Урок по литературному чтению 3 класс_4627

МОБУ «Новоладожская средняя школа №1»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ТЕМА « ТВОРЧЕСТВО А.ПЛАТОНОВА. ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ»

Учитель Куничкина О.В.

2012 год

Цель урока: раскрыть основную мысль произведения, объяснить название

Задачи : — совершенствование навыков чтения;

-совершенствование навыков работы с текстом;

-формирование и совершенствование навыков связной речи;

-дать учащимся литературоведческие знания о писателе Платонове

и его творчестве;

— воспитание доброты, уважительного отношения к пожилым людям,

к людям труда;

— совершенствование общеучебных навыков

Оборудование урока: портрет писателя А.П.Платонова, книги писателя, рисунки детей, учебники с текстом, классная доска

ХОД УРОКА:

Организация класса

Работа с пословицами и поговорками.

На доске написаны пословицы и поговорки:

А) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

Б) И старость не страшна, коли молодые помогут.

В) Не обижай малого, уважай старого — сам в почете будешь.

-Прочитайте пословицы и поговорки и объясните их смысл.

Прочитайте еще раз выразительно.

3.Сообщение темы и задач урока.

— Как вы думаете, почему к уроку я подобрала именно такие пословицы (о старости и молодости)?

-Сегодня на уроке мы с вами попытаемся объяснить название рассказа. Поразмышляем, почему автор именно так назвал свое произведение?

4.Рассказ о писателе А.П.Платонове.

-А хотите вы узнать о писателе Андрее Платонове?

-Настоящая фамилия писателя Климентов. Андрей Платонович прожил короткую жизнь, всего 52 года.

Родился в многодетной семье, был старшим из 11 детей.

Детство провел в Воронежской губернии, так раньше называли области.

Тамбовскую, Воронежскую, Оренбургскую области называют житницей страны, потому что здесь богатые черноземные почвы. Испокон веку крестьяне пахали землю и кормили хлебом всю Россию.

Первые 4 года Андрей Платонов учился в епархиальной школе при церкви, затем в четырехклассной городской школе .Продолжил образование в Воронежском политехникуме по специальности электротехника.

Несколько лет работал на селе мелиоратором, руководил работами по электрификации сельского хозяйства в Воронежской и Тамбовской областях.

Затем переезжает в Москву и всю дальнейшую жизнь посвящает литературе. Работал в редакциях газет, писал публицистические статьи.

1

В конце 20-х годов вышли первые сборники его рассказов и повестей.

Пишет о людях, их взаимоотношениях. Основная тема творчества- нравственное возрождение человека.

В годы Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной Армии. В качестве военного корреспондента газеты «Красная Звезда» прошел всю войну. Имел награды.

Выпустил сборник военных рассказов.

Плодотворно работал в драматургии. Создал несколько пьес для театра. Произведения А.Платонова прочно вошли в золотой фонд русской литературы.

Для детей писатель создал такие известные рассказы как «Июльская гроза», «Сухой хлеб», «Корова», «Еще мама», «Неизвестный цветок» и др.

Еще Платонов занимался обработкой народных сказок- башкирских и русских.

Детей очень любил, восхищался ими и называл «спасителями вселенной».

Любованием детства проникнута каждая строка его рассказов.

5.Работа над содержанием рассказа.

Выборочное чтение.

А). Дедушка Тит

-Главный герой рассказа — мальчик Афоня. Почему ему стало «скучно жить на свете»? Найдите в тексте, где об этом сказано? Прочитай.

— А почему дедушка много спал? Как он сам объясняет это внуку? Сколько лет дедушке Титу?

-Как автор рисует руки дедушки? Прочитай. Какое сравнение он использует?

-Чем дедушка Тит занимался всю жизнь?

Дедушка – труженик, всю жизнь землю пахал и хлеб растил.

— О каком удивительном чуде, главном деле узнал Афоня от дедушки?

(Труд создает жизнь, делает ее)

Чтение по ролям.

— Подготовьте к чтению по ролям эпизод, где дедушка рассказывает о цветке .Отметьте слова героев, подумайте, с какой интонацией будете читать слова дедушки? А Афони?

-Как читали ребята? Удалось ли чтецам передать настроение героев?

Б).Цветок

— Дома вы все нарисовали цветок таким, каким его себе представляете. Все молодцы. Несколько работ я отобрала и оформила доску.

Работа с рисунками.

-Иди к доске, расскажи, что ты изобразил.

Цветок голубенький, жалконький, терпеливо растет корнем из сухого песка. Цветок – труженик, создавший из праха жизнь, поднявший к небу

2

доброе лицо свое.

6. Физкультпауза.

-Потянитесь к небу, к солнышку, улыбнитесь мне и друг другу.

5.В).Афоня

— О чем задумался Афоня среди трав и цветов?

— Какое доброе дело он сделал? О ком он думал?

-Нравится ли вам мальчик Афоня? Хотели бы вы с ним дружить?

Рассказ об Афоне.

— Из предложенных вам слов выберите только те, которые характеризуют мальчика. Посовещайтесь друг с другом. Помните правила работы в парах.

Мальчик Афоня добрый,

внимательный,

вдумчивый

любознательный

(учитель вывешивает напечатанные слова на доску)

7.Обобщение.

-А как вы понимаете смысл таких слов: «Дед улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий в земле»? О чем подумал дед?

-Чем мальчик похож на цветок?

-Почему именно так назвал А.Платонов свое произведение?

8.Домашнее задание.

-Прочитать рассказ А.Платонова «Еще мама».

9.Подведение итогов урока.

Выставление оценок за работу на уроке.

3