Урок окружающего мира 3 класс УМК Начальная школа 21 века

Гащенко Валентина Михайловна

Урок окружающего мира

3 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: Древнерусская культура

Цель урока: раскрыть особенности древнерусской культуры

Задачи урока:

Дидактические: формирование понятия культура, знакомство с памятниками культуры, первыми письменными историческими источниками;

Развивающие: развитие внимания, познавательного интереса, эмоциональной сферы;

Воспитывающие: воспитание любви к родной стране, ее культуре.

Ход урока:

Организационный момент.

Распределение детей в группы.

Актуализация знаний.

Проблемный вопрос: нужно ли нам знать прошлое нашей страны?

(Ответы детей)

Вывод: Это нам необходимо, так как это история нашей Родины, наших предков, имена тех людей, которые оставили значительный след в становлении нашего государства.

Ученица читает стихотворение:

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Тема нашего урока «Древнерусская культура». (Слайд 1). Прежде, чем мы раскроем все особенности древнерусской культуры, давайте вспомним те исторические факты, которые вам уже известны.

Обсудите в группах вопросы теста, отметьте правильные ответы. (Приложение 1)

Проверка выполнения теста (Слайд 2).

Изучение нового материала.

Вводная беседа. (Слайд 3) С ХI века, в период правления князя Владимира в период расцвета древнерусского государства стала развиваться древнерусская культура.

-Что такое культура, как вы думаете? (Ответы детей) (Слайд 4)

Вывод: Культура – совокупность созданных обществом духовных и материальных ценностей.

-Что значит духовная культура? (искусство, просвещение, наука).

(Слайд 5)

-Что значит материальная культура? (жилище, одежда, трудовой опыт людей, орудия труда) . (Слайд 6 )

-Какая связь между духовной и материальной культурой?

— Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян. Древнерусская культура впитала в себя культурные достижения своих ближайших соседей и народов, проживающих в составе Руси. Особое влияние оказала Византия и принятие на Руси христианства. Но древнерусские мастера, несмотря на влияние византийской культуры, стремились остаться самобытными, изготавливали изделия по-своему, формируя свою культуру. (Слайд 7)

2) Исследовательская работа в группах. Каждая группа получает свое задание – изучить одно из направлений древнерусской культуры, сделать выводы, поделиться с одноклассниками изученным. (Приложение 2)

3) Отчет групп. (Слайды 8,9,10, 11,12)

В ходе просматривания слайдов дети отвечают на вопросы:

С.6 – Почему первые строения, которые стали строить из камня, были именно храмы?

С.7 -8– Назовите ремесла, представленные на слайде. Где применялись изделия народных промыслов?

С.9 – Почему былины являются памятниками культуры? (Это искусство, произведения народного творчества, былины отражали жизнь того времени, подвиги богатырей)

С.10- Какое влияние оказало христианство на древнерусскую литературу?

— Назовите основоположников русской письменности.

4. Закрепление изученного.

1) Работа с пословицами. Прочитайте пословицы на карточке. Выберите ту пословицу, которая подходит к направлению культуры, изученному вашей группой. Как вы ее понимаете? (Приложение 3, слайд 13)

5. Практическая работа.

1) Сегодня на уроке вы узнали о памятниках древнерусской культуры. Зодчие из дерева, затем из камня проектировали и строили великолепные храмы. (Слайд 14)

-Какие эмоции вызывают у вас эти постройки?

— Кто в современном мире проектирует здания? (Архитекторы)

— Архитектура – это особый вид искусства, творениями которого люди не только любуются, в них проходит вся человеческая жизнь.

(Cлайд 15)

-А эти величавые соборы можно увидеть в нашем родном городе Белгороде. Мы обязательно совершим экскурсию в храмы, чтобы убедиться, что внутри они также красивы, как и снаружи.

2) Я предлагаю вам сегодня побыть в роли архитекторов. Из бумаги сделать макет церкви в технике оригами.

3) Выполнение работ. Оформление работ на уроке технологии.

6. Домашнее задание.

1) Чтение текста учебника на с. 14-23.

2) Подобрать материал об одном из ремесел.

7. Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

— Объясните понятие «памятники культуры»?

— Чему учит нас этот урок?

— (Слайд 16) Завершить наш урок позвольте обращением: «О светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты. Всем ты преисполнена, земля Русская. Сильна ты святынями своими, культурой древнерусской, духом богатырским, любовью к своему народу».

8. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Какой вклад вы внесли в работу своей группы?

Приложение 1

Тест.

Кто стоял во главе первого русского государства?

а) Князь

б) Царь

в) Боярин

2. Назовите имя первого князя, правившего в Новгороде.

а) князь Владимир

б) князь Олег

в) князь Рюрик

3. Кому принадлежат слова «Так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму не имут»?

а) князь Олег

б) князь Святослав

в) князь Ярослав Мудрый

4. В период правления какого князя был принят первый писаный закон Древнерусского государства – «Русская правда»?

а) князь Владимир

б) князь Ярослав Мудрый

в) князь Святослав

5. Какое историческое событие произошло в 988 году?

а) Объединение земель

б) Принятие христианства на Руси

в) Осада Киева печенегами

6. При каком правителе наступил расцвет Древней Руси?

а) княгиня Ольга

б) князь Святослав

в) князь Владимир

Приложение 2

Задания для групп

Группа 1.

Тема для изучения: «Древнерусское зодчество» (строительство)

Материал для изучения: с. 14-15

Выяснить: 1) какой материал использовали для строительства;

в чем отличие крестьянского дома и боярского двора;

когда и как стали строить первые каменные соборы?

Рассказать одноклассникам о том, что узнали.

Сделать вывод.

Группа 2.

Тема для изучения: «Прикладное искусство» (народные промыслы)

Материал для изучения: с.15-16

Выяснить: 1) какие виды прикладного искусства процветали на Руси;

2) в чем особенность каменного пояса Дмитриевского собора;

3) где можно увидеть образцы изделий ремесленников в наше время?

Рассказать одноклассникам о том, что узнали.

Сделать вывод.

Группа 3.

Тема для изучения: «Устное народное творчество»

Материал для изучения: с.17-18

Выяснить: 1) какие жанры относятся к устному народному творчеству,

2) что такое былины, о каких событиях в них повествуется;

3) кто такие богатыри, какое значение они имели для Руси?

Рассказать одноклассникам о том, что узнали.

Сделать вывод.

Группа 4.

Тема для изучения: «Литературные памятники».

Материал для изучения: с. 18- 20

Выяснить: 1) что такое летописи, кто был первым летописцем,

2) какие произведения оказали особое влияние на культуру русского народа,

3) о чем говорится в этих произведениях?

Рассказать одноклассникам о том, что узнали.

Сделать вывод.

Группа 5 .

Тема для изучения: «Возникновение письменности на Руси»

Материал для изучения: с. 21-23

Выяснить: 1) кто организовал первую школу на Руси,

2) какие использовали материалы для письма,

3) какой материал для письма был самым удобным.

Рассказать одноклассникам о том, что узнали.

Сделать вывод.

Приложение 3

Пословицы

Золотым рукам цены нет.

Азбука – к мудрости ступенька.

Грамоте учиться – вперед пригодится.

С родной земли – умри, не сходи.

Деревья смотри в плодах, а людей — в делах.