник;3) шестиугольник?

Обращаем внимание на определение вписанного многоугольника. Все вершины такого многоугольника лежат на окружности, значит, построение надо начинать с вершин.

С чего начнём выполнение? Давайте составим алгоритм:

— нужно построить окружность с любым радиусом;— произвольно отметить точки на окружности;- соединить их последовательно с помощью линейки.

Эту работу выполним у доски.

— Начертите окружность радиусом 3 сантиметра.- Сколько нужно точек, чтобы начертить треугольник?- Отметьте три любые точки на окружности красным карандашом и соедините их по линейке.- Сколько точек нужно, чтобы построить четырёхугольник?Отметьте четыре точки на окружности синим карандашом и соедините их. Аналогично строится шестиугольник зелёным карандашом.

Задание 298.

Выполните задание самостоятельно в парах. У доски готовая окружность, построить семиугольник.

Какие фигуры – многоугольники у нас получились относительно окружности? Эти фигуры равносторонние?

Задание № 300

А вот Зайцу предстоит решить другую проблему. Прочитайте текст задачи № 300.

«Заяц в своём саду решил разбить клумбу шестиугольной формы(все стороны этой клумбы равны). Каким способом это сделать?» Как ему помочь?

Давайте вспомним, как это сделать. Откройте «Рабочую тетрадь №2» и прочитайте задание 3. В этом задании нужно правильный шестиугольник вписать в окружность.

Работайте красным карандашом при построении шестиугольника.

А если понадобится начертить равносторонний треугольник? Треугольник начертите синим карандашом.

Молодцы! Вот мы и одолели новую тему.

На доске переворачивается табличка.

VII. Решение задач

Прочитайте название следующего этапа урока.Для решения задач мы будем использовать уравнения.

Дети читают текст задачи № 303, часть 1.

Х 5

17

Пусть сейчас Вове  Х лет. Составим уравнение.

На доске: х + 5 = 17

х = 17 -5

х  = 12

12 + 5 = 17

17 = 17

Ответ: сейчас Вове 12 лет.

На доске переворачивается табличка.

VIII. Итог урока

Посмотрите на наши таблички.

На доске: Справились! Справились! Справились! Справились!

Как стало светло и радостно от этих ярких цветов, а главное – от того, что мы выполнили все, запланированное нами!

Чему мы учились?

Оцените свою работу.

IX. Домашнее задание. № 303 (2), № 305 (по желанию).

PAGE

PAGE 1