Урок окружающего мира 2 класс УМК Школа России Формы земной поверхности

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ)

Предмет

Окружающий мир – изучение нового материала

Тема урока

Формы земной поверхности

Продолжительность

1 урок, 45 минут

Класс

2 класс

Технологии

Технология проблемного обучения, элементы личностно-ориентированной

и мультимедиа технологий.

Аннотация

Комбинированный урок с использованием ИКТ

Цели урока.: формировать у учащихся представление о равнинной и гористой поверхности Земли, дать понятия «холм», «овраг», «гора». «равнина»;

В ходе урока учащиеся познакомятся с различными формами земной поверхности, узнают, как образуются овраги и какими способами люди борются сих ростом. поупражняются в применении умения определять местонахождение заданного объекта по сторонам горизонта .

Использование мультимедиа на уроке помогает учащимся наглядно увидеть различные формы земной поверхности, демонстрирует пошаговое сравнение холма и горы. Мультимедиа помогает сделать урок зрелищнее, интереснее, вовлечь в работу на уроке всех учащихся

Практическая реализация

Открытый урок в рамках гимназического этапа конкурса «Лучший ИКТ-урок», 19 ноября 2009г.

Отзывы об уроке

коллег

Зверева Н.Г.., учитель начальных классов МОУ «Гимназия». Урок прошел на высоком методическом уровне, выдержаны все этапы и требования к уроку с использованием ИКТ, учитель использует компетентностный подход к обучению окружающего мира, формирует навыки самостоятельного приобретения знаний.

Гацунаева О.А.., заместитель директора по УВР, куратор начальной школы МОУ «Гимназия». Цели и задачи урока достигнуты. Учащиеся получили знания, которыми могут воспользоваться в жизненной ситуации. Учитель методически грамотно разработал структуру урока, подобрал учебный материал и использовал разнообразные формы и методы работы в соответствии с целями урока. Учащиеся работали активно. На уроке было комфортно, обучающиеся получали поддержку и похвалу со стороны учителя.

Смирнова В.И., учитель начальных классов МОУ «Гимназия». Урок интересен, компактен, насыщен материалом. Четко продуманы этапы урока: постановка и решение проблемы, задача-практикум.; много самостоятельной работы. Задания подобраны интересные, с практической направленностью. Очень импонирует форма общения учителя с учащимися: мягкая, уважительная, позволяющая детям работать с удовольствием.

Полевая Т.А.., учитель начальных классов МОУ «Гимназия». Учитель построил урок таким образом, чтобы обеспечить активность и самостоятельность учащихся, применяет разнообразные методы, приёмы и формы взаимодействия обучающихся на уроке. Ученики получили удовольствие от своей деятельности. Учитель ведет себя корректно, атмосфера на уроке доброжелательная.

Нюхина М.А.., учитель начальных классов, руководитель кафедры МОУ «Гимназия». Урок прошел на высоком методическом уровне. Наблюдается полное взаимопонимание учителя и учащихся. Достоинством данного урока считаю активное использование ИКТ, совместную деятельность учеников и учителя, использование заданий, опирающихся на личный жизненный опыт учащихся, удачное применение заданий дифференцированного обучения.

Бабкина Т.А.., учитель начальных классов МОУ «Гимназия». Достоинствами данного урока считаю использование заданий дифференцированного характера, активное использование ИКТ. Хочется отметить, что учитель на уроке добивается развёрнутого ответа на вопрос от каждого ученика, что очень важно для учащихся начальных классов. Использование ИКТ позволило сделать урок эмоционально насыщенным, живым.

Отзывы об уроке обучающихся

Очень нравятся уроки окружающего мира в компьютерном классе.

Очень интересные задания.

На уроке нескучно.

Новый материал урока поняла.

Мне понравились задачки Мудреца .

Подробный конспект урока

Тип урока

Комбинированный урок с творческим применением знаний и умений

с использованием мультимедиа технологии.

Цели урока

Формировать у учащихся представление о равнинной и гористой поверхности Земли, дать понятия «холм», «овраг», «гора». «равнина»;.

Задачи урока

Образовательная. Формировать умение определять различные формы земной поверхности, познакомить со строением холмов и гор, формировать умение ориентироваться на местности

Развивающая. Активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение.

Воспитательная. Привлечь внимание детей к тому, что на формирование рельефа оказывают влияние как внешние силы природы, так и хозяйственная деятельность человека.

Мобилизующая часть урока

Учитель. Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Слушать и запоминать.

Мы с вами продолжаем работать над темой, которая называется…..

Доска путешествия

Вы готовы отправиться в путешествиеза новыми знаниями?

Я хочу , чтобы сегодня на уроке вы как можно чаще использовали слова:

Доска

Я догадался..

Я считаю….

Хочу сказать)

Если у вас возникнет интересная мысль, догадка, идея – поделитесь с нами.

— Зачем люди отправляются в путешествие?

(за открытиями)

и вас сегодня на уроке ждут открытия.

Какие они будут – большие или маленькие – у каждого свои.

В конце урока вы поделитесь своими открытиями.

А чтобы не сбиться в пути, мы, как и на предыдущих уроках, будем работать

по маршрутному листу открытий и заполнять его по ходу урока.(приложение1)

Ход и содержание урока

Актуализация опорных знаний

Чему мы уже научились для того, чтобы отправиться в путешествие?

(находить стороны горизонта, ориентироваться в пространстве)

1 Посмотрите на доску и найдите у себя в маршрутном листе розу ветров.

Назовите и обозначьте основные стороны горизонта. Назовите и обозначьте промежуточные стороны горизонта.

Как называется умение находить стороны горизонта?

Доска

С помощью чего можно ориентироваться?

Зачем нужно уметь ориентироваться

Доска

Определите, в каком направлении от гимназии нужно пойти, чтобы попасть:

на корт В

на почту СЗ

в теплицу Ю

Отметьте, в каком направлении от гимназии находится ваш дом.

Учитель. Ребята, вы успешно справились с этой задачей.

Слайд 1.

Работа по вариантам.

Наш Мудрец тоже хочет узнать, как вы умеете определять стороны горизонта Он подготовил для вас трудные задания.

Давайте докажем ему, что эту задачу вы тоже можете решить.

Для первого варианта предлагается выполнить задание про лодки.:

Для второго варианта предлагается выполнить задание про шары.

Проверка

Молодцы. Мудрец очень доволен вашими знаниями.

Формирование новых знаний, умений и навыков..

Учитель. Итак, я вижу, что вы очень хорошо подготовились к путешествию.

Если посмотреть на поверхность нашей Земли сверху, то можно увидеть, что она не гладкая, как мяч. Почему?

— Сегодня мы познакомимся с

Слайд 2.

Формами земной поверхности

Мы отправляемся в путь вместе с этим весёлым путешественником

А в ходе путешествия мы будем заполнятьвот эту схему открытий(найти на доске и у себя)

.

Слайд 3

Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:(читаем)

Слайд 4

Итак, наш путешественник отправился в путь

Путешествуя по Земле , люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины.

Слайд 5

Посмотрите на эти фотографии и попробуйте назвать основные формы Земной поверхности.

Откройте учебник на стр.76, прочитайте 1 абзац и проверьте свои предположения

Какое открытие мы сделали? (на Земле есть горы и равнины)

Давайте заполним первые окошки в нашей схеме (1 и 2)

Слайд 5

А теперь отправимся дальше.

Угадайте, куда попал наш путешественник?

Едешь, едешь – степь да небо

Точно нет им края.

И стоит вверху над степью

Тишина немая.

Да наш путешественник оказался на равнине.

Почему она так называется?

Давайте опять обратимся к учебнику.

Прочитайте 2 абзац и найдите определение равнины

Чем отличаются эти 2 равнины?

Равнины бывают …

Слайд 6 (плоские и холмистые) схема (3 и 4)

Почему они так называются?

(плоские – имеют ровную поверхность, на холмистых есть возвышенности – холмы)

Ваня нам расскажет, как люди используют равнины.

Рассказ , подготовленный учеником заранее

(С давних времён люди селились на равнинах. На равнинах строят города,

прокладывают дороги. пасут скот, сеют хлеб. Огромные пространства

равнин заняты пустынями и тундрой.)

Слайд 7

О чём ещё вы прочитали? Что можно встретить на равнине?

(овраги) (схема 5)

Как вы думаете, что такое овраг? Как он образовался?

Послушайте историю. которую расскажут

Ира, Артём, Дима и Арина (сценка «Как возник овраг», приложение 2)

Так как же образовался овраг?

(стихотворение на слайде)

Почему же овраг – полю хлебному враг?

(уничтожают поля, разрушают дороги и дома, Размывают улицы.)

Что надо делать для борьбы с оврагами?

(подсказка на слайде)

Почему деревья помогают бороться с оврагами?

Физ. Минутка.

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели

Бабочки летали

Крыльями махали

Слайд 8

А наш путешественник отправился дальше. Угадайте, куда?

Носит бабка снежную шапку.

Каменные бока закутала в облака

Правильно, наш путешественник оказался в горах Посмотрите, как там красиво! Послушайте как описал красоту гор Н.Сладков (учебник с.79)

Что можете рассказать о горах?(высокие, снег, вершины)

Вернитесь на стр.76 и в 3 абзаце найдите определение, что такое горы.

Что ещё узнали о горах?

(одиночные и горные хребты) ( схема 6 и 7)

Покажите, где одиночная гора.,а где горный .хребет.

Слайд 9

А теперь давайте рассмотрим холм и гору Как вы думаете, это одно и то же?

Чем похожи холм и гора? ( Учебник, стр. 77)

Познакомимся с названиями частей холма и горы. Откройте рабочие тетради.

(работа в тетради)

Что такое вершина? Подошва? Склоны?

А как же узнать, где холм, а где гора? (Учебник)

В чём же отличие холма от горы (высота, горные породы)

Итог урока

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Где мы побывали?

Я думаю,что наш урок стал для вас уроком открытий.

Слайд 10

Учёный Мудрец приготовил для вас вопросы, на которые вам поможет ответить заполненный маршрутный лист..

Слайд 11

А теперь поделитесь своими открытиями

Домашнее задание

Наша планета не остаётся неизменной

Слайд 12

Это задание есть у вас в маршрутном листе .

Я хочу ,чтобы вы подумали над ним дома.

Наш урок закончен. Понравился ли он вам?

Литература

Плешаков А.А.. Мир вокруг нас 2 класс: учебник для 2 класса начальной школы.-7-е издание.-Москва: Просвещение, 2006

Плешаков А.А.. Мир вокруг нас 2 класс. Рабочая тетрадь №1: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – 4-е изд. – Москва: Просвещение, 2010.

Казакова О.В. Сбоева Н.А. и др. Поурочные разработки по курсу окружающий мир, 2 класс – 3-е изд.-М6 Вако,2005.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Спортивный

корт

почта

гимназия

Спортивный

корт

теплица

6

Горные хребты

одиночные

овраги

равнины

горы

Формы земной поверхности

холмистые

плоские

5

4

3

2

1

7

6