Урок по курсу Окружающий мир во 2 классе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Конспект урока

по курсу «Окружающий мир»

по теме

«Вода в природе»

2 класс

Учитель начальных классов

Тесёлкина Светлана Юрьевна

г. Балаково

Цель: познакомить учащихся со свойствами воды, с переходом воды из

одного состояния в другое, с круговоротом воды в природе;

развивать творческую инициативу, любознательность;

побудить учащихся дорожить тем, чем наделила природа,

побудить заботиться об охране и экономии водных ресурсов

планеты

Оборудование: презентация «Вода в природе», оборудование для

опытов, таблицы «Свойства воды», «Круговорот

воды в природе»

Учебник: «Окружающий мир». Н.Ф.Виноградова, рабочая тетрадь

Ход урока

I. Организационный момент

У. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, скажите друг другу добрые слова.

II. Целеполагание и мотивация.

У. Вещество, о котором пойдёт речь на уроке, вы узнаете из загадки:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без … ( воды )

Д. Речь пойдёт о воде.

У. Верно, сегодня мы поговорим о воде, её свойствах, о переходе воды из одного состояния в другое, об охране и экономии водных ресурсов планеты.

III. Актуализация базовых знаний учащихся

У. Вода – это природа живая или неживая?

Д. Вода относится к неживой природе потому, что она не обладает признаками жизни.

У. Закройте глаза, представьте: капельку воды, плавно текущую реку, синее море. Оцените свои имеющиеся знания о воде. Где, на ваш взгляд, вы находитесь в своих «научных» познаниях о воде? ( Дети в рабочих тетрадях зарисовывают капельку – если знаний о воде мало, реку – если знаний достаточно, море – если знаний много.)

У. Что ж, отправляемся в путь за новыми знаниями с капелькой воды, весёлым «Капитошкой».

IV. Усвоение новых знаний

1. Значение воды в природе, в жизни человека

а) Вступительная беседа

У. Советский учёный Вернадский писал: « Вода занимает особое место в истории нашей планеты. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое её бы не заключало. Всё земное вещество … ею охвачено и проникнуто».

б) Ролевая игра «Мы – корреспонденты»

Дети на предыдущем уроке были разбиты на 3 группы, все они – корреспонденты крупного газетного издательства. Их задача – написать мини-статью о значении воды на Земле. Дети зачитывают подготовленные дома сообщения, сопровождающиеся рисунками, плакатами.

У. Есть ли жизнь без воды? Докажите.

1 группа – сообщения на тему «Много ли воды на Земле»

2 группа – сообщения на тему «Вода входит в состав любого живого

организма»

3 группа – сообщения на тему «Вода кормит и поит»

в) Первичная проверка понимания

Вывод: Продолжите предложение:

Вода – одно из самых главных богатств нашей планеты, потому что…

2. Вода может находиться в трёх состояниях

а) Отгадывание загадок

Тучка по небу гуляла, Тучка бусы растеряла.

Скачут бусы по дорожке,

Как хрустальные горошки. (Град)

Пушистая вата

Плывёт куда-то. (Облако)

Шёл долговяз,

В землю увяз. (Дождь)

Стали звёздочки кружиться,

На землю стали ложиться,

Нет, не звёзды, а пушинки,

Не пушинки, а … (Снежинки)

У. О каких природных явлениях идёт речь? Что у них общего?

Д. Это всё – состояния воды.

б) Проверка понимания – дидактическая игра «Отгадай, какая я – вода?»

Звучат отрывки из песен. Дети показывают сигнальными карточками, в

каком состоянии находится вода ( капелька, снежинка, облачко).

Ох, снег, снежок, белая метелица.

Вода, вода, кругом вода.

Облака – белогривые лошадки.

Раз дождинка, два дождинка.

Ледяной горою айсберг из тумана выплывает.

Синий, синий иней лёг на провода.

Синий туман похож на обман.

Море, море – мир бездонный.

Течёт ручей, бежит ручей.

V. Физминутка

Льётся чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берём,

Крепко щёткой зубы трём.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

3. Свойства воды

а) Практическая работа

Опыт 1. У. Опустим в стакан с водой ложку. Видна ли она в воде? О каком

свойстве воды это говорит?

Д. Вода прозрачна.

Опыт 2. У. В один стакан нальём молоко, в другой – воду. Имеет ли вода

цвет?

Д. Вода бесцветна.

Опыт 3. У. Определите, имеет ли вода запах?

Д. Вода не имеет запаха.

Опыт 4. У. Насыпьте в один стакан с водой немного сахара, а в другой стакан

с водой – глины. Помешайте. Что заметили?

Д. Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Опыт 5. У. Мутную воду пропустим через фильтр. Что произошло?

Д. Вода очистилась.

Опыт 6. У. Закрытую колбу с подкрашенной водой опустим в горячую воду.

Что видите?

Д. Вода в колбе поднимается.

У. Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Что происходит с

водой?

Д. Вода в колбе опускается.

У. Вода при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается.

б) Проверка восприятия

У. Постройте в тетради схему-модель «Свойства воды»

———————-

————ВОДА————

———————-

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации

Творческая работа

У. Опираясь на полученные знания о свойствах воды, личный опыт, рисунок

в учебнике, расскажите о круговороте воды в природе.

VII. Обобщение и систематизация знаний

Вывод: учебник – с. 89

VIII. Контроль и самопроверка знаний

Самостоятельная работа – дифференцированные задания по выбору.

Задание 1. Закончи предложения:

При нагревании вода ……

При охлаждении вода ……

Когда мы умываемся, то используем свойство воды ……

Фильтр – это приспособление для ……

В морях, океанах вода солёная на вкус благодаря свойству воды ……

( Расширяется, сжимается, текучесть, очистки воды, растворитель )

Задание 2. Сравните, какие общие свойства имеют воздух и вода. Запишите

ответы в таблице соответствующими цифрами.

Свойства

Воздух

Вода

1. Без цвета

2. Без запаха

3. Расширяется при

нагревании

4. Сжимается при

охлаждении

5. Растворитель

6. Прозрачность

7. Текучесть

( Воздух – 1,2,3,4,6 ) (Вода – 1,2,3,4,5, 6,7)

Задание 3. Работа в тетрадях на печатной основе – с. 27, № 1-5

IX. Информация о домашнем задании

По выбору:

Статья в учебнике – с. 88-90

Рабочая тетрадь — с. 28-29, №6,7

Практическая работа «Свойства льда»

Доклад на тему «Берегите воду»

X. Рефлексия

У. Наш урок подошёл к концу. В самом начале вы оценили свои знания о

воде. Покажите значком, где в своих познаниях вы оказались сейчас?

Закончите фразу: «Теперь я знаю …….»