Урок математики в 4 классе Закрепление традиции и обычаи казахского народа

Коломиец Антонина Сергеевна

Учитель начальных классов

Оксановская ОШ

Класс: 4

Тема: Обобщение знаний.

Цель: закрепить умения делить и умножать на трехзначное число.

Задачи: — формировать навыки решения задач, уравнений, примеров; познакомить с обычаями и традициями казахского народа;

развивать логическое мышление, внимание, память;

воспитывать чувство патриотизма, уважение к обычаям и традициям казахского народа.

Оборудование: рисунки обычаев, карточки- конфеты, национальные головные уборы, камча, цветы, дерево.

Ход урока

I Орг. момент

Приветствие учителей.

Ребята, сегодня у нас в классе много гостей. Повернитесь к ним и поприветствуйте.

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьезных, и веселых.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок,

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Пожелали успехов глазами,

Будем дружно работать мы с вами.

II Сообщение темы и задач урока.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего урока закрепление и обобщение знаний. Сегодня на уроке мы закрепим умения умножать и делить на трехзначное число, будем решать задачи и поговорим о традициях и обычаях казахского народа. За правильные ответы вы будете получать фишки.

Давайте все вместе прочитаем девиз нашего урока:

На уроке не болтать,

Время даром не терять.

Нужно многому учиться

Это в жизни пригодится.

III Устный счет.

-В каком государстве мы живем? (Казахстан)

-Какая наша страна? (Богатая, многонациональная, красивая)

-Сколько лет Казахстан является Независимым? (20 лет)

-В этом году мы празднуем 20-ти летие независимости нашей Родины. Независимое государство — это государство , у которого есть свой гимн, флаг, герб, т.е. своя символика. Этот год 2011 наш президент назвал годом независимости.

-Какие народы проживают у нас в стране?

-В нашей стране проживает более 120 национальностей. У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Сегодня, в предверьи праздника Наурыза, мы будем говорить о традициях и обычаях казахского народа. С казахского языка «салт- дәстүр» — традиция. Традиции складываются веками, исходя из быта, религии, национальных особенностей. Для казахов обычаи и традиции являлись законом.

-Первый обычай о котором мы поговорим «Айтыс».

-Что такое «айтыс»?(Это состязание акынов.)

-Когда его проводят? (На праздниках)

-Сегодня мы на уроке мы проведем «математический айтыс». В этом состязании будут участвовать 2 аула: 1 ряд и 2 ряд. Проведем между вами небольшой айтыс и проверим ваши знания. Правила айтыса: один из участников аула встает и поет пример, а аул, который должен отвечать — хором поет ответ.

56:7= 8 100*10= 1000 9*5=45 48:8=6

50:2=25 20*4=100 45*0=0 250:5= 50

IV Решение примеров.

Следующая традиция — это «Шашу».

-Что вы знаете об этой традиции?

-Это красивый и радостный обряд. Заключается он в том, что во время большого события: свадьбы, сватовства, праздника, на виновников торжества бросают сладости, чаще всего конфеты. Это и есть шашу. Такой обряд любят взрослые и особенно дети, так как все они верят, что это добрый знак и он принесет удачу.

-А сейчас поиграем в игру. У меня есть вот такие конфеты, на обратной стороне которох написаны примеры. Вы выходите берете любую конфету, записываете пример на доске и решаете. Если решите, то забираете конфету, как символ о нашем уроке и она принесет вам удачу.

Работа у доски с объяснением

748*634= 474232 33852:546=62

639*356=227484 135342:438=309

670*48= 32160 268:67=4

560*39= 21840 592:74=8

V Решение уравнений.

Есть у казахов знаменитая национальная игра «Қазақша күрес».

Это борьба, которая проводилась между юношами, мальчиками. В борьбе они проявляли быстроту, силу, ловкость, выносливость. И мы сейчас на уроке проведем турнир между мальчиками и проверим их ум и сообразительность.( Мальчики работают у доски, а остальные в тетрадях)

1500:(х+400)=3 1500: (700-а) =3

389+ (х-47)=819 (х+631)-567=666

VI Решение задачи.

Раньше казахский народ, чтобы решить трудные и важные проблемы и задачи выбирали старейшин рода, которые назывались «аксакалами». Сбор старейшин назывался «Құрылтай».

-Сейчас представим, что мы и есть те самые аксакалы, которые собрались на «Құрылтай» и мы должны решить с вами вместе задачу на стр. 214 №3.

-Прочитайте задачу. О чем говориться в задаче?

Составление условия и решения.

12*3= 36(км)

15*3=45(км)

186+36+45=267(км)

Логические задачи.

1)Одно яйцо варят 4 минуты, сколько минут нужно варить 5 яиц?

(4 минуты)

2)Летела стая гусей. Один гусь впереди и два позади.  Один позади и два впереди. Один между двумя и три в ряд. Сколько их было?

(трое)

VII Физминутка

Я дрозд — ты дрозд,

У меня нос — у тебя нос,

У меня щечки аленькие — у тебя щечки аленькие,

Мы с тобой друзья — я уважаю тебя.

VIII Найди значение выражения.

-Следующий обычай «Қыз куу», с казахского «догнать девушку». Национальная игра, которая стала обычаем. По условиям игры — джигит верхом на лошади догоняет девушку. Если он догоняет — публично целует ее, потом джигит скачет назад, а девушка догнав джигита — бьет его камчой.

-Кто знает, что такое «камча»?(кнут)

-Этот веселый обычай существует и сейчас, он проводится на праздниках, торжествах. Сегодня мы тоже поиграем в эту игру. К доске выходят мальчик и девочка и выполняют задание: науди значение выражения. Если мальчик первый выполняет задание, то он обнимает девочку, а если девочка — бьет камчой мальчика.

34*а, где а=23 34*23=782

952:а,гдеа=34 952:34= 28

74*х, где х=62 74*62= 4588

832:а, где а=32 832:32=26

IX Решение примеров.

-На праздниках казахи проводили скачки. Кто знает, как они назывались? («Байга»)

-В байге определяли лучших в быстроте, силе, выносливости. Сейчас мы проведем байгу между рядами.

6*8= 48 50 49 9*8= 72 81 91

48:4= 12 24 7 72:2=36 42 18

12*2= 24 41 16 36:6=6 12 8

24:3=8 7 14 6*3= 18 9 19

8*5=40 45 50 18:9=2 9 10

Х Воспитательный момент.

-Сегодня на уроке мы говорили об обычаях и традициях казахского народа, которые скоро мы увидим на большом празднике -Наурыз. Этот праздник будут праздновать все люди, не смотря на свою национальность, и это говорит о том , что наша страна многонациональная и дружная. В Казахстане в мире и согласии живут более 120 национальностей.

-Наш класс тоже многонациональный. У нас есть русские, казах, украинцы, немка. Мы с ребятами посадили и вырастили дерево дружбы. Оно похоже на наше государство, которое растет и поднимается все выше. И сейчас ребята хотели бы сказать теплые слова о нашей Родине, о Казахстане.

Мой край родной,

Республика свободных,

Великих наций, разных языков,

И ценят здесь обычаи народов,

Советы мудрых стариков.

Ты выстрадал, мой Казахстан, немало,

Но стал свободным, и сейчас

Здесь равноправны все народы.

Народ – единственная власть!

Я прошлым Родины своей горжусь,

Истоки языков познать стремлюсь

Хочу, чтоб в будущем мой Казахстан

Стал сильным и великим среди стран.

Пусть на твоей земле,

Мой Казахстан прекрасный,

Смеются дети и цветут сады,

Не будет тесно людям разных наций.

Мой Казахстан любимый,

Где я родился, где я учусь.

Все вместе: Ты – небо!

Ты – земля! Ты – солнце!

Ты – звезда! Ты Родина – мать моя!

Мой Казахстан! Люблю тебя!

-У вас в руках есть цветы: прикрепите цветок и скажите свои пожелания.

Наш Казахстан желаем тебе — мира!

Наш Казахстан желаем тебе — удачи!

Наш Казахстан желаем тебе — богатства!

Наш Казахстан желаем тебе — счастья!

Наш Казахстан желаем тебе — тепла!

-Посмотрите на наше дерево, оно цветет и мы желаем, чтобы наше государство процветало всегда!

XI Подведение итогов.

Давайте подведем итог урока. Какие задания мы выполняли?

Что закрепили на уроке?

С какими обычаями познакомились?

Посчитайте фишки. Выставление оценок.

На этом наш урок закончен, до свидания!