Урок окружающего мира 2 класс Что изучает биология

Урок окружающего мира во 2 «Г» классе.

Учитель: Никитина С.А.

Тема: «Что изучает биология»

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки для работы в парах, примерный план ответа с дозированной помощью в конвертах для работы в группах, карточки с числами, микроскоп, пипетка с окрашенной жидкостью.

Задача: сформировать первичное представление о науке БИОЛОГИИ, как науки , изучающей живую природу.

Цели: познакомить детей с наукой, изучающей живую природу, биологией, дать представление о царствах живой природы. Развивать речь детей, мышление, умение анализировать и синтезировать полученные знания, делать выводы. Воспитывать чувство коллективизма, чувство локтя, работая в группах.

«Исследование природы трудно,

однако приятно, полезно, свято».

М. Ломоносов

Ход урока

Орг. момент: ( 1 мин.)

Приветствие, посмотрели на гостей, проверили готовность к уроку.

Задания поискового характера, постановка учебной задачи: (4 мин.)

-Прочитайте эпиграф на экране.

-Как вы думаете, почему именно эти слова здесь написаны? (Будем на уроке говорить о природе и, наверное, что-нибудь исследовать)

-Значит ,первым опорным словом на нашем уроке будет слово ПРИРОДА

берёза

гора

, Марс

лев

озеро

пчела,

, опёнок

, камень

, ель

, мухомор.

микробы

бактерии

маслёнок,

корова

облако

ветер

ромашка

На экране карточки:

-Прочтите слова.

-Какое задание вы могли бы предложить, опираясь на слово ПРИРОДА? (Распределить слова на 2 группы- объекты живой и неживой природы)

-Какие ещё слова мы можем добавить к нашему опорному слову ПРИРОДА ? (Живая и неживая) (дети работают на местах с индивид. карточками, 1 ребёнок опрашивается в конце работы —

-Прочитай слова, которые ты выделил(а), как объекты неживой природы. ( -согласны?)

-Вспомните, с какими науками, изучающими неживую природу, мы с вами познакомились во 2 классе? (География- строение Земли, ландшафт, рельеф, астрономия- вселенная, планеты Солнечной системы). (Слова ГЕОГРАФИЯ, АСТРОНОМИЯ выносятся на доску)

-Итак, вы вспомнили науки изучающие неживую приооду.

-А теперь прочитайте слова, которые вы выделили, как объекты живой природы. (-Согласны?)

-Почему вы решили, что это объекты именно живой природы? (Всё что рождается, дышит, питается, растёт, даёт потомство, стареет, умирает относ. к живой природе).

-А, чем наша планета отличается от остальных планет Солнечной системы? (на Земле есть ЖИЗНЬ)

На доске из печатных карточек появляется схема:

ПРИРОДА

ГЕОГРАФИЯ

АСТРОНОМИЯ

ЖИВАЯ ПРИРОДА НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

-Какие условия способствовали зарождению жизни на Земле? (Свет, тепло, вода, воздух).

природа

↙ ↘

Биология

География

Живая природа

Астрономия

-А какая наука изучает живую природу нашей планеты?

Неживая природа

-В переводе на греческий слово ЖИЗНЬ звучит как «БИОС», а наука, которая изучает всё живое на Земле называется БИОЛОГИЯ.

Слово БИОЛОГИЯ выносится на доску

Работа по теме урока: (30 мин.)(15 мин.-знакомство с царствами, 10 мин.- работа в группах по планам, 5 мин.-работа с учебником)

-Итак, мы выяснили, что наука БИОЛОГИЯ изучает живую природу. А что именно относится к живой природе, мы с вами сейчас попытаемся узнать поподробнее. Давайте вернёмся к объектам живой природы, которые вы выделили в начале урока.

Я хочу попросить вас разделить их все на группы.

(дети работают за партами с карточками)

-На какие группы вы разделили все объекты?

(Дети могут разделить их на две группы РАСТЕНИЯ и ЖИВОТНЫЕ или на три, добавив ГРИБЫ)

-Почему вы разделили именно на эти группы?Где вы встречались с ним? (В 1классе встречались с двумя царствами жив. природы: царством растений и царством животных )

-Третьим царством живой природы является царство ГРИБОВ.

Живая природа

растения

грибы

Почему грибы выделили в отдельное царство? (До недавнего времени грибы относились к царству РАСТЕНИЙ, но новые научные данные заставили выделить их в отдельное царство. Дело в том, что пища, которую поглощают грибы по своему составу такая же, какую едят животные, но вот едят ГРИБЫ не как животные, путём заглатывания, а как РАСТЕНИЯ, путём всасывания. А это значит, что грибы нельзя отнести ни к РАСТЕНИЯМ, ни к ЖИВОТНЫМ.)

животные

(На доске слова )

-Все представители этих царств рождаются, питаются, растут, дают потомство, стареют. А потом? (умирают)

-А потом? Почему наша планета не завалена горами трупов, отмершими растениями, грибами? (Они перегнивают).

-Почему это происходит?(потому что в трупах животных, и в отмерших растениях и грибах поселяются самые маленькие представители живой природы – бактерии. Они перерабатывают все сложные вещества, из которых состоят все животные, растения, грибы и превращают их в перегной, который необходим для растений .На земле нет ни одного участка: ни в воде, ни в воздухе, ни на суше, где бы не жили бактерии.

-Каждый из вас в своей жизни встречался с различными растениями, животными, некоторыми грибами.

А кто из вас видел настоящие бактерии? Почему?(они слишком маленькие и их можно увидеть только в микроскоп)

-Верно, из-за очень маленького размера бактерии, вирусы и некоторые другие объекты живой природы назвали микроорганизмами или ,вам известно их другое название — микробы. Бактерии настолько маленькие, что в одной капле воды их помещается более 40000000 (40 млн)бактерий- великанов и более 1 000 000 000 (млрд) бактерий –карликов, а в горсти перегноя их столько же , сколько людей на всей планете, т.е. около 60.000.000.000 (60 млрд).

-а какими вы представляете себе бактерии?

(демонстрация изображения бактерий)

-Бактерии – это ещё одно царство Живой природы, которое человек открыл совсем недавно, только после того, как изобрёл микроскоп.(Слова РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ГРИБЫ, БАКТЕРИИ выносятся на доску)

-так какая же наука изучает все царства Живой природы?

ФИЗМИНУТКА

-Если я назову растение , поднимаем руки вверх и качаемся влево и вправо, если я назову животное , машем руками, как крыльями, если я называю гриб, выполняем наклоны вперёд, как бы собирая грибы, если я называю бактерии , приседаем, собираясь в комочек.

( Слон, боровик, пальма, мох, кокки-бактерии, окунь, бледная поганка, бациллы, рябина, сморчки, пингвин, спириллы, кальмар, шампиньон, клубника, лакто-бактерии).

-Мы с вами в весёлой форме повторили к какому царству относятся те или иные представители.

-А теперь я предлагаю провести небольшую научную работу, для этого вам нужно разбиться на 4 группы. Каждой группе будет предложено задание по одному из царств Живой природы, выступления каждой группы будет дополнено иллюстрациями.

(дети делятся на группы, им даётся инструкция по провед. работы, дети работают , во время их работы звучит запись шума океана, выступают)10-15мин.

_а как вы думаете, совпадают ли наши выводы с выводами авторов учебника. Давайте проверим.(читают хорошо читающие дети)

-ничего из того ,что предлагают нам авторы мы не упустили?

IV. ИТОГ. С какой новой наукой вы позн. сег. на уроке?

Что вы можете о ней сказать?(ОЦЕНИВАНИЕ)

Д/З. Приготовить сообщение о любом представителе царства растений

?