Тема «Лягушки и жабы»
(урок с использованием мультимедийного проектора)
Цель:
формировать представление о жабе и лягушке как особой группе животных,
установить, как они приспособлены к условиям жизни, какую роль выполняют в
природе;
в процессе формирования понятия «земноводные» развивать логическое
мышление учащихся,
содействовать изменению отрицательного отношения детей к так называемым
нелюбимым животным на основе раскрытия особенностей их поведения,
питания и размножения, особенной роли в природе.
Оборудование: картины и таблицы с изображением жаб, лягушек, тритона, карточки с заданиями.
Ход урока
Слайд 2.Проверка знаний проводится в уплотненной форме
*Отгадайте загадки и назовите этих животных одним словом:
Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука).
На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом).
*Где живут рыбы?
* Определите признаки рыб по содержанию загадок.
У родителей и деток вся одежда из монеток. (Скользкая чешуя)
Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь. (Плавники).
В воде — жива, на суше — мертва. (Жабры)
Слайд 3. Постановка темы и целей урока.
*Сегодня на уроке мы познакомимся с очередной группой животных. Узнаем, где они обитают, в чем сходство, различие. Какую пользу человеку приносят. А также ответим на вопрос: нуждаются ли эти животные в нашей защите? Итак, урок — исследование начинаем у ручья.
Та певунья у ручья распевала до утра.
Как замолкла — в воду скок, поплыла — и на песок.. (Лягушка)
Слайд 4. Понятие о земноводных.
*Лягушки, жабы, тритоны, саламандры относятся к земноводным. Они могут жить как в воде, так и на суше. Но для размножения им нужна вода.
Слайд 5. Развитие лягушки.
*Как и все земноводные, лягушки откладывают яйца в воду. Через 2 недели появляются головастики. Они дышат жабрами и заглатывают пищу роговыми губами и зубами, как рыбы. Позже около хвоста появляются два бугорка, которые превращаются в задние конечности. Через 10 недель отрастают передние конечности, хвост укорачивается. Теперь — это маленькие лягушата, которые могут выпрыгнуть из воды и подышать воздухом.
Слайд 6. Признаки земноводных.
*Чем покрыто тело земноводных? В отличие от всех остальных животных тело жабы и лягушки покрыто только голой кожей. Возникает вопрос: почему же так природа «обидела» жабу и лягушку? Всем «одежду» дала, а им нет. В ходе выяснения этой проблемы отмечается, что у земноводных плохо развиты легкие. И, чтобы обеспечить организм воздухом, животные дышат и через кожу. Очень трудно было бы это сделать, имея перьевой или меховой покров. Чтобы земноводным было легче дышать через кожу, она всегда влажная — покрыта слизью. Эта слизь одновременно защищает животных от микробов. Кроме того, жидкость, испаряясь, охлаждает поверхность тела и защищает его от перегрева. Кстати, человек использовал лягушек в старину как своеобразный «холодильник» — бросал их в жбан с молоком. И оно долго не скисало.
Значит, природа вовсе не обидела этих животных, а очень мудро все устроила.
Слайд 7. Тритоны.
*Кроме суши, значительную часть своей жизни тритон проводит в воде. Тело его, как и у лягушки, голое, но в отличие от нее, тритон имеет хвост. На основании установленных фактов ученики делают вывод: тритон — земноводное. Полезно выяснить, для чего же нужен тритону хвост. Помогаем детям провести аналогии. Как и рыбы, тритон живет в воде. Значит, хвост, как и у рыб, выполняет функцию руля. Тритон похож на ящерицу, а у нее, как известно, хвост выполняет защитную функцию. Оказывается, такую же функцию выполняет хвост и у тритона. Но и это еще не все. Через кожу хвоста тритон дышит, поэтому он у него такой длинный (размером с туловище), да еще с кожистым выростом. Вот какой, оказывается, удивительный у тритона хвост!
Далее организуется работа учащихся в микрогруппах.
Слайд 8. Чем похожи лягушка и жаба?
Задание для первой микрогруппы.
*Установите черты сходства лягушки и жабы. Работайте по плану:
Чем покрыто тело?
Назовите части тела.
Величина глаз.
Чем питаются?
Сделайте вывод, чем похожи жаба и лягушка.
Для ответа используйте рисунки и тексты учебного пособия «Лягушки и жабы».
Слайд 9. Чем отличаются лягушка и жаба?
Задание для второй микрогруппы.
*Установите черты отличия жабы и лягушки по плану:
Гдеживут жаба и лягушка?
Размеры тела (крупнее, мельче).
3.Окраска тела.
4. Поверхность тела (гладкая, бугристая).
Для ответа используйте рисунки и тексты учебного пособия, а также слова- подсказки в скобках.
Слайд 10. Сравнение лягушки и жабы.
*Задание для третьей микрогруппы.
Сравните лягушку и жабу по плану:
Форма головы (заостренная, более округлая).
Размеры конечностей.
Как передвигаются?
Когда охотятся?
Для ответа используйте рисунки и тексты учебного пособия, слова-подсказки в скобках.
Слайд 11. Чье меню?
*Задание для четвертой микрогруппы.
1. Установите, чье это меню:
комары, мухи, улитки, червяки, личинки стрекоз, мальки рыб;
комары, гусеницы, слизни, жуки.
Сделайте вывод о том, какую пользу приносят жабы и лягушки человеку. Какую роль выполняют в природе? Ответ сравните с выводом учебного пособия. После выполнения работы ученики докладывают о ее результатах.
Для ознакомления с образом жизни лягушек и жаб учитель предлагает детям ряд вопросов (блиц-опрос):
Какую роль выполняет окраска животных? (Защитную, маскировочную.)
Если бы проводили соревнования по прыжкам, кто бы победил: лягушка или жаба?
Что помогает лягушке ловко охотиться? (Язык и глаза.)
Почему жабы и лягушки зимой спят? (У них нет теплой шерсти, зимой нет насекомых — их основного корма.)
По ходу обсуждения результатов работы учитель дополняет сообщения учащихся необходимыми сведениями. Акцентируется внимание детей на том, что лягушку можно назвать отличной спортсменкой, лягушку и жабу — помощницами человека, защитниками растений, ловкими охотницами и т. п.
Слайд 12. Цепи питания.
Дальше микрогруппы выполняют одинаковое задание.
* Прочитайте названия животных на карточках, установите, как они связаны друг с другом. Составьте возможные цепи питания.
1 Комар, лягушка, мальки рыб, личинка стрекозы, щука, аист, журавль, барсук, уж.
2Комар, жук, слизень, гусеница, уж, барсук, аист, жаба.
(Названия животных пишутся на отдельных маленьких карточках, чтобы учащимся было удобнее и быстрее составлять цепи питания.)
После выполнения и проверки задания второклассники по предложению учителя моделируют ситуацию: что будет, если исчезнут жабы и лягушки. Для этого в цепях питания убирают карточку с жабой и лягушкой. Затем дети убирают животных, которые питаются ими. Делаем вывод, каких животных станет больше. (Прежде всего — насекомых-вредителей.) Каких меньше? (Аистов, журавлей, барсуков, цапель.)
На основании моделирования подводим учащихся к выводу о том, что жабы и лягушки выполняют в природе роль хранительниц равновесия.
Слайд 13. Красная книга Республики Беларусь. Камышовая жаба.
Слайд 14. Домашнее задание.
Прочитать тексты «Озерная лягушка», «Жабы», ответить на вопросы к ним.
Слайд 15. Итог урока.
Учащиеся делают вывод о том, как надо относиться к жабам и лягушкам и почему. Самостоятельно оценивают свою работу на уроке, отмечают, что больше всего их удивило на уроке, благодарят друг друга за работу.
Слайд 16. Работа в микрогруппах на тему: «Скажи доброе слово».
Каких добрых слов, на ваш взгляд, заслуживают жабы и лягушки? Запишите их.
Какие из них самые главные?
Выполнив задания, школьники представляют свой список, объясняют свой выбор. Учитель при необходимости помогает детям.
- Какие выражения можно заменить произведениями?
- Что происходит ежесуточно на земле?
- Какой стороны горизонта не существует?
- Фантастическая история про звездное небо
- План сказки мороз Иванович
- Где в рассказе филипок вступление введение?
- Из 7 палочек составьте лесенку
- Кошка и еж какая Тема текста
- Уменьшаем на 1 математика 1 класс
- Окружающая среда колокольчика
- Таблица на минус 4