Урок математики в 4 классе Письменное умножение на двузначное число

Открытый урок по математике

4 класс «А»

Тема урока: «Письменное умножение на двузначное число»

ГБОУ СОШ № 1260 г. Москва

учитель высшей категории,

Яхина Л.Е.

19.03.11.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Ребята, посмотрите, на доске смайлики. Выберите свой. Кто в отличном настроении? Встаньте и улыбнитесь друг другу. Кто немножко неуверен в своих силах? Поднимите руку и тоже улыбнитесь. Кто не хотел сегодня идти в школу? Улыбнитесь, надеюсь, ваше настроение улучшится.Математику, друзья, Не любить никак нельзя.Очень точная наука,Очень строгая наука,Интересная наука – Это математика! -Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.

— Кто знает из какого языка пришло слово МАТЕМАТИКА?

Математика – это одна из самых важных и древних наук. Слово «математика» пришло из древнегреческого языка. Мантейн – это значит учиться, приобретать знания. Слайд

-Математика призвана развивать логическое мышление, внимание, память. Недаром её называют гимнастикой ума.

Тема урока: «Письменное УМНОЖЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО»

Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Высказывания детей)

Цели урока:

Итак, цель нашего урока:

повторить алгоритм письменного умножения на двузначное число;

закрепить навык письменного умножения на двузначное число;

закрепить умение решать задачи на движение в противоположных направлениях;

Моя цель – помочь вам в достижении ваших целей.

На партах у каждого из вас лежит листок самооценки, напоминаю, как с ним работать. (если вы уверены в знаниях по данному вопросу — ставьте +; сомневаетесь — ставьте + -; не уверены — минус).

Лист самооценки:

Вид задания

Выполнение задания

Устный счёт:

Логические упражнения.

Нумерация многозначных чисел.

Знание величин.

Площадь и периметр.

Дроби

Решение математических выражений

 

Знание алгоритма умножения.

Решение выражений с применением алгоритма. Самостоятельная работа.

 

Блиц-турнир. (Выражения к задачам)

 

Решение задачи.

Дополнительное задание (выборочно)

 

Итог.

Настроение.

 

Не забывайте определить для себя, как вы усвоили материал, выявить свои собственные затруднения, чтобы затем их устранить.

Ну что, приступим к работе!

2.Устные упражнения. Актуализация знаний. 4Слайд

Я уверена, что сегодня на уроке вы отлично потренируете логику, мышление, память, смекалку и другие качества. Вот и начнём урок с тренировки мышления и логики.

1) Разгадай закономерность и продолжи ряд. 5слайд

15∙2, 30, 15∙3, 45, 15∙4, 60,…15∙5,75,15∙6, 90, 15∙7, 105

11, 44, 12, 48, 13, 52, 14, …56, 15 ,60,16, 64 Х4

9, 8, 12, 16, 15, 24,…18,32,21,40 +3 Х2

2, 3, 13, 14, 24, 25,… 36,37,47,48 +1 +10 ОЦЕНИТЕ!

2)Действия с многозначными числами. 6слайд ОЦЕНИТЕ!

3)Работа с величинами. Вырази: 7слайд ОЦЕНИТЕ!

В метрах: 50км, 900дм, 3000см; 50.000м,90дм,30м

В секундах: 20мин, 15мин 30с; 1200с, 930с

В килограммах: 90т, 6т 5ц, 4000г;90.000кг,6.500кг,4кг

В кв.метрах: 3а, 6га, 16га 8а. 300м², 60.000м², 160.800м²

4) Периметр и площадь. Составь и реши задачу. 8слайд

Р = (16+4) ∙2 = 40(м) S = 16 ∙ 4 = 64(м²) ОЦЕНИТЕ!

5)Дроби. Какая часть фигур закрашена? 9слайд

3. Физминутка для глаз. А сейчас дадим глазкам отдохнуть.

4.Тема урока и цели.

Теперь мы продолжим работать над письменным приёмом умножения.

1. Осмысление содержания   и последовательности применения   практических действий при выполнении   предстоящих заданий.-Рассмотрите данные выражения. -На какие группы можно их разделить? (устные и письменные приёмы)

60*3 (1) 325*72 (2) 12*4 (3) 605*61 (4) 7*40 (5)

50*9 (6) 342*28 (7) 45*20 (8) 612*34 (9) 15*4 (10)

-Посоветуйтесь с соседом и запишите  в столбик номера тех выражений, которые 

можно было сосчитать устно (1, 3, 5, 6, 8, 10)-Проверяем (1 человек вписывает номера в лист на рабочем месте), Лист на доске-А теперь самостоятельно найдите значение этих выражений. (180, 48, 280, 450, 900, 60)

Проверка:-Приготовьте сигналы.-Какие знания нам при этом потребовались? (таблица умножения, внетабличное умножение, умножение круглых чисел)

-А можем ли выполнить устно умножение выражений второй группы? (2, 4, 7,9) Какие знания при этом необходимы?(алгоритма умножения двузначных чисел)

Повторение алгоритма умножения двузначных чисел.

Для начала повторите алгоритм письменного умножения на двузначное число. Те, кто ещё плохо его запомнил, могут воспользоваться таблицей-памяткой, которая лежит у вас на партах.

Памятка.

Умножу первый множитель на число единиц. Подписываю под единицами.

Получу первое неполное произведение.

Умножу первый множитель на число десятков. Подписываю под десятками.

Получу второе неполное произведение.

Сложу неполные произведения.

Читаю ответ.

-Прокомментируйте умножение на двузначное число 325*72

2. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя-Далее работаем самостоятельно, решаем остальные выражения ( 4, 7, 9)-Проверяем, приготовьте сигналы.

Отработка алгоритма умножения. Самостоятельная работа СЛАЙД.

1 строку- решит1 вариант, вторую-2-ой.

Индивидуально Ребус на доске

Проверка. Прочитайте первое выражение. Назовите его значение.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

5.Физминутка.

6. Игра «Верно-неверно».

Блиц-турнир.

Маша прошла а км. Какова её скорость, если она затратила на путь с часов? А: С

Лена шла в часов со скоростью d км/ч. Какое расстояние она прошла за это время? B ∙D

Витя пробежал х метров за 5 мин, а Саша- за 6мин. У кого из них скорость больше и на сколько? X: 5-X :6

7.Решение задачи№195

А теперь нам предстоит решить задачу про самолёты.

Прочитайте условие.

Прочитайте вопрос.

Что поможет решить задачу? (чертёж)

(При ответах учащихся на экране выполняется чертёж и схема решения задачи, после каждого ответа – щелчок).

С чего начинаем? (Чертим отрезок произвольной длины, это путь).

Как двигались самолёты? (В противоположных направлениях)

Как обозначим? (Стрелками).

Что мы знаем про первый самолёт? (Его скорость).

Как это обозначить на чертеже? (Над стрелкой).

Что ещё известно в задаче? (Расстояние).

Как обозначить?(дугой внизу)

Что сказано про время? (начало вылета и промежуточное время)

Время в пути известно или нет?(Нет)

Можем узнать? Как?

Действием вычитания.

Что дальше нужно найти? (скорость сближения)

Как? Действием деления.

Зная скорость сближения и скорость одного самолёта, можем найти скорость второго? Да.

Каким действием.

Программа решения:

:

или

:

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!

8.Итог.

Пришла пора подвести итоги.

Какой приём умножения мы повторяли на уроке?

Расскажите алгоритм письменного умножения на двузначное число.

EMBED PowerPoint.Slide.8 СЛАЙД

Посмотрите на свои листы самооценки и оцените свою работу на уроке.

Я довольна вашей работой на уроке. Поставить оценки.

А оценка всему классу: МОЛОДЦЫ! Нарисуйте смайлик в своём оценочном листе.

Последний СЛАЙД. Я узнал, повторил, запомнил, затруднялся

УРОК ОКОНЧЕН! Спасибо!

Дополнительное задание для сильных учеников. Возьмите карточки с текстами. Прочитайте задачу.

ЗАДАЧА.

С одного аэродрома одновременно в противоположных направлениях вылетели два самолёта. Скорость одного из них – 243 км/ч, скорость другого – на 18 км/ч меньше. Какое расстояние будет между ними через 12 часов?

— 2) + 3) ∙ 243-18=225 243+225= 468 468 x 12=5616

Прочитайте условие.

Прочитайте вопрос.

Что поможет решить задачу? (чертёж)

(При ответах учащихся на экране выполняется чертёж и схема решения задачи, после каждого ответа – щелчок).

С чего начинаем? (Чертим отрезок произвольной длины, это путь).

Как двигались самолёты? (В противоположных направлениях)

Как обозначим? (Стрелками).

Что мы знаем про первый самолёт? (Его скорость).

Как это обозначить на чертеже? (Над стрелкой).

Что ещё известно в задаче? (Время).

Как обозначить?

Что знаем про второй самолёт? (Что его скорость на 18 км/ч меньше).

Как обозначить? (Сделав запись над второй стрелкой).

(Над частями отрезков).

Что нужно найти? (Расстояние).

Как найти расстояние? (Скорость умножить на время).

Какую скорость нужно умножить? (Скорость удаления).

Можем ли мы найти скорость удаления? (Нет).

Почему? (Не знаем скорость второго самолёта).

Как узнать скорость второго самолёта? (Вычитанием).

Что узнаем вторым действием? (Скорость удаления, сложением).

Теперь мы можем найти расстояние? (Да).

Как? (Умножим скорость удаления на время).

Решите самостоятельно. (1 учащийся за доской).

Проверим.

У задачи есть другой способ решения. Его вы найдёте дома.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ!