Урок окружающего мира 2 класс Тема Азия

Урок окружающего мира во 2-ом классе

(Образовательная система «Школа 2100»)

Тема: «Азия»

Умняшкина Галина Ивановна

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №16»

Урок окружающего мира во 2-м классе

( Образовательная система «Школа 2100»)

Тема урока «Азия» ( учебник «Наша планета Земля», часть 3.

Цели урока.

1-ая линия развития – знакомство с целостной картиной мира.

1.Познакомить учащихся с важнейшими странами Азии, населяющими их людьми и их достижениями. Найти родину окружающих нас предметов, героев произведений.

2.Научить использовать карты для получения информации.

2-ая лиия развития — уметь определять свое отношение к миру; уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

Требования к уровню усвоения материала.

Минимум: к концу 2-го класса учащиеся должны называть и показывать на карте крупнейшие азиатские страны: Китай, Японию, Индию.

Минимакс: называть героев сказок, главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей перечисленных стран.

Максимум: различать флаги этих государств и узнавать по их очертаниям на карте, уметь находить их место на контурной карте.

Организация урока: группы по 5-6 человек, фронтальная работа.

Приемы проблемно-диалогической технологии: постановка проблемы, актуализация знаний, совместное «открытие» новых знаний, самостоятельное применение знаний, подведение итога урока.

Оборудование: карта полушарий, физическая и политическая карты Азии, предметы азиатского происхождения (бумага, компас, шахматы, зеркало, сахар, перец, шелковая хлопчатобумажная ткань), предметы и продукты, произведенные в странах Азии, иллюстрированные альбомы с видами Азии, флаги разных стран, карточки с изображением предметов из разных частей света из комплекта « Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса»; карточки с названиями изучаемых стран, их столиц, изображение флагов данных стран, отрывки видеофильмов о Китае, Индии, раздаточный материал («Природа Азии»), карточки для проверки домашнего задания «Угадай европейскую страну», микрофон.

Ход урока.

Организационный момент.

-Ребята, проверьте, все ли вас готово к уроку окружающего мира. Давайте пожелаем друг другу удачи.

2 Постановка проблемы и актуализация знаний (работа в группах).

Учитель показывает детям поднос с предметами азиатского происхождения.

— Назовите предметы, которые вы видите на подносе (Зеркало, сахар…)

— Что объединяет все эти предметы? (Мы пока не знаем.)

— Чему будет посвящена тема нашего урока? (Мы думаем, что поиску родины этих предметов.)

-Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в путешествие по Азии. Путешествовать мы будем не самолетом, не поездом и не пешком. Мы посетим эту часть света с помощью географических карт.

-Чтобы не заблудиться, мы должны подготовиться к путешествию. По какой части света мы путешествовали на прошлом уроке? (По Европе.)

— Проверку домашнего задания проведем необычно, в форме пресс-конференции туристической фирмы. Мы заранее выбрали ребят – сотрудников турфирмы, которые ответят на интересующие вас вопросы о европейских странах.

В классе создается обстановка зала для пресс конференций: перед доской ставится стол с флагами Франции, Италии, Германии, Великобритании – место для сотрудников турфирмы, учащиеся-журналисты задают вопросы в микрофон.

-Сотрудники турфирмы могут занять свои места. Остальные ребята- журналисты. Вы получили задание отгадать название страны, о которой будете спрашивать.

Ученики выполняют задание:

Найдите лишнее слово и напишите название страны, о которой идет речь.

Вариант 1. Шарль Перро, Эйфелева башня, англичане, Париж. Страна — … (Франция.)

Вариант 2. Итальянцы, немцы, Берлин, бременские музыканты. Страна — …(Германия.)

Вариант 3. Биг Бен, французы, остров, Лондон. Страна — …(Великобритания.)

Вариант 4. Джанни Родари, Париж, Рим, полуостров. Страна — … (Италия.)

-Журналисты, правильно выполнившие задание, могут обратиться с вопросами к сотрудникам турфирмы. Образец вопроса: Здравствуйте! Я журналист газеты «Вечерний Саранск». Расскажите, пожалуйста, о Франции.

3. Фронтальный опрос.

— В каком тепловом поясе находится Европа? (Север – в холодном, основная часть – в умеренном.)

— Где проходит граница между умеренным и жарким тепловыми поясами?(Граница проходит по северному тропику; другой вариант ответа – по территории Африки).

— В каких природных зонах не растут деревья? (В тундре, степи и пустыне).

3. Совместное «открытие» знаний.

— Сегодня мы отправляемся в путешествие по маршруту отважного путешественника Марко Поло.

Учитель показывает маршрут на физической карте Евразии. Ученики следят по карте в учебнике маршрут Марко Поло до Аравийского полуострова.. ( На доске появляется карта Аравийского полуострова)

— Какой рельеф Аравийского полуострова? ( Там много гор, но есть и равнины.)

— Давайте вместе заполним таблицу «Природа Аравийского полуострова», используя физическую карту и карту природных зон и животного мира.

Учитель заполняет таблицу на доске, ученики – на индивидуальных листах.

— Расскажите по таблице о природе Аравийского полуострова.

Тепловой пояс

жаркий

Природная зона

пустынь

Климат

жаркий

Животный мир

верблюд

Народ

арабы

Главное богатство

нефть

— Проверьте по учебнику, правильно ли вы составили таблицу.

— После долгого и трудного пути Марко Поло попал в Китай. Найдите Китай на политической карте мира и назовите столицу этой страны

На доску появляется — «Страна: Китай. Столица: Пекин».

— Расскажите о рельефе Китая, пользуясь физической картой Евразии. (На западе Китая расположены огромные горы, на востоке – равнины.)

— Заполните самостоятельно таблицу «Природа Китая».

Ребята заполняют таблицу, рассматривая физическую карту и карту природных зон и животного и мира.

— Расскажите по таблице о природе Китая.

(Китай расположен в умеренном тепловом поясе. Он покрыт степями и пустынями. Климат довольно жаркий. Из животных в степях и пустынях встречаются волк, джейран, тушканчик, в областях высотной поясности – горный баран, тигр, пятнистый олень, леопард.)

— Прочитайте в учебнике о Китае. Что вы узнали нового? (В Китае живет очень много людей. Здесь изобрели бумагу, шелк, порох, зеркало, напечатали первые книги.)

-В Китае пользуются необычной для нас письменностью – иероглифами (учитель показывает образец).

Просмотр видеофильма о Китае.

— Марко Поло долго жил в Китае, но пришла пора возвращаться домой. На обратном пути он увидел еще одну страну.

— Найдите Индию на политической карте мира и назовите ее столицу.

На доске появляется «Страна: Индия. Столица: Дели»

— Расскажите о рельефе Индии, пользуясь физической картой Евразии. (В Индии много равнин.)

— Заполните самостоятельно таблицу «Природа Индии».

Ребята заполняют таблицу, рассматривая физическую карту и карту природных зон и животного мира.

— Расскажите по таблице о природе Индии. (Индия расположена в жарком тепловом поясе. Она покрыта саваннами. Климат здесь жаркий. Из животных встречаются индийский слон, тигр , обезьяны…)

— Прочитайте в учебнике об Индии. Что нового вы узнали? (Индийцы изобрели запись цифр, которыми мы пользуемся, шахматы. Стали делать сахар и ткани.)

Что необычного вы узнали о традициях в Индии? (Коров там считают священными животными.)

— Найдите среди иллюстраций в учебнике большое белое здание. Как оно называется? ( Тадж Махал. Это мавзолей – величественное сооружение над могилой почитаемого человека.)

Просмотр видеофильма об Индии.

4. Самостоятельное применение знаний.

— Посмотрите еще раз на предметы, которые я вам показывала в начале урока. Что их объединяет?(Все предметы родом из Азии.)

— Расскажите, из какой страны привезен каждый предмет. (Зеркало, бумага и книга – из Китая, шелк, хлопок и шахматы – из Индии.)

— Дома вы самостоятельно изучите материал в учебнике о Японии и заполните таблицу.

5. Итог работы.

— Что нового вы узнали?

— Как вы это узнали, что вам помогло? ( Нам помогли карты. Они позволяют путешествовать, не выходя из класса.)

-Где пригодятся эти знания?

— Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

— Как работал ты?

Дети отвечают на вопросы.