МОБУ «Новоладожская средняя школа №1»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
ТЕМА « ТВОРЧЕСТВО А.ПЛАТОНОВА. ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ»
Учитель Куничкина О.В.
2012 год
Цель урока: раскрыть основную мысль произведения, объяснить название
Задачи : — совершенствование навыков чтения;
-совершенствование навыков работы с текстом;
-формирование и совершенствование навыков связной речи;
-дать учащимся литературоведческие знания о писателе Платонове
и его творчестве;
— воспитание доброты, уважительного отношения к пожилым людям,
к людям труда;
— совершенствование общеучебных навыков
Оборудование урока: портрет писателя А.П.Платонова, книги писателя, рисунки детей, учебники с текстом, классная доска
ХОД УРОКА:
Организация класса
Работа с пословицами и поговорками.
На доске написаны пословицы и поговорки:
А) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
Б) И старость не страшна, коли молодые помогут.
В) Не обижай малого, уважай старого — сам в почете будешь.
-Прочитайте пословицы и поговорки и объясните их смысл.
Прочитайте еще раз выразительно.
3.Сообщение темы и задач урока.
— Как вы думаете, почему к уроку я подобрала именно такие пословицы (о старости и молодости)?
-Сегодня на уроке мы с вами попытаемся объяснить название рассказа. Поразмышляем, почему автор именно так назвал свое произведение?
4.Рассказ о писателе А.П.Платонове.
-А хотите вы узнать о писателе Андрее Платонове?
-Настоящая фамилия писателя Климентов. Андрей Платонович прожил короткую жизнь, всего 52 года.
Родился в многодетной семье, был старшим из 11 детей.
Детство провел в Воронежской губернии, так раньше называли области.
Тамбовскую, Воронежскую, Оренбургскую области называют житницей страны, потому что здесь богатые черноземные почвы. Испокон веку крестьяне пахали землю и кормили хлебом всю Россию.
Первые 4 года Андрей Платонов учился в епархиальной школе при церкви, затем в четырехклассной городской школе .Продолжил образование в Воронежском политехникуме по специальности электротехника.
Несколько лет работал на селе мелиоратором, руководил работами по электрификации сельского хозяйства в Воронежской и Тамбовской областях.
Затем переезжает в Москву и всю дальнейшую жизнь посвящает литературе. Работал в редакциях газет, писал публицистические статьи.
1
В конце 20-х годов вышли первые сборники его рассказов и повестей.
Пишет о людях, их взаимоотношениях. Основная тема творчества- нравственное возрождение человека.
В годы Великой Отечественной войны был призван в ряды Красной Армии. В качестве военного корреспондента газеты «Красная Звезда» прошел всю войну. Имел награды.
Выпустил сборник военных рассказов.
Плодотворно работал в драматургии. Создал несколько пьес для театра. Произведения А.Платонова прочно вошли в золотой фонд русской литературы.
Для детей писатель создал такие известные рассказы как «Июльская гроза», «Сухой хлеб», «Корова», «Еще мама», «Неизвестный цветок» и др.
Еще Платонов занимался обработкой народных сказок- башкирских и русских.
Детей очень любил, восхищался ими и называл «спасителями вселенной».
Любованием детства проникнута каждая строка его рассказов.
5.Работа над содержанием рассказа.
Выборочное чтение.
А). Дедушка Тит
-Главный герой рассказа — мальчик Афоня. Почему ему стало «скучно жить на свете»? Найдите в тексте, где об этом сказано? Прочитай.
— А почему дедушка много спал? Как он сам объясняет это внуку? Сколько лет дедушке Титу?
-Как автор рисует руки дедушки? Прочитай. Какое сравнение он использует?
-Чем дедушка Тит занимался всю жизнь?
Дедушка – труженик, всю жизнь землю пахал и хлеб растил.
— О каком удивительном чуде, главном деле узнал Афоня от дедушки?
(Труд создает жизнь, делает ее)
Чтение по ролям.
— Подготовьте к чтению по ролям эпизод, где дедушка рассказывает о цветке .Отметьте слова героев, подумайте, с какой интонацией будете читать слова дедушки? А Афони?
-Как читали ребята? Удалось ли чтецам передать настроение героев?
Б).Цветок
— Дома вы все нарисовали цветок таким, каким его себе представляете. Все молодцы. Несколько работ я отобрала и оформила доску.
Работа с рисунками.
-Иди к доске, расскажи, что ты изобразил.
Цветок голубенький, жалконький, терпеливо растет корнем из сухого песка. Цветок – труженик, создавший из праха жизнь, поднявший к небу
2
доброе лицо свое.
6. Физкультпауза.
-Потянитесь к небу, к солнышку, улыбнитесь мне и друг другу.
5.В).Афоня
— О чем задумался Афоня среди трав и цветов?
— Какое доброе дело он сделал? О ком он думал?
-Нравится ли вам мальчик Афоня? Хотели бы вы с ним дружить?
Рассказ об Афоне.
— Из предложенных вам слов выберите только те, которые характеризуют мальчика. Посовещайтесь друг с другом. Помните правила работы в парах.
Мальчик Афоня добрый,
внимательный,
вдумчивый
любознательный
(учитель вывешивает напечатанные слова на доску)
7.Обобщение.
-А как вы понимаете смысл таких слов: «Дед улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий в земле»? О чем подумал дед?
-Чем мальчик похож на цветок?
-Почему именно так назвал А.Платонов свое произведение?
8.Домашнее задание.
-Прочитать рассказ А.Платонова «Еще мама».
9.Подведение итогов урока.
Выставление оценок за работу на уроке.
3
- Кубановедение 1 класс рабочая тетрадь ответы
- Ангыр оолдун тоожузу чогаадыг
- Гармония окружающий мир 4 класс решебник
- Где устраивают гнезда луговые птицы?
- Кабан бабочка кошка окунь это
- Задания по математике 1 классы
- Анализ сказки теремок
- Олимпиадные задания для 4 го класса
- В каком ряду названы иглокожие ответы
- Как сделать прижат живая азбука?
- Решите пример в столбик 28142 2
- Тема произведения умнее всех мамин сибиряк