Урок математики в 4 классе по теме Измерение углов транспортиром ОС Школа 2100 математи

Урок математики в 4 классе по теме

«Измерение углов транспортиром»

ОС «Школа 2100» (математика Л.Г. Петерсон)

Цель: формировать общее понятие о способе измерения углов транспортиром.

Задачи:

познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром;

научить пользоваться им и измерять углы;

продолжить формировать умение выполнять действия с дробями;

развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

развивать внимание, воображение учащихся.

Ход урока:

I. Организационный момент:

— Французский писатель XIX столетия Анатоль Франц однажды заметил, что: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать эти знания с аппетитом».

— Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни.

II. Устный счёт:

а). Математический ребус:

— Решив математический ребус, вы узнаете девиз сегодняшнего урока.

— Полученные числа расставьте в таблицу и прочитайте девиз.

1. Вычисли 2/5 прямого угла

Ч

2. Если угол содержит 149 , то чему равен смежный угол?

Н

3. Угол, 2/3 которого равны 30

С

4. Велосипедист проехал 2/3 дороги. Какова длина дороги, если он проехал 40 километров?

О

5. Чему равно 7/20 кг?

Т

6. В школе 600 учеников. 12% всех учеников учится в четвёртых классах. Сколько четвероклассников в школе?

А

7. Сумму чисел 48 и 80 разделить на 16.

Ь

8. Площадь прямоугольника равна 36 см2. Ширина – 4 см. Чему равна длина?

Е

9. Сколько месяцев в 1/3 части года?

Ё

10. На сколько произведение 10 и 5 больше произведения 9 и 5?

Д

11. Чему равен прямой угол?

П

12. Чему равен развёрнутый угол?

В

35060363160453508точность

31

72

45

н

а

с

319 90605180954350неподведёт

б). Исследование градусной меры угла.

— А сейчас вас ждёт следующее задание. На доске записаны величины углов.

— На какие группы их можно разбить?

INCLUDEPICTURE «http://festival.1september.ru/articles/518919/img1.gif» \* MERGEFORMATINET

Истинно или ложно моё высказывание?

все существующие углы прямые (ложно);

нет ни одного угла, который бы нельзя было измерить в градусах (ложно);

смежные углы – это углы, у которых есть общая сторона (истинно);

угол в 110º – развернутый (ложно);

все ученики 4 класса научатся измерять градусную меру угла (истинно).

III. Работа по теме урока:

— При помощи чего же можно измерить угол? (транспортир)

1. История возникновения транспортира.

Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.

— Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 36 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир.

— Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! (выставка транспортиров). Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР.

— А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры.

— Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развернутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.

IV. Постановка проблемы:

Практическая работа аждому ученику выдается листок с изображением тупого угла)

— Задание: измерить градусную меру этого угла с помощью транспортира. (Запись на доске: 140º, 135º, 65º и др. Результаты получаются различные)

— Давайте сравним полученные результаты.

Почему они получились разные? В чем проблема? (каждый измеряет по-разному)

— Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира)

— Сформулируйте тему нашего урока. (Измерение углов с помощью транспортира)

Этап «открытия» нового знания:

— Алгоритм измерения углов (алгоритм составляется вместе с детьми, затем каждый ученик получает составленный алгоритм)

А сейчас снова измерьте свои углы, пользуясь алгоритмом.

V. Первичное закрепление:

Проблемная ситуация.

— Может ли существовать такой способ измерения углов? Почему? Как вычислить градусную меру угла?

INCLUDEPICTURE «http://festival.1september.ru/articles/518919/img2.gif» \* MERGEFORMATINET

Тренировочные упражнения по измерению углов. Работа по группам. (детям предлагается работа по группам)

1-я группа – измеряет углы у лучиков солнышка

SHAPE \* MERGEFORMAT

2-я группа – измеряет углы у цветочка в горшочке

SHAPE \* MERGEFORMAT

VI. Первичное закрепление:

Учебник стр.19 №4

Самостоятельная работа к урокам 1 – 7 №1.

VII. Итог урока:

— На уроке вы работали очень дружно и организованно. Подведем итог.

— Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла?

Знать, как пользоваться транспортиром

Составить алгоритм измерения углов.

Уметь точно определять градусную меру угла.

Уметь правильно определять вид угла.

— Где вам может пригодится это умение ?

VII. Домашнее задание:

Стр.17 – 18, №3(алгоритм), №8, №12

VIII. Рефлексия:

— Давайте посмотрим, как мы работали, как вы оценили работу класса.

– А сейчас на лестницу настроения прикрепите свою звёздочку на ту ступеньку, которая соответствует вашим чувствам, настроению, состоянию вашей души, что были у вас на протяжении всего урока.

INCLUDEPICTURE «http://festival.1september.ru/articles/310033/img3.jpg» \* MERGEFORMATINET