Урок окружающего мира 2 класс по теме На опушке

Проектный урок

по окружающему миру

на тему:

« На опушке»

Провела: Белова И. П., учитель

I квалификационной категории

Этапы работы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент. Настрой на работу.

Слайд №1

Слайд №2

2. Подготовка. Определение темы, целей и содержания проекта.

3.Планирование. Анализ проблем, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде.

Слайд№3

Слайд № 4

Слайд № 5

(поочерёдно)

3.Принятие решения. Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта и уточнение плана деятельности.

Слайд № 6-8

4. Выполнение проекта.

5.Защита проекта. Раскрытие содержания и результатов проекта; работа оппонентов.

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

5.Оценка результатов проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков.

Слайд №13

7.Итог урока.

Учитель:

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Хочу пригласить вас сегодня в лес, В добрый лес, могучий лес,Полный сказок и чудес. Кто в глуши твоей таится?Что за зверь? Какая птица?Всё открой, не утаи,Ты же видишь, — мы свои! Если внимательны, будете, дети,Чудные тайны откроете эти.Музыка (на магнитофоне)

Мы подошли к опушке леса. Ярко светит солнце. Перед нами раскинулся пёстрый ковёр из ромашек, колокольчиков, клевера. Порхали бабочки, жужжали шмели и пчёлы, стрекотали кузнечики.Посмотрите вокруг. Каких только живых существ вы не увидите. Одни из них большие, а другие совсем крошечные. У одних яркий красочный наряд, а у других невзрачный. Но даже самое скромное живое существо по-своему красиво.

Мы попали на опушку леса.

Почему мы с лесом дружим,Для чего он людям нужен?

Молодцы, ребята!

Лес не только для нашей забавы.В нем – деревья, ягоды, травы.Птицы, звериИ прочие твари. Ученые тоже работают тут,Лес они средой зовут.

А вы раньше встречали слово «среда»?

— Но слово «среда» имеет и другое значение, средой учёные называют всё, что окружает живые существа, среди чего они живут.

-Так что же называют окружающей средой?

-Что окружает нас с вами?

— Что необходимо нам для жизни?

Это и есть окружающая среда для человека.

— А что будет являться окружающей средой для других живых существ?

— Опушка леса откроет для нас свои тайны, если мы отгадаем загадку.

«Синенький звонок висит,Никогда он не звенит».

КОЛОКОЛЬЧИК

Давайте посмотрим, что будет окружающей средой для колокольчика?

— Где живёт колокольчик?

Слайд №4

-Нам нужно определить, кто живёт рядом с ним и нужен ему для жизни.- Как мы можем это сделать?

Показать на экране поочерёдно

1. Что самое необходимое для жизни колокольчика?

2. В чём укреплён корень колокольчика?

— Назовите, что необходимо растениям для жизни?

— Кто еще окружает колокольчика?

-В определённой местности встречаются разные животные. На опушке, где много цветущих травянистых растений можно увидеть большое количество разнообразных насекомых. Растения помогают насекомым прятаться от врагов и дают им пищу. Пищей насекомым служит нектар цветков, листья и другие части растений. Насекомыми питаются птицы.

– Ребята, а как нам будет интереснее и легче представить, кто живёт рядом с колокольчиком?

— Мы сделаем проект в виде плаката и повесим его в вестибюле нашей школы, чтобы все дети и их родители смогли больше узнать, о том кто живёт рядом с колокольчиком на опушке. Согласны?

Итак, выполнив исследовательское задания, мы узнаем, кто обитает рядом с колокольчиком, сделаем плакат, на котором покажем среду его обитания.

-Как нам будет легче его сделать:

— по одному,

— с товарищем,

— или группой?

Прежде чем приступить к исследовательской творческой работе, давайте немножко отдохнём.

ФИЗМИНУТКА

У нас есть три группы.

Сейчас каждой группе будут даны задания. Вам необходимо:

1.Выполнить задание

2. Подобрать к нему иллюстрации.

3. Разложить иллюстрации на столе.

4.Прикрепить к плакату.

1 группа

Ребята, отгадав загадки, вы узнаете, какие растения окружают наш колокольчик.

Растения

1. Летом зеленеет,

Осенью желтеет. (Трава)

2. Хороша трава –

красная голова:

И медку подарит

и чайку заварит. (Иван-чай)

3. Стоит в лесу кудряшка,

Белая рубашка, Сердечко золотое,

Что это такое? (Ромашка)

4. Тёмной он покрыт корой,

Лист — красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много-много желудей. (Дуб)

5. Кислит, а не щавель,

В тени, а не ель.

Листья — тройняшки

Нежней промокашки. (Кислица)

6. В лесу на поляне

Стоит кудрявый Ваня.

В зелёном кафтане,

Богач не велик,

А орешками наделит. (Орешник)

7. Разбежались на опушке

В белых платьицах подружки. (Берёзки).

2 группа

Разгадав кроссворд, узнайте,

какие насекомые обитают среди растений, выберете их иллюстрации.

Насекомые

По горизонтали:

5. Кузнечик

На миру живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь

6. Стрекоза

Голубой аэропланчик

Сел на желтый одуванчик.

7. Комар

Нос долог,

Голос тонок.

Кто его убьёт, тот кровь свою прольёт.

По вертикали:

1.Жучок

На лужайке, на ромашке,

Он летал в цветной рубашке.

«Жу-жу-жу, жу-жу-жу» — я с ромашками дружу.

2. Бабочка

Пестренькие платьица

Присели на цветок.

Тронь — и вновь закружиться

Порхающий цветок.

3. Муравей.

У пня суета, беготня:

Народ рабочий весь день хлопочет.

4. Пчела

Сок из цветов она берёт

И в сотах копит сладкий мёд.

3 группа

Посмотрите внимательно на пенёк и вы узнаете, каких птиц и животных можно встретить на лесной опушке.

Птицы и животные

Соедините буквы, которые стоят в квадратиках, а потом, которые стоят в треугольниках.

з

с

а

о

я

в

ц

а

д

л

я

о

т

с

е

ь

л

с

ё

о

ж

р

и

о

к

к

а

в

к

о

р

р

о

о

т

н

а

Приступили к работе.

А теперь давайте посмотрим, что же вы узнали, работая в группах.

1 группа, покажите, какие растения обитают рядом с колокольчиком. Прикрепите к нашему плакату.

2 группа, покажите, насекомых, которых мы можем увидеть на опушке.

Мы узнали, что рядом с колокольчиком…..

3группа, покажите птиц и животных, которые встречаются на опушке

— Посмотрите на наш плакат. Что же мы видим теперь?

— Что у нас получилось?

— Какие растения увидели на опушке леса?

— Каких животных?

— Как одним словом можно назвать бабочек, шмелей, пчёл и кузнечиков?

— Относится ли паук к виду насекомых? Возле нашего колокольчика оказалось много разных растений, насекомых, птиц и зверей, а чего ещё не хватает?

— Какие ещё условия необходимы для жизни растений?

— Что называют окружающей средой?

В этом удивительном окружении живём и мы с вами ребята.

— Но мы должны ещё знать и помнить, что…

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

— О чём мы должны помнить?

Соберите в конвертах у вас лежат разрезные знаки, и расскажите нам о знаках, которые у вас получились.

Показываю знаки и комментирую.

Если я сорву цветок,Если ты сорвёшь цветок,Если все: и я, и ты,Если мы сорвём цветы –Опустеют все поляныИ не будет красоты!

Не рвите цветы

— Вам понравилось работать в группах?

— Мне было приятно, что сегодня вы показали свои отличные знания, умение работать вместе. Я верю, что полученные знания вам пригодятся в жизни. Возьмите эмоцию, которая отражает ваше настроение на уроке. Прикрепите её к доске.

Урок закончен. До свидания!

— ответы детей.

— Да. Это день недели.

— Всё, что окружает живые существа, среди чего они живут.

Солнце, воздух, вода, пища.

— На лесной опушке.

— Поразмышлять, прочитать…

-Солнце, воздух, вода.

— Корень укреплён в верхнем слое земли – почве.

— Воздух, солнце, почва, вода.

— Растения, животные, насекомые, птицы, бабочек, кузнечиков, жуков, шмелей, пчёл…

— Можем отгадать загадки, подобрать иллюстрации

-Да.

— Работая в группе.

Трава

Иван-чай

Ромашка

Дуб

Кислица

Орешник

Берёзки

Кузнечик

Стрекоза

Комар

Жучок

Бабочка

Муравей

Пчела

Заяц

Сова

Дятел

Лось

Сорока

Ёжик

Ворона

крот

— Иван-чай, ромашка, кислица, орешник, дуб, берёза.

— Кузнечик, стрекоза, комар, жучок, бабочка, муравьи, пчела.

— Заяц, сова, дятел, сорока, лось, ёжик.

— Много друзей у нашего колокольчика…

— Лесная опушка, среда обитания колокольчика.

— Деревья, травы, кустарники.

-Лось, ёжик, заяц, кузнечики, …

— Насекомые

-Солнце, воздух, вода, почва.

Всё, что окружает живые существа, среди чего они живут.

— Не разорять птичьи гнёзда.

— В лесу стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытоптать траву и почву.

— Не шуми в лесу.

— Не оставляй мусор.

— Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

— Не ломай ветки деревьев и кустарников.

-.

— Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

— не разоряй муравейники.

— Не рви цветы. Находясь на природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.