Урок по литературному чтению Б Гримм Заяц и ж

Урок литературного чтения Шаханина Лариса Ивановна

Тема: Братья Гримм «Заяц и Еж»

Цель: Способствовать воспитанию культуры общения (воспитывать умение внимательно слушать и слышать)

Задачи: 1) Учить видеть и выделять особенности литературного произведения (название произведения, фамилию автора, главных героев, жанр , тему)

2) Создать условия для развития умений анализировать произведение (выделять из текста слова говорящие о положительных и отрицательных поступках героев).

3) Воспитывать: а) способность к самоконтролю и самооценке;

б) привычку делового сотрудничества.

Оборудование: 1) сказка Братьев Гримм «Заяц и Еж»;

2) заготовки моделей обложки и заменителей жанров (геометрические фигуры), слов и пословиц характеризующие героев произведения;

3) цветные и простые карандаши;

4) презентация к уроку.

План-конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. (слайд № 1)

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы учимся отлично!

У нас все получиться!

Дети хором произносят стихотворение

Регулятивные (волевая саморегуляция)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

Актуализация знаний.

Проблемное объяснение нового знания.

Цель: организовать актуализацию мыслительных операций достаточные для построения новых знаний. (слайд 2 изображение зайца и ежа)

— Ребята. А как вы думаете, кто бегает быстрее и почему?

Если бы были спортивные состязания в беге, кто бы занял из этих зверей первое место? Почему? Объясните свой выбор.

— Сегодня мы побываем на необычном соревновании, которое проходило между Зайцем и Ежом.

Садитесь поудобнее, я вам поведаю поучительную историю. А эту историю сочинили и подарили всему миру великие мастера слова Братья Гримм. (слайд 3 портрет братьев)

И так история начинается (чтение сказки учителем)

— Понравилась история? Почему?

— Давайте сформулируем тему урока?

— О ком идет речь в этом произведении?

— Кто написал его?(слайд 4 тема урока)

Дети прогнозируют, анализируют проблемную ситуацию. Делают логические заключения.

Учащиеся формируют шаги, необходимые для реализации поставленной цели.

Регулятивные (прогнозирование)

Познавательные (логический суждения)

Первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Цель: организовать условие нового способа действия учебной задачи с проговариванием во внешней речи.(фронтально)

Моделирование обложки.

-А теперь вам нужно смоделировать обложку этого произведения. Чтобы выполнить это задание, что вам необходимо для работы?

(слайд 5 таблица жанров и тем)

(После самостоятельного выполнения работы действия детей проверяются и анализируются)

— К какому жанру относится это произведение? Докажи?

— Какова тема? Докажи.

Дети сравнивают свои модели с образцом.

(слайд 6 модель обложки)

Дети выполняют моделирование обложки.

Регулятивные (управление своей деятельностью).

Познавательные (работа с учебными моделями, использование знако-символических средств)

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия и соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

Характеристика главных героев.

— А теперь возвращаемся к героям сказки.

Назовите их.

Охарактеризуйте их.

Эту работу вы выполните в группах.. Все необходимое вы найдете в конвертах.

(после выполнения задания производится самопроверка Слайд № 7 характер, героев)

— Кто выполнил задание правильно?

— А кто помог Ежу в трудной ситуации?

— Что можно сказать о Ежихе? Какая она? (отзывчивая, готовая прийти на помощь)

Соотнесение пословиц.

Работа проводиться с текстом слайда №8

У каждой группы лежит лист с иллюстрациями героев сказки и конверт со словами. Дети должны прочитать эти слова и определить какому герою они принадлежат, приклеить под картинками.

Регулятивные (самоконтроль в форме сравнения способа действия и его результата, оценивание качества уровня усвоения)

Познавательные

Личностные

Подведение итога урока.

Цель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Обобщение.

— Ребята, пришло время подвести итог урока.

Вы знаете, что каждая сказка чему-то учит и знаете поговорку «В сказке ложь ,да в ней намек, добрым молодцам урок».

Я задам самый главный вопрос сегодняшнего урока. Вы не спешите отвечать. Хорошо, хорошо подумайте.

— Чему же учит сказка Братьев Гримм «Заяц и Еж»?

(Слайд № 9)

Дети делают выводы. Обосновывают свои ответы.

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Рефлексия.

Цель: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.

(слайд №10)

Урок для меня показался …

На уроке я понял(а) …

Дети выражают свои мысли.

Коммуникативные