Урок окружающего мира 2 класс УМК Начальная школа 21 века

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №131» города Барнаула

Конспект урока окружающего мира

на тему:

«Что такое семья»

2 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Выполнила: учитель начальных классов

МБОУ «Гимназии №131»

Гладышева Елена Анатольевна

2013 г.

Предмет: окружающий мир

Класс: 2

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесный, проблемный, практический, наглядный.

Технологическая карта урока

Тема урока

Вместе дружная семья

Цель урока

Задачи

Для учителя

Для учащихся

— обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.

Образовательные: формировать представление детей о семье, совершенствовать умение правильно называть членов семьи.

Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, навыкам создания презентаций учащихся по теме урока, творческие способности учащихся, навыки работы в паре, умение ставить вопросы, находить нужную информацию.

Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через пословицы; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах, внимательное и заботливое отношение к близким людям.

— определяют проблему урока, по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое.

Образовательные: знакомятся с понятием «семья» в Интернете, правильно называют всех членов семьи, опираясь на свой жизненный опыт.

Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать, представлять информацию в виде презентаций.

Воспитательные: проявляют интерес к предмету через пословицыв соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы); следуют чувствам любви и уважения к близким людям.

УУД

Личностные:

Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других членов семьи.

Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Формировать ЗОЖ.

Регулятивные:

Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.

Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.

Коммуникативные:

Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Создать условия для совместного решения учебной задачи.

Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

Развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать.

Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.

Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание.

Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике.

Способствовать высказыванию детьми своего мнения.

Способствовать оцениванию своей деятельности на уроке.

Развивать умение работать с разными видами информации.

Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Технологии

Здоровье сберегающие, проблемного и игрового обучения

Основные термины и понятия

Семья, члены семьи, дом, «поколение», «домочадцы»

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Рассказывают о семье, домашнем хозяйстве.

Приводят примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных.

Находят с помощью старших членов семьи нужную информацию в семейном архиве.

Ориентируются в своей системе знаний.

Личностные: осознают понятие «семья», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких.

Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывают своё предположение.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование:

— учебник “Окружающий мир. 2 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),

— ноутбук (для учителя);

проектор;

— презентация Microsoft Power Point.

Межпредметные связи

Окружающий мир + Литературное чтение + Русский язык + Математика +ИЗО

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, в парах.

Характеристика этапов урока

Технология проведения

Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

(Сокращения:

ЛУУД – личностные;

РУУД – регулятивные;

КУУД — коммуникативные;

ПУУД – познавательные)

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности учеников

1.Мотивация к учебной деятельности

Цели:

— актуализирует

требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Слайд 1.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель:

1.Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.

2.Мотивировать предстоящей деятельности на уроке.

Слайд 2.

3. Постановка учебной задачи

Цель:

1.Определить тему и цель урока.

2.Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.— Мы урок наш начинаем,

На столе мы проверяем:

Всё ль в порядке?

Всё ль на месте?

И урок начнём мы вместе.

(Звучит песня в исполнении Ю. Антонова “Под крышей дома твоего»)

— Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение, дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки, пожелайте удачи в получении знаний.

– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Как вы понимаете пословицу  «И стены в доме помогают».

Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом -это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг. Давайте вместе подумаем, как ёще можно назвать дом.– А изначально дом – жилище, изба. В древне – русском языке слово «истба» означало «баня – теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома – «тепло») Чтобы всем в доме было тепло, что для этого необходимо?

Кто будет жить в нем, вы узнаете, отгадав ребус.

На доске появляется

– Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке?

— Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны?

— Кто знает, почему именно 7, а не

5или 6?

— Какие знаете выражения, где используется цифра 7?

— Как вы считаете, только у людей бывают семьи?

— Из кого состоит их семья?

— В чём сходство и различие семей людей и животных?

— Мы начинаем изучать раздел «Кто живет рядом с тобой» и поговорим сегодня о семье.

О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

— Итак, что же такое семья? Какие мысли вас посетили?

— Из какого источника можно узнать значение слова «семья»?

— Кто желает поработать с ноутбуком и найти значение слова?

— Какое значение слова «семья» подходит для нас и почему?

– А как же появилось слово семья? Об этом нам расскажет стихотворение.

– А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?– До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве.

Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.

Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.

Просматривают слайд, сравнивают слова и делают вывод:

Чтобы всем в доме было тепло, для этого необходимо, чтобы в доме была доброта и уют.

Тема урока – «Семья».

7 и Я

Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7.

7 чудес света. На 7-ом небе…

Нет, ещё и у животных.

Из самца, самки и детёнышей.

Высказывают свои мысли.

Что такое семья?

Что объединяет членов семьи?

Чем семья отличается от другой группы людей?

Как называют членов семьи?

Как называют людей одного возраста?

Дети высказывают свои мысли.

Рассуждают.

Из толкового словаря, из сети Интернет…

Желающий ученик выполняет задание, читает значение слова из словаря Ожегова.

Семья —  HYPERLINK «http://tolkslovar.ru/o2517.html» \o «Объединение — союзблокассоциацияфедерациякоалицияорганизацияобщество…» объединение людей, сплоченных общими интересами.

Семья — HYPERLINK «http://tolkslovar.ru/g5875.html» \o «Группа — (от нем. Gruppe) — понятие современной математики. Возникло израссмотр…» группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей.

Семья — HYPERLINK «http://tolkslovar.ru/g5875.html» \o «Группа — англ. group несколько компаний, фирм находящихся во владении или под о…» группа живущих  HYPERLINK «http://tolkslovar.ru/v4246.html» \o «Вместе — совместносообщавкупе…» вместе близких родственников.

Из словаря Ушакова:

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Ученики выбирают значения слова и доказывают.

Ученик читает стихотворение.

Когда появилось слово семья?Когда-то о нём не слыхала Земля –Но Еве сказал перед свадьбой Адам:– Сейчас я тебе семь вопросов задам:– Кто деток родит мне, богиня моя?Ева тихонько ответила: «Я»– Кто их воспитает, царица моя?Ева покорно ответила: «Я»– Кто есть приготовит, о радость моя?Ева всё также ответила: «Я»– Кто платье сошьёт, постирает бельё,Меня приласкает, украсит жильё?«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,Сказала она знаменитых семь «Я»Вот так на Земле появилась семья.

Выслушиваются ответы детей.

ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.

РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

4. Решение

учебной задачи

Цель:

1.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.

Слайд 6.

— Каких членов семьи вы знаете?

— Кто является вашими родителями?

— Кто из вас знает, почему маму и папу называют именно так, а не по имени, например?

Считается, что слово МАМА относится к той группе слов, которые появились еще до возникновения у людей членораздельной речи.

-Из скольких слогов состоит слово мама? Дайте характеристику этому слову.

Слог «ма» — самый простой из того, что может выговорить младенец. И слово МАМА произошло, как предполагают, из повторения этого слога. Ведь мама была главным человеком в жизни малыша в первобытные времена, он проводил с ней всё время, пока папа охотился и защищал семью от врагов.

— Что же означает слово папа? Я предлагаю вам пообщаться дома со своими родителями и на следующем уроке высказать ваши мнения.

— Кто ещё есть в вашей семье, помимо мамы и папы?

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Что их еще может объединять?

Дети перечисляют.

Мама и папа.

Выслушиваются ответы детей.

Слово состоит из двух слогов, т. к. в нем 2 гласные. Первый слог состоит из слияния двух звуков: твёрдого, непарного согласного [м] с гласной [а], а второй слог повторяет первый. Ударение падает на первый слог, на гласную а.

Определяют проблему – необходимо узнать значение слова для достижения цели.

Бабуши и дедушки, брат или сестра.

Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.

(У каждого лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют)

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание.

ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.

РУУД: учится ставить проблему.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье.

5. Физминутка

— давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку «Медведица с медвежатами»

Дети выполняют движения.

ЛУУД: формирует ЗОЖ

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Слайд 7.

— Как называют членов семьи?

(поиск слов на страницах учебника с 64)

Кого назовём домочадцами? В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»? – А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?

– Какая семья называется многодетной?

– Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это?

— Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям, но каждая семья хочет быть счастливой.

— Что нужно для хорошей дружной семьи?

— Когда семья будет жить счастливо?

А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…”

У кого есть старший брат.

У кого есть младшая сестра.

У кого бабушка и дедушка.

У кого дальние родственники живут на “материке”.

У кого есть сын или дочь.

Дети высказывают своё мнение.

В старину членов семьи называли «домочадцами».

1 ученик зачитывает.

Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений.

В которой 3 и больше детей.

Это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры.

Дети высказывают своё мнение.

Дети внимательно слушают учителя и встают. (игра на внимание)

ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания.

7. Физминутка

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,Этот пальчик – бабушка,Этот пальчик – папа,Этот пальчик – мама,Этот пальчик – я.Вместе дружная семья.

Выполняют движения пальчиками.

ЛУУД: формирует ЗОЖ

8. Формирование практических умений и навыков

Цели:

организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

– У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

– Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя.

– Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям. – А может ли человек жить один и называть себя семьей?- Чем семья отличается от группы людей? Прочитайте об этом на стр. 66-67 учебника.

В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.

Игра « Кто кому кто?»

– Алина, ты кто для мамы? – Женя, кто называет тебя сыном? – Максим, ты кто для бабушки? – Катя, у папы есть мама. Кто она тебе? – Миша, у мамы есть сестра. Кто она тебе? – Злата, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе?

– Теперь послушайте одну легенду.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.– Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ.

— Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

– А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие?

О семье составлено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.

Сейчас вам надо закончить пословицу.

Семья – это то, что мы делим на всех,Всем понемножку: и слезы и смех,Взлет и падение, радость, печаль,Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей? У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности. – Каковы ваши обязанности в семье? – Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно.

А для этого давайте прочитаем правила на листочках, которые лежат у вас на партах, и будем по ним жить.Ученик читает стихотворение:

Что имя? Звук, оброненный случайно,В котором нет ни смысла, ни значенья?Конечно, нет! И в именах есть тайна.И таинство есть имянареченье.

Дети рассказывают о значении своих имён.

— Дочь

— Папа

— Внук

— Бабушка

— Тётя

— Двоюродные братья и сёстры.

На листе было написано слово «понимание».

Высказывания детей.

Дети высказывают своё мнение.

Семья крепка (ладом).

Вся семья вместе, так и душа на (месте).

Зачем клад, коли в семье (лад).

Русский человек без родни не (живет).

Мы будем: (Слайд 12)

Называть друг друга по именам.

Защищать наших друзей, если их обижают.

Помогать им в беде.

Помогать им в учебе.

Мы не будем: (Слайд 13)

Грубить друг другу.

Пускать в ход кулаки.

Говорить друзьям обидные слова.

ПУУД: осмысление понятий, связанных с темой «семья», осознание своей роли в семье.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: формулирует вывод

9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

— вспоминает содержание основных этапов урока;

оценивает

собственную учебную деятельность.

— За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?– Что же такое семья? – Чем для вас является семья? – Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остается свободное время для любимого занятия. А во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите своих близких, любите свои семьи.

Звучит песня в исполнении Л.Лещенко “Родительский дом”.

Отвечают на вопросы.

Оценивают работу за весь урок.

Определяют цель следующего урока.

РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.