Урок по литературному чтению Докучные сказки

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г. Казани

РАЗВИТИЕ

ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на совещании учителей

УЧИТЕЛЬ: Нигматуллина Ю.И. ,

Вторая квалификационная категория

6 декабря 2009

СЛАЙД 1 Тема: Развитие детской одарённости в

начальной школе.

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?

СЛАЙД 2

ОДАРЁННОСТЬ— уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/XIX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA» \o «XIX век» XIX века HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B5» \o «Англичане» английским HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3» \o «Психолог» психологом HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BE%D0%BD,_%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81» \o «Гальтон, Фрэнсис» Фрэнсисом Гальтоном.

HYPERLINK «http://vocabulary.ru/dictionary/16/word/%CE%C4%C0%D0%C5%CD%CD%CE%D1%D2%DC/» ОДАРЕННОСТЬ ( Ожегову) — наличие у человека задатков к развитию способностей.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Одарённость – это не врождённое , а приобретённое качество, которое может как появиться и развиться, так и исчезнуть. Для поддержания одарённости человека необходима целенаправленная системная работа.

Многие часто путают мастерство(способности) с одарённостью. Наличие способностей без одарённости не даёт человеку возможность проявить творчество. Одарённость без способностей может сопровождаться бессистемными актами творчества. Творчество есть совокупность одарённости и способностей.

Ниже приводятся некоторые наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.

СЛАЙД 3

1. Познавательные способности и навыки

Владение большим объемом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно- следственных связей.

Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Организация информации.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение замечать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Анализ ситуаций.

Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Умение предвидеть последствия.

Умение рассуждать.

Построение гипотез.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

Высокая любознательность.

СЛАЙД 4

2.Творческие способности

Способность рисковать.

Дивергентное мышление.

Гибкость в мышлении и действиях.

Быстрота мышления.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Богатое воображение.

Восприятие неоднозначных вещей.

Высокие эстетические ценности.

Развитая интуиция.

СЛАЙД 5

3. Особенности эмоциональной сферы

Реалистическая Я-концепция.

Уважение к другим.

Терпимость к особенностям других людей.

Склонность к самоанализу.

Терпимое отношение к критике.

Готовность делиться вещами и идеями.

Настойчивость в выполнении задания.

Независимость в мышлении и поведении.

Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.

Соревновательность.

Чувство юмора.

Чуткость к анализу нравственных проблем.

Уверенность в своих силах и способностях.

Внутренняя мотивация

Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основенаблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

СЛАЙД 6

Как правило, у одаренных детей проявляются:

высокая продуктивность мышления;

легкость ассоциирования;

способность к прогнозированию;

высокая концентрация внимания;

Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств. На наш взгляд, для успешного развития способностей одаренных детей условием является подготовка педагогических кадров. Сам учитель должен быть непременно талантливым, способным к творческой деятельности, профессионально грамотным, интеллигентным, умелым организатором, психологом, владеющим передовыми педагогическими технологиями.

СЛАЙД 7

В школе одаренным детям создаются условия, включающие

расширение содержания образования в определенной области науки (предметные кружки, секции, НОУиУ);

стимулирование познавательных способностей учащихся;

дифференцированный подход в образовательной деятельности;

регуляцию конфликтов;

антистрессовую работу.

Широкое использование педагогами в учебной деятельности индивидуально — личностного подхода к учащимся способствует реализации индивидуальной траектории развития, интеллектуальных способностей ребенка. Разнообразны формы и методы работы с одаренными детьми, в частности: индивидуальный подход в объяснении и проверке знаний, консультации, собеседования, предметные кружки, написание творческих рефератов, олимпиады, создание благоприятных условий для развития и обучения ребенка.

СЛАЙД 8 – 19

Мероприятия, способствующие выявлению одаренности, развитию творческих способностей учащихся:

8. Всероссийская игра – конкурс по русскому языку «Русский медвежонок»

9. Международная игра – конкурс по математике «Кенгуру»

10. Международный интернет – конкурс «Эрудит планеты»

11. Ежегодный школьный интеллектуальный марафон

12. Всероссийский интернет – конкурс «Инфознайка»

13. Всероссийский марафон учеников-занковцев

14. Районная НПК «Первый шаг в науку»

15. Районная НПК «Я – исследователь»

16. Работа кружка «Край мой Татарстан» совместно с ГДЭБЦ

17. Предметные недели

18. Творческие конкурсы(чтецов, газет, рисунков и т. д.)

19. Дополнительное образование

В рамках данного направления поведен ряд мероприятий, способствующих выявлению одаренности, развитию творческих способностей учащихся. Ученики начальной школы приняли участие во всероссийских, городских и районных конкурсах и олимпиадах.

Во Всероссийской игре – конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок» в прошлом году приняли участие 79 учеников начальной школы, а в этом году – 97учеников.

В международной игре – конкурсе по математике «Кенгуру» в прошлом сезоне участвовали 78 учеников. В число 10-ти лучших в регионе вошла наша ученица 2 класса.

Международный интернет — конкурс «Эрудит планеты» . Если в прошлом году участвовало 30учащихся и 5 педагогов начальной школы , то в этом году участвуют 36 учащихся и 6 педагогов начальной школы.

Ежегодный школьный интеллектуальный марафон. Здесь участвуют все дети, без исключения с 1 по 4 классы, проверяют свои способности. Это в помощь учителю в выявлении одарённых детей.

Всероссийский Интернет – конкурс «Инфознайка» . Планируем участие в январе 2010 года впервые. В подготовке помогает ,организованный в этом году, кружок информатики.

Всероссийский марафон учеников-занковцев. В этом марафоне принимаем участие и занимаем призовые места уже 3 года. В прошлом году Анисимова Камила заняла 2 место в районе и участвовала в городском туре. В нынешнем году 1 место в районе и 8 место по городу заняла Епишева Ксения, ученица 4б класса. Маньков Михаил занял 3 место.

Районная Научно-Практическая Конференция «Первый шаг в науку» для начальной школы. Дипломы в позапрошлом году получили Сергеев Богдан, Ильясов Линар, Тимофеев Андрей, в прошлом году ЕпишеваКсения и Родионова Екатерина.

Районная Научно-Практическая Конференция «Я – Исследователь » для начальной школы. Позапрошлый сезон Сергеев Богдан, Ильясов Линар, Тимофеев Андрей заняли 3 место. В прошлом году учащиеся 3б класса – Астраханцева Аня, Пояркова Лиза. Епишева Ксюша были награждены благодарностью за участие.

Работа кружка «Край мой Татарстан» совместно с ГДЭБЦ . Участвуем в различных выставках и акциях, конкурсах. Учащиеся 3-4 классов принимают участие в НПК. Неоднократно награждались грамотами, дипломами, сертификатами.

Для формирования интереса к школьным предметам и мотивации учащихся к углубленному изучению научных дисциплин была проведена Предметная неделя в начальной школе для учеников 1-4 классов. Каждый учитель провел по одному мероприятию на параллели. Результативность данной работы в том, что при подведении итогов большинство учащихся обратились с просьбой о проведении предметной недели в самом ближайшем будущем.

Творческие конкурсы. Это различные конкурсы чтецов, стенгазет, рисунков, агитбригад и т. п. В них раскрываются компоненты одарённости, не связанные с учёбой.

Дополнительное образование играет не последнюю роль в работе с одарёнными детьми. Оно развивает, не связанные с учебной деятельностью, способности у учащихся . В нашей школе работает ДМШ, кружок «Плетение бисером», информатика.

Развитие одарённости – это не только заслуги школы и школьных учителей. У нас многие учащиеся серьёзно занимаются спортом и имеют некоторый рост в этой области. Например, Викторова Кристина- 4а (гимнастика) Тимофеев Саша — 4а (карате) , Муллагалиева Диана — 3б (лёгкая атлетика), Нигматуллин Р – 3б (карате), Петровичева Алина – 3б (карате и бальные танцы) Маулиев Расим — 3б (бальные танцы), Данилов Даниил – 4б (карате – 4 место в России и б.танцы – 1 место в РТ, 4 место РФ в паре с Епишевой Ксенией), Осипов Илья – 2а (хоккей), Гиздатова Алина и Никитина Диана – 2а (бальные танцы).

В работе с одарёнными детьми используем различную литературу.

( показ )

В отдельной папке собираем различный материал, помогающий при подготовке к олимпиадам и конкурсам по русскому языку ( н-р, «Медвежонок») и по математике ( н-р, «Кенгуру»)

Хочется сказать , что мы не останавливаемся на достигнутом, а стараемся двигаться дальше и глубже. По статистике в 3-4 года одарённых детей 8 %, а к моменту вступления ребёнка в школу, их всего лишь 1 % , из числа всех детей. И мы стараемся не потерять этот 1% ,поднять процентный состав, развить одарённость у учащихся у которых есть способности.

На данный момент методическое объединение учителей начальных классов школы №15 совместно с учителями старших классов работает над созданием программы по работе с одарёнными детьми.

СЛАЙД 20

…если мы знаем, как из слабости возникает сила,

из недостатков — способности, то мы держим в

своих руках ключ к проблеме детской одаренности.

Лев Семёнович Выготский

(советский психолог)

PAGE

PAGE 6