Урок окружающего мира на тему Дикие и домашние животные

Тема урока: Дикие и домашние животные

Цели урока:

Дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие животного мира.

Планируемые результаты:

— учащиеся должны иметь представление о диких и домашних животных,

— уметь безошибочно распределять животных на диких и домашних,

— уметь выделять существенные признаки предметов, развивать память, внимание, речь,

— бережно относиться к животным.

Оборудование: рисунки с изображением диких и домашних  животных, учебники, тетради

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

— Как называются растения, специально выращиваемые человеком? (культурные растения)

— Какие еще бывают растения? (дикорастущие)

— Какие группы растений вы помните? Приведите примеры.(деревья, кустарники, травянистые растения)

— А на какие группы мы делили животных, кто помнит? (звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

3. Постановка учебной задачи

— Отгадайте загадки про животных.

Сама пестрая,

Ест зеленое, Дает белое. (Корова) на доску повесить картинку.

Кто не прядет, не ткет,

А людей одевает? (Баран, овца)

У кого рога длиннее хвоста? (коза)

Хвост крючком,

Нос пятачком (свинья).

— Как можно назвать всех этих животных? (домашние животные).

А теперь давайте прикрепим оставшихся животных. Прикрепляю картинки

— Как одним словом назвать этих животных? (дикие животные). — Каких ещё диких  животных вы знаете?

 Ребята, попробуйте определить тему нашего урока. Продолжите фразу:

Думаю, что на уроке я узнаю…

А как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?

Тема нашего урока  -«Дикие и домашние животные».на доску название темы

4. «Открытие» учащимися нового знания

А) — Кто из вас знает откуда появились домашние животные?

Давным–давно, когда не было городов, книг и наши люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они очень редко находили себе пищу. И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так люди приручили древнего волка от которых позднее произошли собаки. Собаки научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.

— Чем домашние животные отличаются от диких? (люди кормят их, строят им жилища, заботятся о потомстве).

— Чем платят людям животные за их любовь, ласку, внимание?

Б) К домашним животным относятся не только корова, свинья, лошадь и овца, но есть и другие. А чтобы узнать о них угадайте загадки:

Явился в желтой шубке:

-Прощайте, две скорлупки! (цыпленок, утенок, гусенок).повесить картинку

С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица.  ( рыбы) повесить картинку

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.   (пчела) повесить картинку

Молодцы ребята! Правильно, домашние животные это еще и птицы, и рыбы, и насекомые (пчелы и шелкопряд).

Человек постоянно заботится о домашних животных. А что он делает, как о них заботится?

Только ли домашние животные требуют бережного отношения к себе?

В) А вы знаете, где живут животные? А давайте проверим вас. Я буду называть животное, а вы его дом, где он живет.

Кошка – в доме

Собака – в конуре

Овца, коза, баран – в хлеву

Корова – в коровнике

Лошадь – в конюшне

Белка — в дупле

Медведь – в берлоге

Птицы – в гнездах

Мышка – в норке

Лиса – в норе

Бобры в хате

Муравьи – в муравейнике

Свинья – в свинарнике

Курица – в курятнике

Улитка, черепаха – в панцире.

Г) Зимой  и весной у домашних животных рождаются детеныши. Знаете ли вы, какие у кого детеныши?

Игра «Отгадай детеныша»

Свинья- поросята

Корова – теленок

Утка – утята

Гусь – гусята

Лошадь – жеребята

Овца – ягнята

Кошка – котята

Собака – щенки

Курица – цыплята

Физкультминутка

Вы, наверное, устали? Да!

И поэтому все встали.

Дружно вытянули шеи

И, как гуси, зашипели.

Пошипели, помолчали.

И, как зайцы, поскакали.

Поскакали, поскакали

И за кустиком пропали

5. Закрепление изученного материала

А) Работа с учебником страница 80.

Рассмотрите животных. Рассмотрите рисунок. Найдите на нём диких животных. Назовите их.

Найдите домашних животных. Назовите их.

Давайте проверим себя по приложению на стр.93.

А теперь посмотрите на страницу 81 и подумайте, благодаря каким животным получены продукты и вещи, показанные на фотографиях.

Физминутка

Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнём.Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд,Чудеса у нас на свете:Стали карликами дети.А потом все дружно встали,Великанами мы стали.Дружно хлопаем,Ногами топаем!Хорошо мы погулялиИ нисколько не устали!

Б) Работа в рабочей тетради.

Прочитайте 1 задание. Что нужно сделать? (закончить каждый ряд, наклеив картинку из Приложения)

Прочитайте 2 задание. Кто объяснит его? (найти лишнее животное в каждом ряду и обвести его, объяснив своё решение)

Прочитайте 3 задание. Что спрашивают у нас? (какие животные изображены на рисунке- дикие или домашние?)

-Могут ли домашние животные стать дикими?

(Бывает так, что люди бросают животных)

-Правильно ли они поступают?

— Мы в ответе за тех, кого приручили.

6. Рефлексия

— Закончи предложения:

а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются … .на доске написано

б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …на доске написано

Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним?

Расскажите по этой схеме, чему же вы сегодня научились на уроке?

Я знаю…на доске надпись

Я запомнил…на доске надпись

7. Оцените себя по шкале успешности. Ставят магнитики

8. Домашнее задание

— Ребята, если в вашей семье есть домашние животные, нарисуйте их или наклейте фотографию в рабочей тетради на стр.65