Урок по курсу Я и мой мир в системе уроков правового образования в начальной школе по т

Урок по курсу «Я и мой мир»

в системе уроков правового образования в начальной школе

по теме «Жизнь на земле» в форме беседы «Почему надо беречь природу?»

Цели и задачи урока:

Создать условия для размышления детей о ценности всего живого, о необходимости заботиться о живых существах, охранять их.

Дать понятие о необходимости бережного отношения к природе, усилить впечатления учащихся об опасностях, грозящих природе.

Вызвать интерес учащихся к курсу «Я и мой мир».

Оборудование:

Гербарий.

Фотографии съедобных и несъедобных грибов.

Фотографии и гербарные экземпляры лекарственных растений.

Конверт с телеграммой.

Плакаты в защиту природы на стенах класса.

Знаки охраны природы.

Мяч.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Вводная беседа.

— Сегодня мы отправимся в гости. Вы спрашиваете, к кому? Отгадайте!

«Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой».

— О каком богатыре идёт речь в этой загадке? (Ответы детей: о лесе).

— Чем ещё может угостить лес? (Ответы детей).

— Как же люди благодарят лес за это? Вы задумались? Значит, нам есть о чём сегодня поговорить.

3. Беседа об охране природы.

Первые люди появились на Земле 60 миллионов лет назад. Они охотились на животных, собирали травы, плоды, ягоды. Но в то время людей было совсем мало, вооружены они были плохо, сельского хозяйства и промышленности не было. Поэтому в древности люди не причиняли природе большого вреда. Но время шло, человечество развивалось, использовало природу в своих целях, людей становилось больше. Нас почти 6 миллиардов. Человек стал много брать от природы. Людям нужны энергия и тепло – они сжигают нефть и газ, а в атмосферу выбрасывают облака вредных и ядовитых газов. Вредные отходы выливаются в моря и океаны, реки и озёра. А каково рыбам и водорослям? Человек нещадно вырубает лес, а лесные жители лишаются привычного дома и погибают. Далеко не всегда уничтожение человеком животных и растений вызвано суровой необходимостью человеческого существования. К сожалению, гибель многих животных и растений от рук человека ничем не оправдана. Есть люди, которые бездумно, а иногда и с удовольствием губят живое. Значит, другие люди, добрые и отзывчивые, должны защитить и животных, и растения, ведь те не могут защитить сами себя.

Давайте беречь природу! Чтобы было легче, и чтобы все знали, что можно, а чего нельзя делать, воспользуемся специальными знаками. Смотрите и попробуйте придумать им название.

(Знаки на доске, дети рассматривают, обсуждают и придумывают им названия).

Каждый день на планете бесследно исчезают несколько десятков растений и животных. Но некоторых ещё можно спасти. Для этого существует специальная организация во всём мире, которая защищает животных от браконьеров и хулиганов. Это ГРИНПИС (в переводе с английского – зелёный мир). У нас в стране существует Красная книга, где записаны названия животных и растений, охота на которых запрещена государством. Вся страна охраняет их. Мы с вами тоже примем в этом участие. Давайте рассмотрим некоторые листки Красной книги, выполненные вашими товарищами.

(Дети рассказывают о выбранном ими растении или животном, показывают иллюстрации, выполненные ими самими.)

Таким образом, соединив ваши работы в единое целое, мы получим нашу классную Красную книгу, которая поможет понять всем ребятам, почему не надо обижать животных и растения.

Физкультминутка: игра «Стихии».

— Давайте отдохнём: поиграем и заодно вспомним, каких животных вы знаете. Ведущий кидает вам мяч, называя одну из стихий: земля, вода или воздух. Поймавший возвращает мяч ведущему, называя в ответ животное, обитающее в этой стихии.

5. «Зелёная аптека».

— Ребята, прочитайте надпись на доске. («Зелёная аптека»)

— Куда это мы попали? Почему так говорят? (Ответы детей).

— Поговорим о некоторых лекарственных растениях. (На доске: иллюстрации и гербарные экземпляры лекарственных растений).

Ты натёр ногу в пути. Какое растение поможет облегчить боль? (Подорожник). Посмотрите, как выглядит это растение, и запомните его. (Экземпляр из гербария).

Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох). (Экземпляр из гербария).

Эта трава обладает успокаивающим действием. Её очень любят… кошки! (Валериана). (Иллюстрация).

Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар от кашля). (Гербарий).

— Отгадайте загадки о лекарственных растениях.

«Белые горошки

на зелёной ножке».

(Ландыш – сердечное средство, но его ягоды — ядовиты!)

«Растёт зелёный кустик,

дотронешься – укусит».

(Крапива – кровоостанавливающее).

«Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи».

(Ромашка – используется противовоспалительное средство, для мягкости кожи, для осветления волос).

«Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки».

(Берёза – витамин С в почках, чай).

6. «Осторожно, грибы!»

— Почему такая надпись — предостережение? (Ответы детей).

— Какие правила надо помнить при сборе грибов?

Не собирай грибы, которые не знаешь.

Не собирай грибы, в съедобности которых есть сомнения.

Пополняй свои знания о грибах.

— Попробуй узнать грибы по загадкам, а иллюстрации на доске вам помогут.

«На лесной опушке

Золотые веснушки:

Это всё сестрички –

Вкусные…» (Лисички).

«Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпах разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай,

Это…» (Сыроежки).

«Я родился в день дождливый

Под осиной молодой.

Круглый, гладкий и красивый,

С ножкой тонкой и прямой». (Подосиновик).

«На поляне лесной

Под могучей сосной

Стоит старичок,

На нём бурый колпачок,

Колпачок на бочок.

Кто в лесу бывает –

Тот его знает». (Боровик).

— Посмотрите, сколько здесь ещё грибов! И все они красивые, наверняка вкусные! Все возьмём в корзину? (Дети: «Нет!»)

— Почему? (Среди грибов встречаются ядовитые!)

«Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый…» (Мухомор).

— Его нужно уничтожить? (Нет.)

— Почему ядовитые грибы нельзя вытаптывать, уничтожать? (Ими лечатся животные).

7. «Почта».

— Посмотрите, что здесь написано. Почта в лесу? Хотя, если была аптека, может быть и почта. (Стук в дверь).

-Кто это? (Голос из-за двери: «Вам телеграмма!»)

— Посмотрите, какой большой конверт! Вам интересно, что в нём? Кто хочет мне помочь прочитать телеграмму? (Выходит один ученик по желанию. Достаёт телеграмму из конверта. Читает громко вслух.).

СРОЧНАЯ ТЕЛЕГРАММА

Кому: Ребятам из 426 гимназии.

От кого:____________________

«Мы приходим на землю весной самыми первыми. Мы такие нежные, хрупкие, красивые, душистые, маленькие. Мы радуем и лечим вас и лесных жителей. А вы топчете нас, рвёте охапками, а потом выбрасываете. Пожалейте нас! И каждую весну мы будем встречать вас на лесных проталинах и обочинах дорог».

— Кто же прислал нам эту телеграмму? (Раннецветущие растения).

— Давайте будем бережно относится к природе, к первым цветам.

8. Подведение итогов.

«Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём!»

— О чём нужно помнить в лесу?

— Как себя вести?

— Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда).

— Если в лесу вы увидели гнездо птицы. Как его сохранить? (Не подходить близко, ни в коем случае не трогать руками).

— Каковы причины лесных пожаров? (Ответы детей).

— Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).

— Много о себе возомнил человек с тех пор, как начал своё наступление на природу. Он даже назвал себя царём природы. Но так ли это на самом деле? Человек – часть природы; обедняя её, он обедняет себя.

— Наш урок окончен. Не забудьте, находясь в лесу, помнить всё, о чём мы сегодня говорили. Расскажите родителям и друзьям. Разузнайте как можно больше о тех, кто по вине человека попал в Красную книгу. А если кто-нибудь из вас захочет, то вы можете написать письмо или сказку, представив себя на месте обиженного человеком растения или животного.

PAGE

PAGE 4