Урок окружающего мира 1 класс_55506

Тема: « Красная книга»

Медиапродукт: презентация

Цель: формирование условий для развития эмоциональной и познавательной сфер младших школьников в процессе знакомства с Красной книгой Новосибирской области (с опорой на систему формирующихся базовых общекультурных ценностей).

Задачи:

-расширить и углубить знания учащихся о жизни животных и растений; познакомить детей с причинами их исчезновения;

-продолжить развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесённых в Красную книгу НСО;

-воспитывать коммуникативные компетентности учащихся (включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, умение формулировать и задавать вопрос).

Оборудование и материалы: компьютер, малые толковые словари, Красная книга Новосибирской области, словарик-справочник школьника «Красная книга России (животные)».

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные:

участие в диалоге со сверстниками;

-умение выражать свои мысли;

-слушать и понимать речь других;

-формировать умение работать в группах.

Регулятивные:

-выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-делать простейшие выводы.

Личностные:

уважительное отношение к мнению других детей;

формирование своего мнения.

Предметные:

-усвоение первичных сведений о существовании и особенностях объектов, процессов, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного).

Ход и содержание урока

1.Вводная часть

Организационный момент

— Дети . сегодня урок будет необычным. Надеюсь, вы получите удовольствие от приобретённых знаний. А для этого….

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Пожелай успех глазами

И вперёд, вперёд за знаниями.

.

2. Работа над темой урока.

Вхождение в тему урока

— Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой ныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень….

Вопрос за вопросом, и так целый день.

Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

( Из книги «Почемучка». М.:Педагогика-Пресс,1993)

-Сегодня на уроке мы отправимся путешествовать по тропинкам природы и будем искать ответы на некоторые вопросы. Ну что, в путь?

-Посмотрите, как прекрасен и удивителен мир природы!

Слайд 1

— Разделите эти фотографии на две группы.

— Но что-то их объединяет! Ваши предположения?

-На этом уроке мы постараемся узнать, что ещё их объединяет.

Послушайте загадку:

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком.

(Книга)

— Но книга эта необычная. Она связывает все наши фотографии. Догадались?

— Правильно. Это Красная книга. Вы догадались какова тема сегодняшнего урока?

— Правильно, сегодня мы будем путешествовать по страницам этой книги.

. (тема «Красная книга»)

Слайд 2

Знакомство с Красной книгой

-Почему эту книгу назвали красной?

-Где вы встречались с красным цветом?

-Правильно,сигнал светофора говорит об опасности. Вот и красная книга предупреждает об опасности. Но какой?

(Постановка проблемного вопроса)

Слайд 3

Ученик Красная книга – красная!

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже миг

Всё живое хранить зовёт.

Пусть зовёт не напрасно.

Красная книга – красная!

— Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерли около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет.

Давайте поразмышляем. Как вы думаете, в чём причина исчезновения животных и растений?

— А теперь послушайте одну историю:

« Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а воспитательница стала их ругать:

-Зачем, -сердится, -ландыши нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти жёлтые купальницы, и…

— Но почему?- чуть не плачут ребята. – Они же такие красивые.

— Вот-вот, красота их и губит. Кто не увидит – всяк сорвёт. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе все переведутся… в общем, жадничая, отбирая у природы самое красивое, крупное, яркое, душистое,- мы в результате себя же и губим».

( Дитрих А. Почемучка.- М.:Педагогика-Пресс, 1993)

-Кто основной виновник исчезновения видов животных и растений?

-Правильно. Виновником исчезновения животных и птиц является человеческий фактор.

Начало всемирной «переписи» редких животных и растений было положено в 1948г. Название «Красная книга» предложил Питер Скотт – английский исследователь, учёный – орнитолог.

Слайд 3

— Давайте обратимся к доске фактов и посмотрим, что означает слово «орнитолог».

(Учёный, специалист по орнитологии, науки — которая изучает птиц и их географическое распространение)

-В нашей стране первая Красная книга была напечатана в 1978 году. В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. В каждом крае или области есть своя Красная книга.

И даже для школьников создали справочник

(показ)

Слайд 4

-Красная книга – книга необычная. Она имеет цветные странички. Как вы думаете -поче

му?

-Молодцы, ребята! Вы выдвинули несколько версий. Давайте посмотрим, что размещено на цветных страничках.

( слайды презентации 5- 15)

Слайд 5

-На красных страницах книги помещены сведения о видах, находившихся под угрозой исчезновения. Например, уссурийский тигр.

Слайд 6

— На жёлтых – уязвимые виды, которые очень быстро исчезают, и поэтому им грозит «переселение» на страницы красного цвета. Одно из таких животных – кавказская черепаха. Люди тысячами вылавливают их ради забавы и из-за красивого панциря.

Слайд 7

— На белых – сведения о редких видах.

Например, моллюск наутилус. Он погибает от изменения естественной среды обитания.

Слайд 8

На серых – сведения о мало изученных и редких видах. Глубоко на дне морей живёт моллюск жемчужница, в раковине которой рождается жемчуг.

Слайд 9

На зелёных – сведения о восстановленных видахи находящихся вне опасности. Это, например, северный олень, который подвергался большому истреблению.

Слайд 10

Чёрными страницыстали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды. Например, птица стеллеров баклан. Роковой особенностью баклана явилась неспособность его кполёту. В течение столетия на Комондорских осторовах шло безжалостное истребление этих птиц.

-Кроме этих видов, в Красной книге находятся известные вам животные…

Показ рисунков из справочника ( белый медведь. зубр, дальневосточный леопард, снежный барс)

Слайд 11

Это белый медведь, которого делают легко уязвимым медленное размножение и большая смертность молодняка.

Слайд 12

— Зубр, который является самым тяжёлым и крупным наземным млекопитающим на европейском континенте и последним европейским представителем диких быков. Уже в эпоху последнего леднекового периода зубры были обьектами охоты со стороны человека. Вследствие интенсивной охоты в 17 и 18 веке, зубр исчез почти во всех странах Европы.

Слайд 13

Тюлени – звери полуводные, без суши обойтись не могут. На земле и на льдинах они размножаются, линяют, просто отдыхают. В воде же тюлени только кормятся. И всё-таки на суше эти ластоногие довольно беспомощны. Сейчас они находятся под охраной государства.

Слайд 14

В настоящее время дальневосточный леопард находится на грани полного уничтожения. В природе сохранилось не более 40 особей , и поэтому он внесён в Красную книгу. В Китае за убийство дальневосточного леопарда предусмотрена смертная казнь.

Слайд 15

— Незаконная охота за мехом снежного барса существенно сократила его численность. В 1960-х годах их оставалось всего тысяча. С некоторых пор во многих зоопарках добиваются успехов по размножению снежных барсов. Иногда в неволе на свет могут появиться до семи котят.

Физминутка (цветик – семицветик)

3.Рассказы детей о цветочных легендах (мини проекты)

-Красная книга содержит не только сведения о животных. Большое место в ней занимают растения. Вы помните историю, которую я прочитала вам в начале занятия.

— Почему люди рвут цветы?

-То есть из-за красоты. А вы знаете, что в древние времена о цветах слагали стихи, песни и легенды?

— Мы работали над проектом «Легенды о цветах» и сегодня нам ребята расскажут древние легенды о цветах, которые занесены в Красную книгу.

Выступление детей с минидокладами

Слайд 16-17

Шафран двухцветковый.Согласно древнегреческой легенде , возникновение шафрана произошло следующим образом: юноша по имени Крок упражнялся с вестником олимпийских богов Гермесом в метании диска. Во время соревнования диск случайно угодил в Крока, и юноша погиб. Из его крови, случайно попавшей на землю,вырос цветок крокус (шафран).

Слайд 18

Ландыш. По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал своё сердце девушке Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли прекрасные и нежные ландыши – символ чистоты и беззаветной любви., и грусти.

Слайд 19

Лилия (кувшинка). Гречесая легенда повествует о прекрасной нимфе, полюбившей юного Геракла. Геракл не ответил на чувства нимфы, и она погибла от горя и тоски, превратившись в водяную лилию (кувшинку). Латинское название кувшинки означает «нимфа снежно-белая».

Слайд 20

Подснежник. Богиня Флора раздавала цветные платья для карнавала и подарила подснежнику белое платье. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы боялись холода и не соглашались, и только подснежник укрыл его своим платьем. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны по сей день.

Слайд 21

С русским названием «венерин башмачок» связано следующее предание:

Я – Венерин башмачок,

Франт невероятный,

Жёлтый с бантиком цветок,

Всем весьма приятный.

Я по северным лесам –

Роскошь без примера,

И, клянусь, не цвёл бы там,

Если б не Венера.

Раз, когда цвела весна,

Полная отрады,

Забрела сюда она

С берегов Эллады.

И, в цветочек превратясь,

В щегольском уборе,

Я с тех пор царю, как князь,

В этой скромной флоре.

Н.А. Холодковский

Слайд 22

Купальница. Одна русалка так полюбила пастуха Алексея, что не захотела с ним расстаться. Она стала выбираться из воды и незаметно следовать за пастухом. Волосы её выгорели от солнца и стали золотыми. Но Алексей ничего не замечал. В последний раз она сидела неподалёку от Алексея у ночного костра, пытаясь обратить на себя внимание шепотом, грустной песней и бледной улыбкой, но, когда Алексей поднялся, чтобы подойти к ней, русалка вдруг расстаяла в утренних лучах, превращаясь в цветок купальницы.

-Спасибо, ребята, за интересные рассказы. Вот такие красивые легенды были сложены в давние времена. Будет очень жаль, если эти цветы останутся только в легендах.

4.Решение проблемы.

А теперь ответим на вопрос: «О какой опасности предупреждает Красная книга?»

Слайд 23 Прочтите текст на слайде.

— «Мы – часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окружёнными разными животными, чтобы улыбалось солнышко, надо уметь дружить с природой».

5. Работа в группах

-Как вы думаете, необходимо охранять только те растения и животных, которые занесены в Красную книгу?

-А что мы с вами можем сделать для охраны природы?

— Давайте поработаем в группах и выведем некоторые правила друзей природы. А помогут нам в этом экологические знаки, которые вы составили на прошлом занятии.

Каждая группа пишет 1-2 правила друзей природы к экологическому знаку.

6.Защита правил ( итог занятия)

— Молодцы. Вы придумали очень интересные правила друзей природы. Если мы с вами будем выполнять эти правила, то уже сможем немного помочь природе.

Какой бы общий вывод вы вывели из этих правил?

Дети: Надо беречь природу. Только от человека зависит судьба животных и растений.

5. Обобщение (слайд 24)

-Вы очень хорошо поработали сегодня. И мне хотелось бы закончить наше занятие словами

Б. Заходера «Все-все, Все на свете, На свете нужны!»

Все-все,

Все на свете,

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны….

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, — злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мёд и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки!

И если мы с кем-то не очень дружны –

Мы всё-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется!

— Красная книга — это наша боль и тревога. Видов животных и растений, помещённых в ней, становится всё больше. Но эта книга и наша надежда — программа спасения всего живого на Земле. Так давайте тоже бережно относиться к природе!

6. Домашнее задание

— Предлагаю вам принять участие в проекте «Моя Красная книга». Для этого нужно на альбомном листе написать о животном или растении из Красной книги и красиво оформить. Затем мы все листочки подошьём, и у нас получится Красная книга.

7. Рефлексия

— А теперь давайте оценим свою активность на уроке.

SHAPE \* MERGEFORMAT

— Молодцы!