Урок окружающего мира 2 класс_55561

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: Строительство. Как построить новый дом?

(по курсу «Мир вокруг нас», автор А.А.Плешаков)

Цели:

— дать представления о технологии строительства городского и сельского домов;

— познакомить с видами строительной техники и строительными материалами;

— воспитывать уважительное отношение к профессии строитель.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского домов;

— использовать свои наблюдения в разных видах деятельности;

— читать текст и находить в нём нужную информацию;

— предлагать вопросы по содержанию текста.

Личностные: Создать условия для формирования положительного отношения к школе и учебной деятельности, развития интереса к учебному труду.

Метапредметные.

Регулятивные:научатся принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами.

Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и другие источники информации.

Коммуникативные: уметь высказывать своё мнение и выслушивать мнение партнёра ,работая в паре и группе, уважительно относиться к мнению собеседника.

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Окружающий мир: 2 класс, часть 1; рабочая тетрадь, 2 класс, часть 1; тесты; презентация к уроку; картинки с изображением городских и сельских домов.

Ход урока

1. Организационный момент. Учащиеся рассаживаются по группам.

Актуализация знаний.

— На прошлых уроках мы познакомились с понятием «экономика». Вспомним – что такое « экономика»? Назовите отрасли экономики.

— Объясните, как взаимосвязаны отрасли экономики? Например, транспорт и строительство?

2.Мотивация познавательной деятельности. Сообщение темы урока.

— Послушайте стихи и скажите: о какой отрасли экономики идет речь?

Мы входим в дом, а в доме томТепло, вода и свет.Красив, уютен, прочен дом.А сколько дому лет?

Пять лет назад дом возведён –И  дом, и весь квартал.Но кто построил этот дом?И как он домом стал?

— Назовите отрасль экономики.

— Предположите по открытому слову (построить) тему урока. (Ученики высказывают свои предположения).

-Итак, тема урока …..

3. Вызов. Постановка учебных задач.

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на этом уроке?

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей)

— Прочитайте задачи урока в учебнике на с.112. . — Обсудите в группах, что знаете о том, как построить новый дом.

-Заполним графу «Знаю» в таблице. Ответы детей.

-Чтобы вы еще хотели узнать по теме урока? Обсудите вопросы в группах.

Слова-помощники на доске (таблица «Вопросительные слова»).

КАК…?

КТО…?

КАКИЕ…?

КАКИМ ОБРАЗОМ…?

В КАКИХ…?

КАК СДЕЛАТЬ…?

ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ…?

-Заполним графу «Хочу узнать»

-Молодцы. Вопросами вы поставили учебные задачи. На все вопросы мы сегодня ответить не сможем, но на некоторые ответим. А где можно будет найти ответы на остальные вопросы? Назовите источники информации.

-В ходе урока мы заполним графу «Узнали».

4. Осмысление.

Кормила людей, одевала охота,Но стало в пещере им жить неохота.Там холодно было и старым, и малым,И шли на охоту за стройматериалом.

Во все времена строительство жилищ было очень важным для человека делом. И для наших предков тоже.- Кто такие предки? (Предки – древние предшественники по роду.)- А в каких домах жили наши предки?- Из чего и как они их строили, нам поможет узнать учебник тетрадь. (с. 24)- Что случило жилищем древнему человеку? (пещера, шалаш, землянка)Древние люди учились строить своё жилище у животных.На доске: землянка гнездопещера норашалаш логово

Логово – место, где обитает зверь. Землянка – крутое углубление в земле, вырытое для жилья. -Какие жилища, у каких животных «подсмотрел» человек?Соотнеси жилище человека с жилищем животного.- Какой материал использовали древние люди для строительства жилья?- Все ли слова вам понятны?

Словарная работа.

Войлок – плотный толстый материал из шерсти или синтетических волокон.

Береста – верхний слой коры берёзы.

Солома – полые стебли злаков, остающиеся после обмолота.

Тростник – водяное или болотное растение с коленчатым твёрдым стеблём.

История архитектуры прошла путь от шалаша из веток до многоэтажного дома из стекла и бетона. «Всё на свете боится времени, но время боится пирамид», — гласит поговорка. Это про пирамиды древнего Египта, сооружённые много веков назад. Огромные, высотою с сорокаэтажный дом. Не верится, что они построены человеком. Сооружения состоят из миллионов блоков, вес каждого не менее двух с половиной тонн. Египетские пирамида считаются одним из семи чудес света.- В нашей стране проживают разные народы.Как вы думаете, одинаковые ли жилища строили разные народы нашей страны? Рассмотрите на рисунках разные жилища.( на слайдах изображения хаты, юрты, чума, иглу, хижины, избы с названиями применённого материала). Ребята высказывают предположения, где они могут быть построены.

Казахи, киргизы и монголы издавна разводили овец. В поисках хорошего пастбища люди постоянно меняли место жительства, поэтому и дом им нужен особенный. Он должен легко разбираться и легко собираться. Каркас такого дома сделан из жердей, покрыт войлоком из овечьей шерсти. Называется такое жилище – юрта. Хижина – это дом в лесу. Сделана хижина из дерева, крыша покрыта большими кусками коры. В степях, где мало строительного леса, строили дома из глины, перемешанной с соломой. Такие дома называются – мазанки.  Североамериканские индейцы, жители лесов, втыкали в землю гибкие стволы деревьев, связывали их верхушки, покрывали войлоком, и получался вигвам. На Крайнем Севере, где всё покрыто снегом и льдом, эскимосы строили своё жилище из снежных кирпичей с окнами из кусков речного льда. Чтобы было тепло, внутри зажигали плошки с тюленьим жиром, покрывали пол и стены звериными шкурами. Называется такое жилище – иглу. Жителям лесов было, конечно, лучше: свой дом они строили из толстых брёвен. Между брёвнами клали мох, чтобы не выходило тепло из дома. Такие постройки надёжно защищали от морозов и зверей. В таких жилищах и сейчас неплохо живётся многим обитателям сёл и деревень, хотя иные дома построены 100 и более лет назад. Называется такой дом – изба.

-Строил свои дома человек сам. Вручную из различного подручного материала. А теперь на помощь ему пришли машины: умные, мощные, сильные.

-Откроите учебники на стр. 112, прочитайте текст. Обсудите ответ на вопрос: какие машины работают на стройке?

-Что нового узнали?

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 111. В группах обсудите: какие строительные материалы используют на стройке и для чего они служат?

-В современном строительстве используются и другие материалы: металлы. стекло, пластмассы, металлочерепица….

Но и дерево, камень используются в строительстве и сейчас. Их предпочитают люди, которые заботятся о своём здоровье.-А кто же строит дома? Назовите.

Физкультминутка.

Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения.

Как построить новый дом,Чтоб удобно было в нём? (Разводят руками.)

Чертежом проектаЗаймётся архитектор. («Чертят» в воздухе.)

К кирпичу кладёт кирпич,Ты считать устанешь.Стены дома возведётКаменщик. («Кладут кирпичи».)

Рамы, двери, подоконник – Молотком пройдётся плотник. (Стучат кулаком о кулак.)

Красить и белить пора – Приглашаем маляра! («Красят» в воздухе.)

И теперь, пожалуйста,В дом добро пожаловать! (Приглашающий жест.)

-Какие люди работают на стройке?

Человек научился строить. Он стал великим Строителем. Всё может строитель, всюду он необходим, всюду в почете.

Работа со сказками.— А сейчас мне хотелось бы вспомнить про сказки.«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — такими словами заканчиваются многие сказки. Сказки просят: « А сейчас вы, друзья, узнайте нас».

№1. Дом растаял у плутовки,

        Был построен изо льда.

Прогнала зайчишку ловко.

Ох уж, зайчику беда.

№2. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была,

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

№3. Мне не страшен серый волк,

Строил домик свой, как мог.

Так сказал один, другой,

Третий братец не такой…

Вопросы:

-Чему учат эти сказки?

(1) «Заюшкина избушка» –Нужно правильно выбирать строительный материал, чтобы жить в доме можно было и зимой и летом.

( 2) «Теремок» -Вместе всем под силу построить дом, где будет место каждому.

(3) «Три поросёнка» -_учит строителей правильно выбирать материал для дома. Строить тщательно, чтобы дом не боялся бури….

Вывод.- Даже некоторые сказки сказки учат нас строительству.

Разговор о строительных профессиях.Мы с вами выяснили, что дом должен быть прочным, крепким, пригодным для жилья и в холодную зиму, и в жаркое лето.- Кто же должен поработать, чтобы построить такой дом? Назовите строительные профессии. (Строители: маляр, плотник, плиточник, кровельщик, электрик, сантехник, штукатур, крановщик, архитектор, каменщик, бульдозерист, экскаваторщик и т.д.)- А можно ли выделить профессию, которая считается важнее всех остальных?- А с человека, какой профессии начинается строительство дома? (архитектор)Послушайте стихотворение «Архитектор».

Архитектор строит дом,Дом многоэтажный.Строит дом карандашомНа листе бумажном.Нужно всё нарисовать,Вычислить, проверить,

Все квартиры сосчитать,Лестницы и двери.Чтоб стоял он много лет,Чтобы был в квартире свет,Ванны, умывальникДля больших и маленьких. С.Баруздин Учащиеся выполняют задания № 99 и 100 в тетрадях с тестами.

5. Рефлексия.

-Систематизируем знания в виде синквейна

Тема урока – дом

Что такое дом? жилище

Какие они бывают – городские и сельские

Что знаете про дом – красив, уютен, прочен

Кто строит для человека – Человек – Великий Строитель

Игра «Верю – не верю».Я читаю высказывание. Если вы с ним согласны, то ставите плюс, а если не согласны – минус.1). Жилищем древнего человека могли быть пещера, шалаш, землянка. (+)2). Строили в старину дома из стекла, бетона, камня, металла. ( — )3). Недалеко от деревни Хохловка находится музей под открытым небом, где можно увидеть постройки, сооружённые без единого гвоздя. (+)4). Жилища разных народов отличаются формой, размером, материалом. (+)5). Шалаш и чум – жилища северных народов. ( — )6). Оказывается, сказки могут преподать урок и строителям. (+)7). Крановщик, артист, монтажник – строительные профессии. ( — )8). Архитектор проектирует городские постройки. (+)9). Современный город отличается от старинного города. (+)10). Важна ли профессия «строитель»? Почему?Обсуждение ответов учащихся.

Учащиеся отвечают на вопросы учебника на с.115 (в рамке)

Подведение итогов урока.

-Что нового узнали на уроке?

— Справились ли мы с учебными задачами, которые поставили в начале урока?

Домашнее задание:

Учебник — с. 112-115, Р. Тетрадь — №2,4 (с.72-73).

Дополнительные творческое задание (по желанию):

Сделать макет дома из любого подходящего материала и рассказать о нём.

Приложение.

КАК…?

КТО…?

КАКИЕ…?

КАКИМ ОБРАЗОМ…?

В КАКИХ…?

КАК СДЕЛАТЬ…?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

НУЖНЫ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ;

РАЗЛИЧНАЯ ТЕХНИКА;

НА СТРОЙКЕ РАБОТАЮТ СТРОИТЕЛИ

КТО РАБОТАЕТ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ДОМА?

( ПРОФЕССИИ)

КАКИЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ?

КАКИЕ МАШИНЫ ПОМОГАЮТ ЧЕЛОВЕКУ НА СТРОЙКЕ?

КАК ПОСТРОИТЬ НОВЫЙ ДОМ?

ДОМА БЫВАЮТ ИЗ РАЗЛИЧНОГО ПОДРУЧНОГО МАТЕРИАЛА;

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ ОБЛЕГЧАЮТ ТРУД РАБОЧИХ;

ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ИСПОЛЬЗУЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ;

СТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ: АРХИТЕКТОР, КАМЕНЩИК. ПЛОТНИК. ЭКСКАВАТОРЩИК. МАЛЯР, …

ПЛОЩАДКА-ФУНДАМЕНТ-СТЕНЫ-КРЫША-ПОЛ-ОТДЕЛКА

HYPERLINK «http://dp.ric.ua/index.php?cstart=65&year=2010&month=05» \t «_parent» http://dp.ric.ua/index.php?c HYPERLINK «http://www.clker.com/search/home/1» \t «_parent» http://www.clker.com/search/home/1

HYPERLINK «http://www.free-lance.ru/users/eMVe/viewproj.php?prjid=162957» \t «_parent» http://www.free-lance.ru/users/eMVe/viewproj.php?prjid=162957

HYPERLINK «http://www.sunhome.ru/cards/b96» \t «_parent» http://www.sunhome.ru/cards/b96

HYPERLINK «http://sprazdnikami.ru/den-stroitelya.html» \t «_parent» http://sprazdnikami.ru/den-stroitelya.html

HYPERLINK «http://forum.cgm.ru/bezlimitnyi_holdem_mikro_bai-inov/168296-nl25sh-_k_chemu_privodit_float-_bb_vs_sb.html» \t «_parent» http://forum.cgm.ru/bezlimitnyi_holdem_mikro_bai-inov/168296-nl25sh- HYPERLINK «http://forum.cgm.ru/bezlimitnyi_holdem_mikro_bai-inov/168296-nl25sh-_k_chemu_privodit_float-_bb_vs_sb.html» \t «_parent» _k_chemu_privodit_float-_bb_vs_sb.html

HYPERLINK «http://wish.moe-online.ru/calend/2009-8-9.html?module=4&year=2010&month=4» \t «_parent» http://wish.moe-online.ru/calend/2009-8- HYPERLINK «http://wish.moe-online.ru/calend/2009-8-9.html?module=4&year=2010&month=4» \t «_parent» 9.html?module=4&year=2010&month=4

HYPERLINK «http://www.design-warez.ru/clipart/vector/page/591/» \t «_parent» http://www.design-warez.ru/clipart/vector/page/591/

HYPERLINK «http://www.lenagold.ru/fon/clipart/d/dom7.html» \t «_parent» http://www.lenagold.ru/fon/clipart/d/dom7.html

HYPERLINK «http://www.auetika.ru/all_cat/» \t «_parent» http://www.auetika.ru/all_cat/

HYPERLINK «http://www.npp.ptechnology.ru/rubr/rub0.html» \t «_parent» http://www.npp.ptechnology.ru/rubr/rub0.html

HYPERLINK «http://www.feechka.ru/dir_technika.htm» \t «_parent» http://www.feechka.ru/dir_technika.htm

HYPERLINK «http://www.vectora.ru/portfolio/illustrations/construction» \t «_parent» http://www.vectora.ru/portfolio/illustrations/construction

HYPERLINK «http://www.hermes-gifts.ru/holidays/WinnerDay%20/» \t «_parent» http://www.hermes-gifts.ru/holidays/WinnerDay /

HYPERLINK «http://allday.ru/engine/print.php?newsid=42076» \t «_parent» http://allday.ru/engine/print.php?newsid=42076

start=65&year=2010&month=05