Урок окружающего мира 2 класс Умеем ли мы дружить Толерантность

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА,

ПРОВЕДЁННОГО ВО 2 КЛАССЕ

В РАМКАХ НЕДЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Тема: Умеем ли мы дружить. Толерантность.

Учитель: Громова Е.М.

Санкт-Петербург

2013

Урок окружающего мира. 2 класс. «Начальная школа 21 века».

Тема урока: Умеем ли мы дружить.

Цели:

— расширять сущность понятия «дружба», «толерантность».

— показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль

играют друзья в нашей жизни,

— продолжать работу по воспитанию толерантности и инклюзивной культуры

учащихся;

— содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование: презентация для ИД;

кроссворды; карточки с разрезными картинками; карточки с задачами;

видеофрагменты из м /ф «Цветик – семицветик»;

аудиозапись В. Шаинский «Когда мои друзья со мной»

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

программные средства Microsoft PowerPoint, Microsoft Word; Windows

Media(TM), Easy Tearch.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Объявление темы урока. Эмоциональный настрой.

Ребята, посмотрите на доску.

Здесь написаны пословицы, которые рассыпались.

Давайте их составим.

«Друг за друга стой — выиграешь бой».

«С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде».

«Без друга на душе вьюга».

« Человек без друзей, что дерево без корней»

Какая тема объединяет эти пословицы?

Какой будет тема нашего урока?

Итак, сегодня мы поговорим о дружбе, выясним, умеем ли мы дружить;

определим, какими качествами должен обладать настоящий друг. А ещё вспомнит такое замечательное слово, как толерантность.

Скажите, а умеете ли вы дружить? Давайте выясним это.

3. Работа над понятием «дружба».

Скажите, что такое дружба? Какими словами вы можете ее охарактеризовать?

Д — доверие, доброта.

Р — радость.

У — улыбка, уважение.

Ж — желание помочь.

Б — бескорыстие, близость, братство, богатство души.

А — альтруизм

Словарная работа: ( Альтруизм – это умение чувствовать боль другого человека, печалиться его печалям и радоваться его радостям, способность бескорыстно жертвовать собственными интересами в пользу интересов другого человека, помощь от души, а не за вознаграждение…)

Давайте обобщим, дадим определение дружбе.

Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности,

общности интересов.

Дружить можно со всеми и с кем то одним.

Дружить можно и в классе и во дворе. Но друзья — это не только ваши сверстники. Друг — это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.

Друг — это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Ведь недаром одна из пословиц гласит: Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Чтение и анализ ситуаций.

А теперь, я предлагаю вам поработать консультантами.

Обсудите в парах следующие ситуации, подумайте, как лучше поступить в каждой из них.

Учебник, стр. 96-97.

Правила дружбы.

Как думаете, а существуют ли правила дружбы?

Давайте постараемся выработать свои правила дружбы. Работать будем в парах

Каждая пара получает набор правил. Выберете те, которые можно считать правилами дружбы. Вы можете добавить свои, для этого у вас есть розовые бланки и маркеры.

Презентуйте свои идей.

Обобщите, какими должны быть дружеские отношения?

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что то плохое.

5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

6. Не обманывай друга.

7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

Молодцы! Вы сумели выработать самые настоящие правила дружбы.

Видно, что вы умеете дружить. После урока мы их оформим и повесим в классном уголке, чтобы вы их не забывали, а обращались при необходимости.

6. Викторина.

Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены произведения, для кого-то знакомые в большей степени, для кого-то — в меньшей.

В свободное время вы можете прочитать любую из этих книг.

А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях».

• Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили — не тужили… Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)

Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)

Когда Лев Толстой написал басню «Два товарища», в ней были слова: «Ну что, — говорит, — Медведь тебе на ухо говорил?» Как вы думаете, что ответил товарищ? (Плохи те люди, которые в опасности от своих друзей убегают.)

Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)

Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство — малиновое варенье)

Виктор Драгунский написал много смешных рассказов про друзей — Дениску Кораблева и Мишку Слонова. Однажды эти друзья и их одноклассники решили «помочь» персонажам фильма победить в бою. Что это была за помощь? Чем закончился рассказ? (Дети стреляли из рогаток, пистолетов по экрану в кинотеатре, а в школе сдали оружие директору)

У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон)

Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)

7. Просмотр фрагмента их м/ф «Цветик-семицветик».

8. Повторение понятия «толерантность».

Какое качество проявила девочка Женя в своём последнем желании?

Это сказка, а в жизни ведь бывает и так, что мы не в силах помочь людям, которые болеют, людям, которые не похожи на нас.

В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому, что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе.

Есть такое понятие как толерантность. Вспомните, что какие слова связаны с этим словом? ( ромашка )

Быть толерантным – означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность.

1.   Саша плохо одет…

Это неважно.

Ты подсмеиваешься над ним.

2.   Пожилая женщина медленно идет.

Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать.

Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

3.   На твоих глазах на кого-то нападают.

Ты пытаешься защитить его.

Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

— Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.

9. Рефлексия. Создание своего цветика-семицветика. Оценивание работ.

Попробуйте создать свой цветик-семицветик и написать на нём слова, которые ближе всего вам.

10. Орг. конец урока.

Исполнение песни М. Пляцковского «Настоящий друг».