Урок окружающего мира 1класс_55492

Урок окружающего мира

проведенный в 1классе

Тема: Твердые тела, жидкости и газы

Цели:

1. Дать понятие о состоянии вещества : твердое, жидкое, газообразное.

2. Познакомить учащихся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов.

3. Развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся: воображение, внимание, зрительную память, личные качества.

4. Воспитать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

Лед, кипящий чайник, пластмассовые стаканчики, камни, шприцы, освежитель воздуха, листы наблюдения, карточки со словами, резиновый мяч.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь! Сегодня у нас необычный урок окружающего мира: Мы с вами становимся научными сотрудниками и перемещаемся в НИИ. Представьте, что это не класс, а научная лаборатория, а мы ученые.

Какими качествами обладают ученые?

И мы с вами также сегодня должны быть внимательные, умные, сосредоточенные, любознательные, терпеливые, как настоящие ученые.

Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

Тема нашего исследования – свойства веществ и начнем нашу работу с загадки:

Я и туча и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.

Что это? (вода).

А когда она может быть стеклянной? (когда замерзнет лед).

А когда она может быть тучей, туманом да еще и летать? (когда сильно воду нагреть она превратится в пар).

А когда она может бежать? (когда она жидкая).

Посмотрите: ЛЕД-ВОДА-ПАР. Что общего? (это вода в разных формах).

Как из воды получить пар? Лед?

Чем отличаются друг от друга лед, вода, пар? (лед твердый, вода жидкая, пар газообразный).

Оказывается, все предметы в природе могут быть только в этих трех состояниях. Приведите пример твердых тел, жидкостей, газов.

Перед вами лежат карточки со словами. Прочитайте их. Первый ряд подчеркивает твердые тела. Второй ряд жидкости. Третий ряд газы.

Какие же три состояния вещества бывают в природе? (вывод).

Совместное открытие нового.

Мы должны сегодня выяснить чем же твердые тела, жидкие, газообразные отличаются друг от друга и определить их свойства. (открываю тему).

Для этого проведем три опыта и заполним лист наблюдений.

Физминутка

1 ОПЫТ:

Внимание! Разделите все предметы на столе на две группы: сохраняющие форму и не сохраняющие. (шприц, стакан, камень, жидкость).

Возьмите камень, сожмите его в руке. Сохраняет форму? (да). Какой вывод сделаем? (твердые тела сохраняют форму) отметим в листе наблюдения.

Возьмите стакан с водой. Наклоните в сторону, другую. Что происходит? ( вода тоже наклоняется). Опыт с колбами. Какой вывод сделаем? Отметим в листе наблюдений (вода не сохраняет форму).

А газообразные? (какую форму имеет.) возьмите пустой стакан. Он действительно пустой? А что там? (воздух), а какую форму имеет воздух в стакане? В классе? (форму стакана, класса.)

Какой вывод сделаем? Воздух принимает (форму сосуда).

Отметим в листе наблюдения.

Вывод по первому опыту:

(Открываю на доске). Кто?

— А теперь проверим наши предположения по учебнику с. 36 и выполним задание. Как проверить?(стр.37 верх).

2 ОПЫТ:

— Теперь нам нужно выяснить следующий момент: сжимаются ли твердые тела, жидкие, газообразные.

Сжимаем камень. Получилось? (нет)

Отмечаем в листе наблюдения

2) Жидкость сжимать буду я сама, а вы попробуете дома.

— Что наблюдаем? (не сжимается).

Отмечаем в листе наблюдения.

3) Взяли шприцы, вытянули поршень из шприца до середины, а теперь закрыли окошко и давим на поршень.

— Что наблюдаем? (сжимается)

Опыт с мячом.

Отмечаем в листе наблюдений.

Вывод по второму опыту.

3 ОПЫТ:

— Наше исследование подходит к концу, осталось еще одно свойство:

Положите камушек в стакан. Он занял всю емкость? (нет).

Отмечаем в листе наблюдений.

Вода в стакане занимает весь стакан? (нет). А мы можем сделать так, что бы вода заняла всю емкость? (если только нальем полный стакан).

Отмечаем в листе наблюдения.

Возьмите пустой стакан. Он действительно пустой? (нет, там воздух), а можно сделать так, чтобы воздуха было на половину стакана? А на половину класса? (нет).

Отмечаем в листе наблюдений.

Вывод: твердые тела и жидкие не занимают всю емкость, а газ занимает.

— Сейчас я докажу это еще раз: Брызну освежителем воздуха и запах от доски дойдет до последних парт. А вы как почувствуете – поднимите руку.

— Великолепно! Мы подошли к концу нашего исследования! Заполнили таблицу и сделали выводы.

— Чем же твердые тела, жидкие и газы отличаются друг от друга?

Физминутка.

Первичное закрепление.

– А теперь поиграем. Я называю слова русского языка, а вы говорите какому из выделенных групп веществ можно их применить:

Лить, резать, вдыхать, пить, есть, глотать, кидать, носить.( ОБЖ!!!)

– Отгадайте что это?

*сладкий, твердый, белый (сахар)

*белое, жидкое, полезное (молоко)

*бесцветный, газообразный, невидимый (воздух).

Насколько легче отгадать неизвестное вещество, если известно, в твердом, жидком или газообразном состоянии оно находится!

Итог урока.

Итак, юные ученые, какие выводы мы можем сделать в конце нашего исследования?

Резерв:

Ой, посмотрите, что произошло со льдом? (растаял).

И превратился в воду. Вода- это уникальное вещество, которая может быть в трех состояниях.

А где мы можем наблюдать переход воды из одного состояния в другое в природе?

Я расскажу вам сказку о путешествии воды (учебник стр. 39)

Понравилась вам моя сказка?

А какие вы знаете сказки о превращениях воды? «Снегурочка», «Лубяная избушка»