Урок окружающего мира 1 класс_55497

Урок окружающего мира 1 класс.

Тема: Наша страна Россия

Цели: Систематизировать знания детей о родной стране, о столице России – Москве.

Задачи: Узнать особенности символов России.

Познакомить с достопримечательностями столицы; с государственной символикой России.

Воспитывать уважительное отношение к государственным символам Российской Федерации, любовь к своей Родине.

Развивать познавательный интерес, речь учащихся, обогащать словарный запас.

Нарисовать герб двух новых российских городов.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация, аудиозапись гимна России. Ход урока.

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонокВсех собрал нас на урок.Все у парты ровно встали,Улыбнулись, подравнялись,Тихо сели за свой столНачинаем разговор!

II. Актуализация знаний и сообщение темы урока.

–Мы живем в огромной стране, которая называется … (РОССИЯ).

Слайд 2

Послушайте стихотворение В. Степановой «Наш дом» и подумайте над вопросом.

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом.

Почему мы не найдем на карте свой дом? (Наша страна огромная)

-Вот (учитель обращает внимание школьников на карту) наша страна – Россия, одно из самых крупных государств Мира.

Необыкновенная страна Россия! Когда на Дальнем Востоке встаёт солнце и начинается утро, в других областях страны – глубокая ночь. Если на севере выпал снег, наступили холода, то на юге ещё люди купаются в тёплом море, цветут растения.

— Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О РОССИИ)

Прочитайте тему урока в учебнике на странице 103 ( Наша страна — Россия) Сегодня мы познакомимся со столицей нашей Родины, с её достопримечательностями и символами нашего государства.

III. Работа по теме.

1. Работа с учебником

— Прочитайте статью на стр. 103.

Что нового для себя вы узнали из этой статьи?

(Слайд 2) Столица нашей Родины — Москва

— У каждой страны есть свои символы. У России то же есть символы.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. К примеру, проходя мимо дома, на котором изображен красный крест, мы сразу понимаем, что это больница. Загорелся на светофоре сигнал – зелёный свет – это означает, что пешеходу можно идти.

Все – это символы. Символы очень важны. Они объединяют всех людей, живущих в стране, независимо от национальностей.

Какой символ поднимают в случае победы наших спортсменов на соревнованиях, во время государственных праздников?

2. (Слайд 3) Среди флагов различных государств найдите российский флаг.

Чтобы лучше запомнить какие цвета представлены на флаге нашей страны послушайте стихотворение.

(Слайд 4) Белый цвет — березка.Синий — неба цвет.Красная полоска – солнечный рассвет.»Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, нижней – красного цвета».Триколор российского флага имеет историческое значение.

Полосатый трехцветный флаг впервые появился в России при Петре Первом.

Ученые, изучающие государственную символику, полагают, что белый и синий цвета считались цветами Русской православной церкви. Белый цвет означает чистоту сердца и мыслей. Синий же цвет — это не только цвет неба, но и цвет воды — рек, озер, морей. А их на территории нашей страны великое множество. А вот красный символизирует мужество, отвагу, героизм, смелость и любовь.

Вывод: Назовите где можно увидеть флаг России?

3. Прослушайте стихотворение о следующем символе нашего государства.

— У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он России – дух свободный.

В.Степанов.

(Слайд 5) Найдите среди множества гербов — герб России.

(Слайд 6) Рассмотрите герб России. Кто изображен на гербе России?

Назовите цвета герба?

«Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, красный геральдический щит

1) На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце – это символ единства народов России. Над головами орла мы видим короны, соединёнными лентой –это говорит о единой истории восточнославянских народов.

2) Правой лапой сжимает орёл скипетр( золотой жезл).

3) В левой его лапе держава – (держава) золотой шар с крестом наверху.

4) На груди орла герб Москвы. Это означает, что Москва – столица Российского государства. На фоне красного щита – всадник. Это святой Георгий Победоносец на белом коне. За его плечами развевается синий плащ. Своим копьем он поражает дракона. Серный дракон – это символ зла. Верный конь топчет дракона копытами. Герб России символизирует победу добра над злом, готовность нашего народа защищать свое государство от недругов.

IV. Работа по вариантам в рабочей тетради. Творческая работа.

(Слайд 7) Придумать герб – непростое дело. Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука – геральдика. Люди, создававшие гербы и правила называются – герольдами.

(Слайд 8) Герб может быть различным по форме: овальным , треугольным , квадратным, четырехугольным, заостренным внизу.

Герб может быть различным по цвету, и каждый цвет что-либо обозначает: красный –героизм, зеленый – свободу; голубой – верность; черный – смелость.

На гербах часто помещаются геометрические фигуры (квадраты, треугольники, ромбы), животных (лев, орел), растения (лилия, роза), элементы неживой природы (солнце, месяц, звезды), мифические создания (дракон), человек. Каждый из них имеет свое значение.

Откройте рабочую тетрадь на странице 47 внимательно посмотрите на изображённые гербы и отметьте галочкой герб Москвы.

Прочитайте внимательно задание на странице 48 в рабочей тетради

Какое задание вы должны выполнить.? ( Придумать герб двух новых российских городов).

Работа в паре. Выберите для себя, кто будет придумывать герб города, в котором много фруктовых садов, а окружают его хлебные поля, а кто придумает герб города, который стоит на большой реке, и в нём есть порт, где строят и ремонтируют корабли.

Показ гербов.

V. Физкультминутка.

Я, ты, он, она-

Вместе- целая страна.

Вместе – дружная семья,

В слове «МЫ» – сто тысяч «Я».

Большеглазых, озорных,Черных, рыжих и льняных,Грустных и веселыхВ городах и селах

Над тобою солнце светит

Родина моя,Ты прекрасней всех на свете,Родина моя!Я люблю, страна, твои просторы,Я люблю твои поля и горы,Сонные озера и бурлящие моря.

О следующем символе нашего государства … прочитает стихотворение.

В древней Греции и РимеПели гимны в честь боговРаспевает гимн и нынеВ школе хор учеников.Только гимн совсем иной –Гимн страны моей родной!

О каком символе пойдет речь.(О гимне)

(Слайд 9) Гимн – это торжественная песня. Гимн звучит на крупных торжественных мероприятиях, спортивных соревнованиях при вручении наград победителям. Автор музыки современного гимна Александр Васильевич Александров. Слова написал поэт Сергей Владимирович Михалков.

При исполнении гимна люди обычно встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

(Слайд 10) Звучит гимн России. Все присутствующие в классе встают.

Вывод: В каких случаях исполняют гимн России? (В особо торжественных случаях, например при награждении победителей спортивных соревнованиях.

— Какие поэтические слова нашёл автор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины? (Широка страна моя родная…..)Гимн есть у каждой страны. Его должен знать и уважать каждый гражданин.VI. Работа в группах.

Соедините стрелками название государственного символа и его определение.

Прикреплённое к древку полотнище определённого размера и цвета

гимн

Торжественная песня

флаг

Официальная эмблема государства

герб

Проверка.

VII. Работа с учебником.

Чтение статьи в учебнике.

Прочитайте в учебнике текст о Москве на странице 105. ( чтение текста учебника)

Объясните как вы понимаете слова: «Москва – всем городам мать?».

(Это значит – много на Руси древних и прекрасных городов, а столица одна, как одна мать.)

VIII. Ролевая игра «Покажем столицу и расскажем о Москве»

учебная задача: расширить представления учащихся о Москве.

основные роли: экскурсоводы и гости столицы.

сюжетная линия: заранее было дано домашнее задание – собрать материал о достопримечательностях Москвы

Вы наверное любите путешествовать закройте глаза представьте себе, что вы приехали в Москву.

(Экскурсоводы выходят к доске) Откройте глаза, подойдите к доске.

Вас встречают экскурсоводы.

Вы знаете кто такие экскурсоводы?

Экскурсовод – это специалист, дающий пояснения (рассказ) о чём – либо для экскурсантов. А экскурсанты это люди, пришедшие на экскурсию

Достопримечательности – место, заслуживающее особого внимания, знаменитое.

Начинаем нашу экскурсию по самым знаменитым местам Москвы.(Выступление детей)

1. (Слайд 12) В здании у Кремлёвской стены, над которым реет Российский государственный флаг- дом правительства. Это здание – Белый дом.

Там работает президент и правительство. Они решают важные государственные задачи

2. (Слайд 13) На Красной площади расположен Храм Василия Блаженного.

Находится Мавзолей, в котором покоится тело первого руководителя страны – Владимира Ильича Ленина.

3. (Слайд 14) Третьяковская галерея – это художественный музей. Мировая сокровищница произведений живописи и скульптуры. В ней хранится около 35 тысяч картин.

4. (Слайд 15) На территории Всероссийского выставочного центра проходили Всесоюзные сельскохозяйственные выставки.

5. (Слайд 16) Большой театр — крупнейший в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Оркестр Большого театра принадлежит к числу лучших симфонических оркестров мира.

6. (Слайд 17) Международный университет в Москве — высшее учебное заведение. Основатель университета Михайло Ломоносов.

7. (Слайд 18) Пушкинская площадь. По площади любил прогуливаться Александр Сергеевич Пушкин.

8. (Слайд 19) Метро основной вид транспорта в городе.

9 (Слайд 20) Стадион «Лужники» — центр важнейших соревнований. Самый крупный HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%BD» \o «Стадион» стадион в HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F» \o «Россия» России.

10. (Слайд 21) Московский зоопарк — самый старый в нашей стране. В зоопарке много животных и птиц. Проводятся различные развлекательные и познавательные мероприятия, выставки, детские праздники.

 — Вы познакомились с достопримечательностями Москвы.

IX. Итог урока.— Что интересного узнали?

  X. Рефлексия. Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

(Слайд 22) Если вы считаете, что тему усвоили на “отлично” и “хорошо”, покажите улыбающего смайлика. Если вы где-то не уверены, то покажите грустного смайлика. Вы хорошо поработали. Думаю, вы всегда сможете найти символы нашего государства.