Урок окружающего мира 2 класс Река и ее части

Конспект урока по окружающему миру

2 класс

Тема: Река и ее части

Цели урока:

формировать понятия пресная вода, река, исток, приток, устье, русло,

развивать экологическое мышление

продолжить формирование умения извлекать информацию из разных источников

Оборудование:

учебник

рабочая тетрадь

план опорного конспекта

ноутбук

проектор

экран

Ход урока

Начнем мы сегодня с проверки домашнего задания. Дома вы проводили опыт по добыванию соли. Поделитесь, как прошла ваша работа, что понравилось, что вызвало затруднения, что удивило.

Ответы детей

— Можно ли пить морскую воду? Почему?

-Где ее можно встретить в природе?

Знания, которые вы получили, проводя опыт, помогут вам сегодня на уроке..

Слайд 1 (фото водоемов)

Вы видите на слайде изображения различных водоемов. Как вы думаете, что здесь лишнее?

Почему море?

Как можно назвать все оставшиеся водоемы одним словом?

Как вы понимаете слово «пресный»? Давайте уточним значение этого слова по словарю в конце нашего учебника.

Пресная вода содержит не более 1 грамма солей в одном литре, а в морской воде – 35 г различных солей на литр(то есть столовая ложка, как в опыте)

Пресные водоемы станут нашей темой на несколько ближайших уроков. Давайте запишем тему в свой опорный конспект.

Что бы вам хотелось узнать о пресных водоемах? Сейчас мы определили цели, над которыми будем работать.

Итак, какие же бывают пресные водоемы? Посмотрите еще раз на слайд, он вам поможет. Заполним схему в своем конспекте.

(Болото, озеро, река, пруд, ручей)

Слайд 2 (карта области)

Сейчас вы услышите шум одного из пресных водоемов, догадайтесь, чей он? Правильно, это река. И именно о ней мы будем говорить сегодня более подробно.

А какие реки вы знаете? Запишем их названия в конспект.

В нашей области тоже протекает много рек. Какие? А кто может показать их на карте?. Мы знаем, что есть специальные правила, как нужно показывать объекты на карте. Как, например, нужно показать материк? Есть специальные правила и для показа реки. Их мы сегодня должны будем узнать.

Физминутка

Слайд 3 (части реки)

А чем похожи все реки? У каждой из них есть одинаковые части. Чтобы узнать, какие, вы поработаете с учебником, стр. 10. Прочитав текст, вы заполните схему в своем конспекте. Завершив работу, свертесь со своим соседом по парте, все ли у вас совпадает.

Проверьте теперь, так ли выполнена ваша работа, как на моем слайде. У кого так? Были ли разногласия в ваших парах?

Этот небольшой текст содержит очень много новой для вас и очень важной информации. Давайте посмотрим, как хорошо вы ее запомнили.

Что такое река?

Что такое русло?

Исток?

В учебнике не всегда дается точное определение, которое легко понять и уложить в своей голове. Давайте поработаем над этим очень важным умением – давать определение важным терминам.

Прочитайте, что говорится в учебнике о понятиях «исток» и «устье». Выделим в них самое главное. Сформулируем и запишем объяснение каждого термина понятно для себя.

( Исток: оставим только главное «начало реки» Устье –поменяем местами, заменим «море, озеро, другую реку» одним словом «водоем»

Как же вы думаете, надо показывать реку на карте? Откуда начинать? Почему?

*А как узнать, где у реки левый берег, а где правый? Потренируемся и заодно отдохнем.

(Игра «Живая река» Кто на каком берегу стоит)

* Работа в печатной тетради стр. 6 №6, 7

Мы узнали сегодня много нового, но, я уверена, у вас остались еще вопросы Какие?

Запишите в свой опорный конспект несколько из них. Дома постарайтесь найти на них ответ. (Где вы можете получить информацию?)

А теперь попробуйте оценить свою работу на уроке. На первой шкале отметьте свою самостоятельность на уроке. всегда ли вы понимали, что нужно делать, или вам было необходима помощь. На второй — свою активность, а на третьей – свое настроение на урок. Кто хочет пояснить свою оценку?

Спасибо вам за урок. Напоминаю ваше домашнее задание – найти ответы на вопросы, записанные на ваших листах.