Урок по курсу Окружающий мир по теме Слух Береги слух 4 класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Конспект урока по курсу

«Окружающий мир»

по теме

«Слух. Береги слух»

4 класс

Учитель начальных классов:

Тесёлкина Светлана Юрьевна

г. Балаково

Цель: ознакомить учащихся с органами слуха, их значением и гигиеной;

расширять знания учащихся о бережном отношении к органам слуха;

побудить учащихся дорожить тем, чем наделила природа, заботиться

о безопасности и здоровье ушей; научить элементарным правилам

бережного отношения к ушам.

Оборудование: кроссворд на плакате или доске; запись с пением птиц на

кассете; плакат с памяткой «Береги уши».

Учебник: «Окружающий мир».Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова.

Ход урока

1. Организационный момент

Игра «Кто самый внимательный?»

Учитель Два ученика стоят лицом к классу, а между ними – стул, где лежит

приз – конфета. Приз достанется тому, кто окажется самым

внимательным.

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз,

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери.

Мечтает мальчик закалённый

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два,.. марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя их повтори.

Разок, другой, но лучше… пять!

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Ну что ж вы приз, друзья, не взяли,

Когда была возможность взять?

Cкажите, ребята, какой орган помогал вам правильно выполнять условие игры? (Уши)

Правильно, кто хорошо и внимательно слушал, тот и получил приз.

Значит, без ушей нам никак нельзя обойтись в жизни. А подробнее об этом мы узнаем сегодня на уроке.

2. Проверка домашнего задания.

1. Беседа – повторение по вопросам:

-Может ли человек жить без органов зрения? Почему?

-Что является органом зрения?

-Какое значение имеют глаза в жизни человека?

-Как надо беречь глаза?

-Что нужно делать, если ваши глаза устали?

-Какую пользу приносят для глаз брови и ресницы?

2. Разгадывание кроссворда.

По горизонтали: 4. Отверстие в радужной оболочке глаза, через которое в глаз проникает свет. (Зрачок) 5. Отсутствие зрения. (Слепота).

6. Орган зрения. (Глаз). 7. Род оптического стекла с криволинейными или сферическими поверхностями.(Линза). 8. Волосок на краю глазного

яблока. (Ресница). 9. Подвижный кожный покров глазного яблока. (Веко).

По вертикали: 1. Дугообразная полоска волос над глазной впадиной.

(Бровь). 2. Оптический прибор из двух линз или стекол.(Очки). 3. Часть глаза в виде прозрачной двояковыпуклой эластичной линзы. (Хрусталик).

3. Формирование новых знаний.

1. Создание проблемной ситуации.

(Учитель включает музыку с голосами птиц.)

-Голоса каких птиц вы услышали?

-Как вы узнали, что это поют птицы?

-Чем вы услышали голоса птиц?

4. Физкультминутка.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Руки в стороны мы разведём

И покажем, как поплывём.

Лодка по морю плывёт,

Покажи, кто как гребёт.

Подышали, ровно встали.

Что ж, продолжим наш урок,

Всё должны успеть мы в срок.

5. Объяснение нового материала.

Учитель Уши – другой важный орган чувств.

Мир человека наполнен звуками. Слушая и воспринимая звуки,

человек узнаёт о том, что вокруг него происходит, общается с

людьми, чувствует опасность, оценивает расстояние, наслаждается

музыкой. Звук – это колебания воздуха. Наш орган слуха

улавливает колебания частотой 16-20 тысяч в секунду. Путь,

который проходит звук в ухе, значительно сложнее, чем путь луча

света в глазу.

Плохо быть глухим, поэтому орган слуха надо беречь. Не ковыряйте

в ушах спичками, булавками и другими предметами. Оберегайте

голову от ударов, которые могут повредить орган слуха. Избегайте

сильных и резких звуков и шумов: они уменьшают остроту слуха.

Если в ухо попадёт какой-нибудь предмет, или залетит насекомое,

или возникнет боль в ушах, немедленно обращайтесь к врачу.

6. Закрепление изученного материала.

Учитель Предлагаю вам ответить на вопросы для любознательных:

— Для чего служат животным уши?

— Почему у человека мышцы, приводящие в движение ушные

раковины, утратили своё первоначальное значение?

— Что происходит, когда человек погружается на большую глубину?

— Почему нельзя быстро подниматься или опускаться на большую

глубину?

— Почему артиллеристы, стреляя из орудий, закрывают уши и

открывают рот?

— Почему в городах борются с шумом?

7. Итог урока.

Учитель — О каком органе чувств эта загадка?

У зверушки – на макушке.

А у нас – ниже глаз. (Уши)

— Что интересного и полезного для себя узнали об этом органе?

— Прочитайте по цепочке памятку «Береги уши» на плакате.

Памятка «Береги уши»

1. Регулярно мой уши с мылом и чисти туго скрученной ваткой.

2. Не ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами.

3. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт соринка, обратись к врачу.

Домашнее задание: прочитать текст рубрики «Этот удивительный мир»

на с.28, объяснить смысл пословицы «Всё хорошо в

меру!» применительно к органам слуха.