Урок окружающего мира 2 класс О дружбе

Конспект урока окружающего мира, проведенный во 2 классе Земцовой С.А.

Тема урока: О дружбе.

Раздел: Кто живет рядом с тобой.

УМК: «Школа 21 века»

Цель урока: расширить представление о дружбе.

Задачи урока: 1. Предметные: а) Выявить представление детей о том, что такое «дружба», «друг». б) Учить видеть, понимать, оценивать поступки других, объяснять свои суждения.

2. Метапредметные: а) Коммуникативные УУД: — формировать умение оформлять свои мысли в устной речи; — формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге; — формирование умение работать в группах, в парах б) Познавательные: — формировать умение находить необходимую информацию ( в учебнике, словаре); — формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы; — формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи; — формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение) в) Регулятивные: — формировать умение определять цель учебной деятельности; формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; — формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку; — формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки;.

3. Личностные: 1) Формировать положительную мотивацию к обучению; 2) Формировать умение ценить и принимать базовые ценности («настоящий друг») 3) Формировать умение жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, в парах

Ресурсы: — экран, мультимедийный проектор, компьютер; — презентация к уроку; — учебник: УМК «Начальная школа 21 века» «Окружающий мир», 2класс,1 часть Автор: Н.Ф.Виноградова «Вентана-Граф»,2012; рабочая тетрадь: УМК «Начальная школа 21 века» «Окружающий мир», 2класс,1 часть — словарь Ожегова; Автор: Н.Ф.Виноградова «Вентана-Граф»,2012; — карточки для групповой работы; — смайлики для рефлексии. — музык. Центр ( для физк- ки)

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие гостей. СЛАЙД 1

Эмоциональный настрой. — Ребята! Давайте улыбнемся друг другу и подумаем, как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вздохнем и выдохнем. Выдохнем — вчерашние обиды, зло и тревогу. Вдохнем — свежесть последнего осеннего дня. Тихонько сели.

2.Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

— Предлагаю начать наш урок с игры «Найди пару». Внимание на экран! СЛАЙД № 2-4

Почему они нужны друг другу? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о дружбе) СЛАЙД №5

3) Постановка учебной задачи (проблема)— А что вы хотели бы узнать о дружбе? (ответы учеников)

— А умеет ли вы дружить? А что значит – быть настоящим другом? На эти вопросы мы сегодня постараемся найти ответы. Вопросы трудные, серьезные. Не будем терять времени. Начнем работу.

а) РАБОТА НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА «ДРУЖБА».

— Какое прекрасное слово «дружба»! Когда я произношу это слово, то сразу вспоминаю своего друга, с которым мне всегда интересно, тепло и уютно, с ним я могу посекретничать о своем. Где можно найти значение слова «дружба»? Дарина приготовиться прочитать значение этого слова в словаре Ожегова.

-А вы обсудите в группах, как вы понимаете, что значит «дружить».

(Выступления ребят)

— А теперь послушаем Дарину и посмотрим, совпадают ли ваши мнения со словарем. СЛАЙД №6

б) ИГРА « ВАШИ ОЩУЩЕНИЯ»

— Ребята! С какой погодой вы бы сравнили дружбу? (ясно, солнечно) Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе? (лиричная, веселая, радостная, заводная) Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать «дружбу»?

4.Открытие нового знания.

— Ребята! Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы у вас было много друзей? (нужно помогать друг другу, уважать, уметь дружить….)

в) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. — Правильно, ребята! Но к сожалению, в жизни бывают не очень приятные ситуации. Вот такие истории из школьной жизни вам предлагает учебник. Открываем его на стр. 96-97.Сейчас каждый читает эти 4 ситуации и затем в группах обсуждаете их. Потом мне высказываете свое мнение.

1ситуация (примерный ответ): никогда не сплетничать о своих друзьях. Старайся замечать прежде всего хорошее в человеке.2 ситуация: если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.3 ситуация: поддержи друга, если у него неприятности.4 ситуация: если поссорился с другом. Постарайся понять, в чем твоя вина. Извинись, если невзначай обидел друга, предложи ему помириться. СЛАЙД №7 — Какие правила дружбы вы бы посоветовали этим ребятам.(после каждой ситуации)

5.Первичное закрепление.

Авторы учебника к этим ситуациям тоже вывели правила. Прочитайте их на стр. 97и сравните со своими правилами. О каких правилах дружбы еще не говорили?

— Ребята! Я думаю, если вы будете соблюдать эти правила дружбы, то станете настоящими друзьями, и у вас будет много друзей.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под музыку)

а) Игра «Собери пословицу».

-Ребята! А знаете ли вы, что такие правила наш народ создал давно. Это наши пословицы и поговорки. У нашего народа есть много пословиц о дружбе. А насколько вы хорошо их знаете, покажет игра « Собери пословицу». Каждая группа получает конвертик со словами пословицы. Ваша задача: собрать ее и приготовиться объяснить значение.

-Проверяем. 1 группа: Один за всех и все за одного. СЛАЙД №8 2 группа: Старый друг лучше новых двух. СЛАЙД №9 3 группа: Друг познается в беде. СЛАЙД №10

— Какие еще пословицы о дружбе вы знаете? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Человек без друзей, что дерево без корней. Дружбу за деньги не купишь. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.)

— Давайте эти пословицы, как правила дружбы запомним, и будем выполнять.

6.Самостоятельная работа.

б) Моделирование. Строительство Дома Дружбы. СЛАЙД №11

— Ребята! В известном мультфильме Чебурашка и крокодил Гена построили Дом Дружбы. Сейчас я хочу вам предложить тоже построить такой дом. ( Открываю перевернутый лист на доске)

— 1 группе задание: взять на столе у вас конверты красного цвета и выбрать карточки-кирпичики с теми слова, которые должны быть у нас в основании Дома Дружбы.Карточки: честность, жадность, мир, доброта, зависть, доверие.

— 2 группе: взять синий конверт и выбрать только карточки с описанием характера того героя, с которым вы хотите жить в этом Доме.Карточки:1. Добрый, всегда придет на помощь2.Радуется успеху своего товарища.3.Очень строгий; не умеет прощать обиды.4.Любит посмеяться над неудачей друга.5.Внимательный, отзывчивый.6.Умеет извиниться, если неправ.

3 группе: набрать команду из сказочных героев, умеющих дружить и рассказать, почему выбраны именно они. (картинки с героями в файле)Картинки: доктор Айболит, лиса, разбойник, кот Леопольд, Чебурашка, дядя Федор из Простоквашино.

в) Анализ работы каждой команды. На доске:

.

-Вот какой замечательный получился дом. А кто из вас захотел жить в этом доме? И мы тоже стали жителя этого дома. ( открываю СЛАЙД № 12 с фото класса).

7.Включение в систему знаний. Работа в рабочих тетрадях.

Ребята! Мы сегодня много говорили о дружбе, вы очень дружно работали в группах, а сейчас я посмотрю, как вы умеете договариваться между собой в парах. Предлагаю поработать в рабочих тетрадях. Открываем ее на стр. 48. -Прочитайте задание. Кому не понятно? Работаем.

Итог: У кого получилась одинаковая пара варежек? Значит, вы сумели договориться между собой.

8.Итог урока. Рефлексия.

— Ребята! Вспомните, какие вопросы мы задавали в начале урока. На все ли вопросы получили ответ? Урок небольшой и, конечно, мы не смогли дать ответы на все вопросы. А где вы можете еще найти ответы на ваши вопросы самостоятельно? (книги, фильмы о детях, мультфильмы, интернет, энциклопедии…)

— Кто теперь считает, что умеет дружить? А кто считает, что нужно что-то изменить в себе, какие-то качества, чтобы стать настоящим другом? Сейчас вы оцените свою работу на уроке: перед вами смайлики, но у них нет рта. Если вы считаете, что хорошо работали на уроке — пририсовываете улыбающийся рот. Если вы думаете, что можете работать лучше — «прямой» рот. Ну а если совсем не довольны собой — «плаксивый» рот. Я тоже оценила вашу работу. (показываю им смайлик) Покажите всем.

— Дети ! Давайте возьмемся за руки. Передадим тепло наших сердец, доброту, хорошее настроение своим друзьям. Давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята! Давайте жить дружно». И мне кажется, что этот урок даст начало той большой дружбы, которую мы перенесем через всю школьную жизнь. Желаю вам верных друзей! Спасибо за урок! СЛАЙД №

ДомДружбы

ДомДружбы

Сказочныегерои

Характеристикагероев

«фундамент»