Урок математики в 4 классе на тему Дроби Запись смешанного числа в виде неправильной др

Урок математики – 4 класс

Тема: Дроби. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби.

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока : расширить представление детей об смешанном числе путем выделения целой части из неправильной дроби с помощью арифметических действий;

Задачи урока:

образовательные:  познакомить учащихся с алгоритмом преобразования смешанного числа в неправильную дробь; закрепить алгоритм перевода неправильной дроби в смешанное число;

развивающие: развивать навыки устного счета, самоконтроля и самоанализа; способствовать развитию у учащихся пространственного мышления, логического мышления, памяти и внимания; умений рассуждать;

воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, интереса к математике;

Оборудование: презентация к уроку;, учебник- тетрадь по математике Л.Г.Петерсон – 4 класс; карточки для работы учащихся в группах и в парах;

Образовательные технологии, используемые на уроке:

технология деятельностного метода;

здоровьесберегающие технологии;

ИКТ-технологии;

технологии сотрудничества;

Методы и средства, используемые на уроке:

наглядно-иллюстративный,

логический (анализ, синтез),

словесный (диалог, беседа);

методы обучения «создание ситуации успеха»;

метод контроля и коррекции;

метод комментированного выполнения задания;

метод рефлексии деятельности;

метод стимулирующего оценивания результатов;

Всего уроков по теме «Дроби» — 34 урока

Данный урок — №18

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

Результаты обучения

1.Организационный момент.

Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности, включение в деловой ритм урока. Подготовка к работе.

Девиз урока:

“Если будешь дроби знать,Точно смысл их понимать, Станет лёгкой даже трудная задача”.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

(Слайд 1)

ЛУУД (личностные) — широкая мотивационная основа учебной деятельности;

РУУД (регулятивные) -принимать и сохранять учебную задачу; — выполнять учебные действия в громко- речевой и умственной форме;

ПУУД (познавательные) – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; — строить рассуждения и алгоритмы;

КУУД (коммуникативные) – учитывать разные мнения; — формулировать собственное мнение;

Подготовка учащихся к работе, мобилизация их ЗУН на изучение новой темы на протяжении всего урока.

2.Актуализация

знаний и фиксация затруднений в учебной деятельности.

Цель: повторить изученный материал; выявить уровень знаний, изучить типичные недостатки.

Математический диктант — игра «Флаги»

1) Какая часть флага России синяя ? (1\3)

2) Какая часть флага Австрии красная? (2\3)

3) Какая часть флага Украины желтая? (1\2)

4) Какая часть флага Маврикий зеленая? (1\4)

5) На каком флаге закрашена 1\3 часть черным цветом? (Бельгия) 6) На каких флагах закрашены одинаковые части красным цветом? (Россия, Бельгия) 7)На каких флагах закрашены одинаковые части белым цветом? (Россия, Австрия) 8) На каком флаге закрашена желтым цветом наибольшая часть? (Украина)

Какие дроби вы получили? (правильные) Почему?

Активная учебно-познавательная деятельность учащихся на основе опорных знаний.

Работа в группах. (Проверка диктанта по эталону)

(Слайд 2)

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы и задач урока. Цель: организация «открытия» детьми способа действий; активизация знаний учащихся, постановка целей и задач урока.

А) Работа с цепочкой дробей по их классификации. — Что можно сделать с дробями, записанными в данной цепочке?

(разделить на две группы – правильные и неправильные)

— Выполните это разделение. (записывают в тетрадь)

Какие дроби называются правильными?

Как называются дроби, у которых числитель больше знаменателя? Числитель равен знаменателю? (неправильные дроби)

А что можно сделать с неправильными дробями? (перевести в смешанные числа)

-Запишем в тетрадь эти дроби и переведем их в смешанное число, при этом повторим алгоритм выполнения этой операции:

(с комментированием)

3\3=1; 8\8=1;

17\7=2 3\7; 21\13=1 8\13;

27\9=3; 9\8=1 1\8;

Б) Сообщение темы урока. Постановка проблемы.

— А можно ли смешанное число записать в виде неправильной дроби? (да)

Работа с учебником.

Работа по числовому лучу. — №3, стр.29. Выводы.

— Определите по рисунку, какой HYPERLINK «http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%96_%D1%82%D0%B0_%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%96_%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B8._%D0%9C%D1%96%D1%88%D0%B0%D0%BD%D1%96_%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0.» \o «Правильні та неправильні дроби. Мішані числа.»неправильной дроби равно число HYPERLINK «http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:31.01-42.jpg» \o «\»Задача\»

HYPERLINK «http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:31.01-43.jpg» \o «\»Задача\»

— Как записать HYPERLINK «http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA_8._%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0» \o «Урок 8. Смешанные числа»смешанное число в виде неправильной дроби?

Работа с алгоритмом – стр.30

HYPERLINK «http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:31.01-45.jpg» \o «\»Задача\»

Максимальное использование самостоятельности учащимися в добывании знаний и овладении способами действий.

(Коллективная деятельность с проверкой по эталону)

(Слайд 3-4)

Фронтальный опрос.

Фронтальный опрос.

Работа с правилом, построение алгоритмов.

(Слайд 5- 6 — 7)

ПУУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; — обобщать; — строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; -использовать алгоритмы;

КУУД – формулировать собственное мнение; -строить монологическое высказывание; — контролировать действия партнёра; — учитывать разные мнения;

Активные действия учащихся с объектом изучения

4.Первичное закрепление полученных знаний с проговариванием во внешней речи

Цель:

выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, развитие мыслительных операций и учебных навыков.

Работа с учебником

А) стр. 30 — №4 —Запишите в виде неправильной дроби числа: (а – коллективно; б- самостоятельно)

HYPERLINK «http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:31.01-46.jpg» \o «\»Задача\»

Б) стр. – 30 №6 ( с комментированием)

Запишите в виде неправильной дроби и выделите из нее целую часть:24 : 7              97 : 10                    125 : 12                      274 : 15                 389 : 40

(Работа в учебниках — тетрадях)

Физкультминутка.

Цель:

снятие общего утомления; снятие утомления глаз;

Если на экране появится правильная дробь — приседаем.

Если на экране неправильная дробь – подпрыгиваем.

Потянитесь, не вставая с места.

Разомните пальчики.

Быстро — быстро помигайте глазами.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Выполнение упражнений согласно инструкции.

(Слайд 8)

ЛУУД – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

РУУД — учитывать в работе выделенные учителем ориентиры действия;

Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений учащихся.

Выполнение учащимися предложенных учителем заданий.

5. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

Цель:

выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Работа в учебниках-тетрадях

— стр.30, №5, 7

Самостоятельная работа с проверкой на следующем уроке.

Понимание домашнего задания, определение алгоритма деятельности.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

6. Вторичное закрепление и повторение полученных знаний, включение их в систему общих знаний Цель: организация деятельности по применению новых знаний; проверка умения действовать по алгоритму; осуществление самопроверки, пошагового сравнения с эталоном.

А) Работа в группах

Работа с числовым лучом – названия точек укажите по- разному, не забывая тему нашего урока

А = 5\8; В = 10\8 (1 2\8); С = 14\8 (2 4\8);

М = 25\8 (3 1\8);

Б) Работа в парах

Самостоятельная работа — «Блиц – турнир» — решение задач на части

Решите задачи и заполните таблицу!

(работают на листочках )

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

(Слайд 9)

РУУД – принимать и сохранять учебную задачу; — планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -осуществлять контроль итоговый и пошаговый; ПУУД – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; — обобщать; — строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; -использовать алгоритмы; КУУД – формулировать собственное мнение; -строить монологическое высказывание; — контролировать действия партнёра; — учитывать разные мнения;

Выполнение учащимися предложенных заданий, активная деятельность учащихся.

7. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель:

проанализировать успешность урока, организация рефлексии; осуществление самооценки собственной учебной деятельности; соотнесение цели и результатов уроков, степени их соответствия.

— На слайде вы видите незаконченные фразы. Прошу вас обдумать и продолжить их:

1. СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ…

2. МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО …

3. Я НАУЧИЛСЯ…

4. БЫЛО ТРУДНО…

5. У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ…

6. МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ …

7. НА УРОКЕ МЕНЯ УДИВИЛО…

— Что же у вас получилось на листочках при выполнении самостоятельной работы?

(Слово «Молодец!»)

Получение учащимися информации о реальных результатах учения

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

(Слайд 10 -11)

ЛУУД – ориентация на понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;

КУУД — формулировать собственное мнение; -строить монологическое высказывание

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.

8. Тема следующего урока

Цель:

наметить задачи для работы на следующем уроке;

— Думаю то, что не совсем получилось на уроке или то, в чем кто-то из вас почувствовал затруднения, мы закрепим и отработаем на следующем уроке. — Тему усвоили хорошо! Спасибо за урок!

Используемые источники и литература.

1.Петерсон Л.Г. Математика. (часть 2). 4 класс. – М.:из-во «Ювента», 2012г.

2. Семакина Л.И., Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по математике (к учебному комплекту Петерсон Л.Г.) – М.: из — во «Вако», 2010г.

3.Коновалова Е.И. Нестандартные уроки математики в начальной школе. Волгоград, «Учитель-АСТ», 2008г.

4. Ресурсы Интернет

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3

EMBED Equation.3