Урок окружающего мира 2 класс Тема Грибы-особое царство природы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

Выполнила: Лопарева Елена Алексеевна

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Цель урока: сформировать у школьников представление о грибах как

особом царстве живой природы.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 2 класс (1-4), 2-я часть

(автор Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков);

микроскоп;

демонстрационный материал: макеты грибов,

упаковка таблеток пенициллина;

заплесневевшие продукты (хлеб, картошка, апельсин);

таблички с надписями;

презентация «Грибы»;

Ход урока

I Организационный момент

Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Поэтому будьте очень внимательны, иначе ненадолго и заблудишься!

II Повторение пройденного материала

— Что такое лес? Что вы о нем знаете? (Лес-это природное сообщество. Растения в нем располагаются ярусами. Их может быть несколько: 1-й ярус – высокие деревья; 2-й ярус – деревья пониже; нижние ярусы: 3-й ярус – кустарники, 4-й – травы, 5-й – мхи, грибы.)

— Какое значение имеет лес в природе? (ответы детей)

— А какую роль он играет в жизни человека? (ответы детей)

Итак, мы отправляемся в лес на природу.

— Кстати, давайте вспомним, что такое природа? (Природа-это то, что нас окружает, но не создано руками человека.)

-Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

На доске появляется схема:

ПРИРОДА

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

— Какие признаки живого нам известны? (Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает.)

— Сейчас я проверю, как хорошо вы различаете живую и неживую природу.

Игра «Кто внимательный?», если речь идет о живой природе, дети хлопают в ладоши. Например: небо, камень, дерево, солнце…

— Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир животных и мир растений.)

На доске схема дополняется:

ПРИРОДА

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

III Изучение нового материала

Сегодня во время лесной прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса. Что там находится?

Отгадайте загадку и скажите, о чем пойдет речь сегодня на уроке:

Землю пробуравил, корешок оставил.

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся.

(Это гриб. Речь пойдет о грибах.)

-Как вы догадались? (У гриба есть шапочка-шляпка.)

Верно. Итак, сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

— Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

(опята, подберезовики, сыроежки.)

Я вижу, что вы вполне готовы к работе и готовы записать тему урока.

На доске появляется карточка «Грибы».

— Как вы думаете, грибы — это живая или неживая природа? (живая)

— Почему? (Грибы появляются (рождаются), растут, умирают…)

-А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений)

— Почему? (Они растут на земле.)

— А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плоды).

— Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток.)

А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют».

— В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет.)

— А к миру животных? (Тоже нет).

— Так что же такое – грибы? (Наверное, это особый мир природы: ни растения, ни животные.)

Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. (Дополняем схему на доске).

— А какая часть гриба упоминалась в загадке? (Шляпка)

— Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными. (На доску вывешивается рисунок о внешнем строении гриба.)

— Рассмотрите рисунок, что вы можете сказать о внешнем строении гриба?

(Одна часть грибов находится под землей, другая – над землей.)

— Как их можно назвать? (Надземная и подземная)

— Из чего состоит надземная часть? (Из ножки и шляпки)

— Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба?

(Наверное шляпка)

В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А в месте ножка и шляпка, т.е. надземная часть, имеют название «плодовое тело». (Дополняем схему на доске.)

— А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба? Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину.)

— Какое бы вы дали название? (Ответы детей)

А на самом деле подземная часть гриба называется «грибница».

Термины «плодовое тело», «грибница» выписываются на доске.

— Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему? (Грибница важнее, чем плодовое тело.)

— Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете¸ почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.)

Из каких частей состоит гриб мы выяснили, повторим их названия.

— А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы? (Высказывания детей).

Давайте рассмотрим все возможные способы. Способ первый: мы будем рвать, тянуть гриб из земли?

— Объясните, что произойдет? (Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо¸ так собирать нельзя)

Способ второй: грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом. Что происходит? (Грибница остается неповрежденной, новый гриб может вырасти на новом месте)

— Подходит нам этот способ? (Да)

Хотя, кроме грибницы, на месте среза остается часть плодового тела, которая испытывает на себе внешние воздействия.

— Какие? (Дождь, солнце, ветер)

— Что может произойти с этой частью и грибницей? (Может высохнуть, загнить.)

Еще один способ, третий: гриб не срезается, а выкручивается из земли (демонстрация на пособии)

— Что происходит? (Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.)

— Выберите способ, который наиболее верный.

— Итак, что же нового мы узнали о грибах? (Дети повторяют материал с опорой на иллюстрации и пособия на доске.)

На доске слова: подберезовик, подосиновик.

— Что можно сказать об этих грибах¸ исходя из их названий? (Они растут под осинами, под березами.)

Да, многие грибы растут под конкретными деревьями: например, маслята – под хвойными, белые под дубами…

— Почему так происходит? (Дети предлагают свои версии.)

Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагай и минеральными веществами. Вот как важна грибница!

А сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, апельсин, покрытые плесенью.)

— Что это? (Плесень)

А я называю плесень грибами. Рассмотрите плесень под микроскопом, на рисунке в учебнике и докажите, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб)

— Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы.)

— Можно назвать ее грибом? (Да)

— А чего нет у плесени? (Шляпки.)

— Можно в таком случае назвать ее шляпочным грибом? (нет)

— А как бы вы назвали этот гриб? (Ответы детей)

Этот вид грибов называется «плесневые». Знали вы об этом?

— А как вы думаете, какое значение имеют грибы в природе? (Они питают деревья (грибница), служат кормом для животных (плодовое тело).)

А кроме того, некоторые грибы являются лекарством для животных, например, лоси могут лечиться мухоморами.

— А как человек использует грибы? (В пищу)

— Все ли грибы можно использовать в пищу? (Нет)

— Почему? (Среди них бывают несъедобные и ядовитые грибы, которыми человек может отравиться.)

Схема на доске приобретает вид:

ПРИРОДА

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ГРИБЫ

ШЛЯПОЧНЫЕ ПЛЕСНЕВЫЕ

СЪЕДОБНЫЕ НЕСЪЕДОБНЫЕ ЯДОВИТЫЕ

Откройте учебник, прочитайте текст, выделите информацию, которую надо запомнить.

Отравление ядовитыми грибами может привести к смерти, поэтому при сборе грибов надо быть очень внимательными и брать только те грибы, которые вам известны, а незнакомые грибы лучше не трогать.

— Скажите, а плесневые грибы человек как-нибудь использует, приносят они ему пользу? (Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся)

Слышали такое слово – «антибиотики»? а «пенициллин»? Это лекарство, как раз изготавливают из плесневых грибов. (Учитель демонстрирует упаковки таблеток.)

Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах! Существует даже целая наука¸ посвященная их изучению. Она называется «микология».

На доске: микология, микос – гриб, логос – наука.

— Как можно перевести слово «микология» с латыни? (Наука о грибах.)

(Дети записывают определение слова «микология» в тетрадь: «Микология – наука о грибах.»)

Домашнее задание

Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать почти настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику и нарисуйте гриб (плодовое тело и грибницу).