Урок окружающего мира 1 класс_55496

Окружающий мир 1 класс

Разработала учитель начальных классов

МБОУ «Кунашакская СОШ»

Карачурина Елена Марсовна

Тема: Север – удивительный и чудесный край или где живут белые медведи?

Задачи: формировать представление о разнообразии природы нашей Родины;

познакомить с холодными районами Земли: с животным и растительным миром этих районов, с коренным населением;

развивать творческое воображение через разрешение проблемных ситуаций и противоречий.

Ход урока:

I Оргмомент

II Вводная беседа:

— Ребята, как вы думаете, какое у меня настроение сейчас?

— А как можно узнать о настроении человека?

— Действительно, у меня хорошее настроение от того, что сегодня теплый весенний день; от того, что у вас хорошее настроение.

— Как называется село, в котором мы живём?

— Вспомните, куда мы ходили на экскурсию по нашему селу и что вы запомнили?

— Как называется наш край?

— Да, наш край Урал очень красив.

— Как называются люди, живущие на Урале?

III Знакомство с новым:

Я принесла урок глобус. Почему он такой разноцветный?

— Мы живём на Урале, а где ещё живут люди?

— Да, на Севере (1слайд) тоже живут люди и называются они …..?

2 слайд – коренное население

— А как ещё называют северный край? (тундра)

— Чем наш край отличается от северного края?

— Да, на Севере бывают полярные ночи, с красивейшим природным явлением – северным сиянием. (3 слайд)

— Полярная ночь длится долго – 3-4 месяца и что же люди всё время спят и ничего не делают?

— Чем же северяне занимаются?

— Ребята, а ещё на Севере длинные полярные дни. Как здорово! Солнце светит там день и ночь, значит, в это время можно не спать, всё время играть и играть. Северяне могут собирать богатый урожай и там растут огромные деревья!

— Конечно же, ребята, это не так. На Севере растут карликовые деревья, например, берёза и лишайники – ягель.

— Что бы мы лучше познакомились с этим удивительным краем, к нам пришла девочка – Луна (ударение на 1 слоге)

— Ребята, а на Севере, кто первый друг человека?

— Да, олень (4 слайд). А почему Луна выбрала себе в друзья не корову, не коня?

— Вы совершенно правы. Снега там глубокие, а у оленя ноги имеют широкие копыта в виде совка, удобные для разгребания снега и откапывания лишайника ягеля, которым олени питаются. А ещё ноги не дают оленю провалиться в глубоком снегу или провалиться в болоте. Шерсть у оленя теплая, защищает от мороза, от ветра, помогает плыть в холодной воде. Шкура очень крепкая.

— Хотите покататься на олене?

— Наша одежда не подойдёт для Севера. Давайте, подумаем, какая одежда должна быть на Севере? (тёплая и лёгкая)

— Из чего создать такую одежду?

— Далеко от городов люди носят национальную одежду (5 слайд).

Шуба называется малица, на ноги мы оденем унтайки, на голову – малахай.

(Одеваем девочку Луну). Одевайтесь скорее и садитесь в нарты.

Олени на сами помчат или надо управлять ими? А как управлять оленями? (с помощью длинной палки)

IV Физминутка Встали, под песню «Увезу тебя я в тундру» дети скачут, бегут.

Продолжение знакомства с новым:

— Поехали! Какой простор в тундре! Всё белым-бело! Эге-гей!

— Ой, посмотрите, под карликовой берёзой кто-то в снег рыбу закапывает, а хвост какой пушистый. Кто это? (6 слайд) Песец! Мех песца очень ценный, он идёт на шапки, воротники, шубы.

— А сейчас мы подъехали к самым холодным местам. Льды кругом. Кто это выбирается на льдину, воткнул свои бивни в лед и подтягивает своё огромное тело? Кто это? (7 слайд) Это морж. Он занесен в Красную книгу и охраняется Законом.

— А вон там крадётся белый огромный и чёрный нос прячет лапой. Узнали? Да, это белый медведь. Он хороший пловец, питается рыбой, тюленями. Если белый медведь голодает, он впадает в спячку и это спасает медведей от голодной смерти. (8 слайд)

— Ребята, посмотрите, какие маленькие пёстрые зверьки, напоминают хомячков. Это пеструшка- лемминг. (9 слайд)

— Я ничего не слышу. Что это за шум? Мы попали на птичий базар! (10 слайд) Посмотрите, какие птицы: кайры, гагары, тупики. (11слайд) Клюв похож на топор, оказывается, он своим клювом роет норы.

— А теперь отдохнём, покормим оленей. Чем же покормить – то их?

— Мы засиделись и замёрзли. А как греются северяне? (бегут за нартами)

— Где же дома? А вот идёт местный житель, спросим у него: «Скажите, пожалуйста, как проехать к дому?». Ребята, он меня не понимает. Как объяснить ему? Попробуйте вы договориться. (жестами, мимикой)

— Ну, вот договорились. Дом какой-то интересный – чум. (12 слайд) — Форма странная, мохнатый какой-то. Чем он покрыт?

— Почему оленьей, а не песцовой шкурой?

— Почему окон нет?

— Заглянем вовнутрь. Печки нет, батарей нет, чем же они греются? Местные жители разводят огонь, а дым уходит в отверстие сверху.

— Вы хотели бы жить в чуме? А чем занимаются люди на Севере, кем работают?

— Северяне очень любят свой край, свою работу и понимают его важность. А ещё на Севере люди очень добрые, доверчивые. И когда после долгой полярной ночи появляется солнце, люди радуются и устраивают праздник Солнца. Люди говорят Солнцу свои желания и верят, что Солнце их исполнит.

Давайте на минутку представим, что мы на празднике и попросим Солнце исполнить наши желания. О чём попросим Солнце?

V Итог

— Вам понравилось наше путешествие? А где мы сегодня были? О каких животных узнали? Что вам особенно запомнилось?

PAGE

PAGE 2