Урок окружающего мира 3 класс Маленькие рыцари

Пасяева Клара Хакимовна

Учитель начальных классов

Высшая квалификационная категория

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»

УМК «Школа 2100»

Стаж работы по данной системе 12 лет

Проект (конспект урока)

Предмет – окружающий мир

Класс -3-й

Тип урока «Открытие» нового знания

Особенности данного урока:

Данный урок проводится во I полугодии 3 класса.

Уч-ся к данному моменту познакомились с отличиями растений и животных, особенностями строения простейших и многоклеточных животных.

Знакомство с понятием «членистоногие».

Тема урока «Маленькие рыцари».

Цели урока: помочь детям самим «открыть» знание, познакомить с особенностями строения и образом жизни ракообразных, насекомых и пауков, создать атмосферу доброжелательности между уч-ся.

Планируемые достижения: дети должны усвоить, что ракообразные хорошо приспособились к жизни в воде, а насекомые и пауки благодаря мелким размерам и чертам своего строения прекрасно приспособлены к условиям суши и поэтому стали самой разнообразной группой животных.

Оборудование: учебник Вахрушев А.А. Окружающий мир «Обитатели Земли», 3-й класс: Учебник в 2-х частях, часть-1. – М.: Баласс, 2010; коллекция насекомых, иллюстрации членистоногих, насекомые с покровительственной и предупреждающей окраской; фильмы из Интернета: «Мой рак снимает панцирь», «Метаморфозы бабочки», «Членистоногие», «Паук на охоте».

Ход урока:

Самоопределение к деятельности.

— Какую тему мы изучали на прошлом уроке? — Многоклеточные животные.

— С какими животными мы познакомились на прошлом уроке? —Кишечнополостными, плоскими, круглыми, кольчатыми червями, моллюсками.

Актуализация знаний.

— Для чего нужен скелет? — Для опоры, к нему крепятся мышцы, для защиты от хищников.

III. Постановка учебной задачи.

— Сегодня вы познакомитесь с особенностями раков, пауков и насекомых, их образом жизни.

Как вы думаете, почему авторы назвали эту тему «Маленькие рыцари»? (Дети высказывают предположения).

IV.Совместное открытие знаний.

Объяснение нового материала.

— Ответить на этот вопрос вам поможет текст учебника.

1. Работа по тексту учебника.

(После чтения 1-го абзаца)

— Как называют раков, пауков, насекомых? — Членистоногими.

— Почему авторы называют их «маленькими рыцарями»? — У них наружный скелет, который состоит из отдельных твердых члеников, как латы у рыцаря.

2. Работа в тетради.

Попробуйте на примере обычных вещей разобраться, что такое «наружный» и «внутренний» скелет.

— Что заменяет «скелет» у телевизора? — Корпус.

— Какой это тип «скелета», внутренний или наружный? – Наружный.

Ручка – корпус наружный.

Ершик – металлическая основа – корпус внутренний.

Книга – переплет – корпус наружный.

3. Работа по тексту учебника.

— Что представляет собой наружный скелет? Прочитайте 2-й абзац. Из чего состоит наружный скелет? Какой он? – Он легкий и прочный, состоит из неживого вещества.

— Скелет растет вместе с хозяином? – Нет, поэтому, подрастая, хозяин вынужден сбрасывать свой панцирь и отращивать более просторный.

— Какой образ жизни ведут членистоногие, когда сбрасывают свой панцирь и отращивают наружный скелет? – Животным проходится прятаться, потому что они становятся беззащитными.

Познакомьтесь с одной из групп членистоногих – ракообразными. (Просмотр фильма «Мой рак сбрасывает панцирь»).

— Где живут ракообразные? – В воде.

— Где живут крабы, креветки, криль? – В морях.

— Кто живет в пресных водоемах? – Речной рак, множество мелких рачков: дафнии, циклопы и др.

— Сколько у ракообразных у ракообразных членистых ног? – 10 ног. Передняя пара превратилась в клешни.

— Зачем им нужны клешни? – Для захвата пищи.

— Почему ракообразные не могут дышать через кожу? – Им мешает наружный скелет.

— Как же они дышат? – Они имеют специальный орган дыхания – жабры.

— Что такое жабры? – Это тонкие нежные пластинки под панцирем, они пронизаны кровеносными сосудами. Они омываются водой, кислород из воды легко проникает в кровь.

— Почему рак в фильме, который мы с вами посмотрели, сбрасывал свой панцирь? – Скелет не растет вместе с хозяином, рак вынужден сбрасывать свой панцирь и в этот момент быстро расти.

— К членистоногим относятся еще пауки и насекомые. Где они живут? – На суше.

— На что у них похож наружный скелет? — На скафандр.

— Как они дышат? – Через трахеи.

— На что они похожи? – На разветвленные трубочки, отходящие от мелких отверстий на брюшке внутри тела.

4. Чтение диалога героев.

— Наружный скелет достаточно тяжел. Только мелкие животные могут быстро передвигаться на суше в таких «доспехах».

— Познакомьтесь подробнее с пауками. Просмотр фильма «Паук на охоте».

— Сколько ног у паука? – 8 ног.

— В чем состоит особенность пауков? – Пауки из паутины строят свой дом, ловят добычу и даже могут летать на ней.

— Есть ли у пауков крылья? – Нет.

— Чем питаются пауки? – Пауки – хищники, ловят свою добычу, вспрыскивают в нее ядовитые вещества. Внутренности жертвы растворяются, тогда паук всасывает содержимое.

— Опасны ли пауки для человека? – На таблице видно, что большинство пауков не страшны человеку, но есть и опасные, ядовитые, такие как каракурт, тарантул.

5. Проблемный вопрос.

Следующая группа членистоногих – насекомые. Это самая разнообразная группа животных. Почему? (Выполнение задания в учебнике):

Каких способов существует больше – спрятать ключ или книгу? – Ключ. Он меньше.

— Какой вывод сделаете? – Чем меньше организм, тем больше разнообразных условий для своей жизни он найдет, тем лучше к ним приспособится.

Какова первая причина многообразия насекомых? – Их маленький размер.

6. Работа с таблицей.

— Насекомые – самая совершенная группа мелких наземных животных. Все насекомые имеют 6 ног, а очень многие крылья. Вспомните, какая группа растений самая многочисленная? – Цветковые растения.

— Почему я вспомнила о цветковых растениях? – Потому что насекомые – опылители.

— Это еще одна причина многообразия насекомых.

7. Работа по тексту.

— Есть еще одна причина. О ней вы узнаете из текста учебника.

— Назовите третью причину многообразия насекомых. – Образ питания: они могут жевать, грызть, колоть, сосать, лизать.

— Приведите примеры. Вам поможет нижний рисунок. – Кузнечик питается листьями. Комар сосет кровь. Бабочки, пчелы, шмели питаются пыльцой.

— Разнообразие типов питания позволяет на одном дереве обитать множеству насекомых, которые не мешают друг другу. Вы выделили три причины многообразия насекомых, но есть еще одна – защита от врагов. Одни насекомые стараются замаскироваться, другие – спрятаться, третьи – напугать. Такие насекомые, как осы, пчелы, божьи коровки и другие как бы предупреждают своей окраской:»Опасно! Ядовито!».

На что похожи животные на рисунках? – Палочник на ветку. Бабочка-каллима – на цветок. Бабочка-пяденница – на кору дерева.

8. Просмотр фильма «Метаморфозы бабочки» с комментированием учителя.

Летом насекомые размножаются. Они откладывают яйца, из которых выходят личинки. У одних насекомых – это копия родителей, только маленькая и бескрылая (у тараканов, кузнечиков и др.).

Посмотрите на сложный путь превращений бабочки. сначала из яиц появляются личинки, но они не похожи на родителей. обязанность личинок – есть и расти; личинка вырастает и становится неподвижной куколкой. В ней происходит чудо: личинка превращается во взрослое насекомое.

V.Первичное закрепление.

Обучение способам самостоятельного применения знаний. Работа в тетрадях.

— Запишите названия, изображенных животных.

— О чем хотят сказать насекомые? – Мы опасны.

VI. Итог урока.

Просмотр фильма «Членистоногие».

— Какие животные относятся к членистоногим? – Ракообразные, пауки, насекомые.

— К какой среде обитания приспособилась каждая группа? – Ракообразные живут в воде, а пауки и насекомые – на суше.

— Почему на Земле так много насекомых? – Причин несколько: они маленькие, у них разный тип питания, они необходимы цветковым растениям как опылители, им нужна защита от врагов, поэтому у них разный вид и окраска.